А есть ли у нашей школы будущее?

В последнее время  первыми лицами нашей страны снова уделяется определенное внимание проблемам школы. И это вполне естественно – ведь, если наша школа не изменится, причем кардинально, никаких позитивных сдвигов в модернизации страны ждать не приходится.
 Но способна ли сегодняшняя школа к переменам, понимает ли их необходимость и хочет ли их?
Я говорю «школа», подразумевая под этим понятием учителей, учащихся и их родителей.   Фактически это все наше общество, от которого мы все ждем, когда же оно станет гражданским, то есть способным ставить перед властью те проблемы, которые та должна решить, а оно, это общество, почему-то, в основном, молчит и все терпит.
Ответим поочередно на поставленные вопросы в отношении всех категорий наших граждан так или иначе связанных на определенном жизненном этапе со школой. Попробуем представить читателям обобщенные портреты сегодняшних учителей, школьников и их родителей. Сразу оговорюсь, что, безусловно, есть личности, чье отношение к образовательному процессу далеко выходит за рамки тех характеристик, которые я приведу ниже. Увы, их так мало, что погоды в целом они не делают. Кто они сегодня - наши учителя?
В 85-90 случаях из 100 – это немолодые, скорее даже пожилые, одинокие люди, Преимущественно  женщины, чаще всего с синдромом профессионального выгорания.  Мне возразят, назовут цифры, свидетельствующие о некотором притоке в последние годы молодых специалистов в школу. Увы, отток этих учителей из школы весьма значителен, особенно в связи с тем, что через 3 года льготы для молодых специалистов заканчиваются, а требования к учителям все время растут. Не готово большинство молодежи к труду вообще, а к невероятно психологически затратному педагогическому труду, тем более.  Да и в педвузы большинство абитуриентов поступают не по призванию и велению души, а потому что конкурс низкий. Это касается, конечно, не только педагогов, а и вообще большинства всех студентов, но случайный человек в роли учителя, врача социально  опасен.
Но и даже  то, что педагог остался в профессии на долгие годы не всегда гарантирует, что он способен не только к репродукции знаний и умений, а к воспитанию личности, стремящейся к самопознанию и саморазвитию.
  Творчески работающих учителей еще очень немного, но  они есть и за ними будущее, однако  именно им в сегодняшней школе с ее бюрократическими заморочками, труднее всего. Требования вышестоящих инстанций от администрации школы и учителей практически 100% успеваемости приводит к полному абсурду: учителя учат тех, кто учиться не хочет и никогда не будет, а на тех,  кто хочет и может учиться, времени не хватает. Говорить о каком-то совершенствовании школы здесь не приходится.  Примитивное натаскивание старшеклассников на сдачу ГИА и ЕГЭ вообще обучением не является.
 Об этом свидетельствует резкое падение интереса большинства к обучению в 10-х и 11-х профильных классах. Резко падает посещаемость занятий старшеклассников, учащаются прогулы. Дети быстро понимают, что рычага давления на них у школы уже нет. Сдавать теперь экзамены все равно не в своей школе. Так зачем туда ходить. Ведь тройки все равно поставят, а школьная оценка потеряла свое значение с введением внешней аттестации вообще. Зачем посещать уроки тех предметов, по которым сдавать экзамены не придется.
Хорошая идея   профильности  обучения практически загублена. Она свелась к увеличению учебных часов по тем предметам, которые условно связаны с данным профилем. Почему условно? Будущему экономисту или инженеру необходимо хорошо знать математику, но это, как говорят математики необходимое условие, но недостаточное. А вот помочь будущему выпускнику понять сможет ли он со временем стать врачом или инженером, педагогом или юристом, школа не может. Да и особо не хочет. Не ее это цель, по мнению подавляющего  большинства числа наших учителей.
Да и наши выпускники школ, и их родители, на этом и не настаивают. Главное, чтобы ГИА, ЕГЭ были успешно сданы, а там как-нибудь в ВУЗ попасть. Конечно лучше в тот, который престижнее. Но в крайнем случай сойдет любой, даже педагогический.
 Знакомство с подготовленными проектами новых стандартов образования радует. Переход к индивидуализации обучения дает надежду на долгожданные изменения. Да вот только способны ли мы - учителя, ученики, родители к этому, хотим ли? Не утопим ли вместе с нашим чиновничеством очередную идею в бесконечных планах и отчетах?
Сначала на 5 лет, потом - на 10 лет. Тогда уж  лучше вообще на 2100 год. Тогда уж точно никто не доживет и подвести итоги очередной благоглупости будет некому.
Есть ли выход из явного тупика, в который на всех парах, по моему мнению, летит школа?
Только  в прекращении бюрократического давления  на нее и произвола последних лет, предоставлении самостоятельности образовательным учреждениям  не на словах, а на деле.  И пусть главным критерием работы школы будут ее счастливые дети,  не затурканные, а творчески мыслящие учителя, вместе с родителями, делающие самое благородное дело на Земле - воспитание подрастающего поколения.
2011 год


Рецензии