Струны понимания. Глава 93

1. В этой главе мы рассмотрим седьмой смысловой фактор "чаша" (02007) асперономной контекстной модальности. Как и в предшествующих главах мы будем опираться на систему библейского символизма как на исходную точку наших размышлений.

2. В Евангелиях символ чаши используется в двух основных смысловых планах. Во первых он обозначает сознание и его внутреннее содержание. В этой связи Иисус обвиняет фарисеев в том, что они заботятся только об очистке внешней поверхности чаши и оставляют без внимания ее внутренность. Во вторых Иисус употребляет этот символ во время молитвы в Гефсиманском саду для обозначения предстоящей ему участи, когда умоляет Бога если возможно дать ему избежать ее: " Да минет Меня чаша сия, чтобы Мне не пить ее, впрочем не как Я хочу, но как Ты". Это употребление близко к употреблению того же символа в более ранней библейской пророческой традиции, где испить чашу до дна означало для городов и народов подвергнуться смерти, страданиям и разрушению или во всяком случае тяжёлым испытаниям.

3. В прошлой главе я уже указывал на то, что нижняя половина асперономики IDKC квантономика DKC имеет форму чаши. Она также связана с уничижением и тяжелыми испытаниями.

4. Квантономика это месономная часть асперономики и контур DKC представляет собой часть процессономики LDKCM, нижней половины месономного цикла развития смысловых энергетических импульсов/монад/логосов, как моментов универсального Логоса. Посмотрим как в 21 м (в еврейской Псалтири 22 м ) псалме квантономные испытания интегрируются внутрь большей "чаши" процессономной смысловой динамики LKM.

5. 22/21 псалом в христианстве осмысляется как имеющий прямое отношение к страданиям и крестной смерти Иисуса, а также к его воскресению и спасению. Конечно не случайно, что согласно евангельскому рассказу последними словами Иисуса на кресте были начальные слова из арамейского текста этого псалма: " Эли, Эли лама савахтани", "Боже мой, Боже мой, зачем Ты Меня оставил?". На иврите эта начальная фраза читается так: " Eli Eli lama azavtani rahok mijeshuati divrei shaagati"." Боже мой, Боже мой, зачем Ты меня оставил, далеки от спасения моего, слова вопля моего". Как выясняется из продолжения этого текста Бог остаётся глух к молитвам Давида несмотря на то, что эти молитвы продолжаются днём и ночью: "Боже мой, вопию к Тебе ежедневно и не отвечаешь Ты и ночью не умолкаю я" (21:2).

6. Отчужденное положение автора (левое боковое среднее контекстное поле "чужих" Е), тщетно вопиющего к Богу о помощи противопоставляется успешной молитве его предков (правое боковое контекстное поле "своих" G), находивших в Боге поддержку и избавление: " На Тебя уповали отцы наши и избавлял Ты их; к Тебе они кричали и в Тебе находили укрытие, на Тебя полагались и не оставались постыженными" (21:4-5).

7. Такое противопоставление смысловых категорий "прежде" и "теперь" характерно для левого бокового среднего месономного контекстного поля разделения/анализа/смысловых полярностей L. Таким образом исходное положение автора в тексте псалма на центральной горизонтальной оси LE сюнетономной парадигмы идентичности IАLD.

8. Из этого начального положения тревоги и неуверенности, связанной с молчанием Бога, автор вскоре попадает в другое положение, еще более трагическое, связанное с нижним левым контекстным полем рынка/мира/театра D, где он становится предметом насмешек и издевательств, также как Иисус в Иерусалиме после ареста в Гефсиманском саду, согласно рассказу Евангелия от Иоанна.

9. D это общая точка сюнетономики и асперономики и в данном случае она получает асперономную, а точнее квантономную тематизацию. Автор псалма описывает свое унижение и поругание: " А я червь, а не человек, постыжен людьми и презрен народом. Все видящие меня ругают меня языком своим, кивают головой: " Пусть обратится к Богу, пусть Бог укроет его и избавит его, коли надеется на Него".

10. Как я отмечал в одной из предшествующих глав, нижняя точка квантономной парадигмы идентичности DKC, месономное контекстное поле смысловых ориентаций К находится в особо тесном резонансном соотношении с верхним центральным месономным контекстным полем J Блага/смысловых соответствий, которое в библейской традиции ассоциируется с Богом, как источником благ и опорой в беде. Так в 18 м псалме, описывающем 18 шаговый алгоритм идентичности (обнаруженный и подробно проанализированный в моей книге Свиток и сапог) последние четыре шага этого алгоритма связываются именно с нижней квантономикой, а затем с с восходящей резонансной "струной" в виде центральной вертикальной оси KIJ и с верхней агатономикой BJA (где В верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм/Красоты, а А верхнее левое контекстное поле общих принципов истины и справедливости).

11. К квантономному DKC процессу внутреннего очищения через испытания там относятся слова: "Тогда сделаюсь я искренним и очищусь от множества грехов (az eitam vnikeiti mi pesha rav 18/19: 15 это пятнадцатый шаг алгоритма. Затем следуют два шага снизу вверх по центральной вертикали: шестнадцатый шаг KI ( где I центральное контекстное поле "сердца"/смысловых взаимодействий): "Да будут соответствовать Твоей воле слова уст моих" (ihyu lratson imrei pi 18/19:16), а затем семнадцатый шаг IJ: "И помышления сердца моего да будут пред Тобою, Господи (vhigayon livi lefaneikha hashem)и наконец последний восемнадцатый шаг, относящийся уже к агатономике BJA: " Твердыня моя и Избавитель мой" (tsuri vgoali).

12. Сходным образом автор 21/22 псалма подчёркивает свою близкую связь с Богом в квантономной ситуации мучительного испытания и смертельной опасности.

"Ибо Ты вытягивал меня из утробы, успокаивал меня на груди матери моей; на Тебя положился я как на утешение, от чрева матери моей Ты Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо близко испытание и нет помогающего." (21: 10-12).

13. Дальнейшие стихи 21/22 псалма содержат новые призывы о помощи и условно-поэтическое описание многочисленных и сильных врагов, которые разделили себе одежду героя псалма и бросают о ней жребий, пронзили ноги и руки, это описание действительно сильно напоминает распятие.

14. Но с 23 го стиха тон автора начинает меняться: " Расскажу об Имени Тыоем братьям моим, посреди общины восхвалю Тебя. Боящиеся Бога хвалите Его, все семя Иакова почитайте Его и живите в Его помощи все семя Израилево. Ибо не погнушался Он и не пренебрег нищетой нищего и не скрыл от него Лица Своего и услышал вопль его к Нему. От Тебя хвала моя в многочисленном собрании, обеты мои исполню пред боящимися Его. Пусть едят нищие и насытятся, пусть восхвалят Господа ищущие Его, пусть живо будет сердце ваше вовеки. Вспомнят и обратятся к Господу все края земли и преклонятся перед Тобою все семьи народов (21:23-28).

15. Если в первой части псалма была тематизирована нисходящая половина процессономики LDK, то в заключительной части псалма тематизируется восходящая фаза процессономной парадигмы КСМ. Благодаря помощи Бога мучениям наступает конец и человек обретает способность подняться по восходящему вектору КС (где С левое нижнее левое контекстное поле автономной личности) на другой край квантономной чаши.

16. Находясь в С человек убеждает воздать хвалу Богу собственную еврейскую общину("семя Иакова"), то есть тематизирует нижнюю часть CG правой идиографической вертикали CGB, где G среднее правое контекстное поле "своих".

17. Затем двигаясь по процессономному контуру СМ внутри универсального месономного цикла развития смысловых интуиций/монад/логосов он достигает правого бокового месономного контекстного поля синтеза/смысловых сущностей/общностей М (эта часть месономного цикла соответствует уже не асперономике, а третьей из актономных смысловых модальностей софрономике ICMB, речь о которой еще впереди) и возносит хвалу Богу внутри новой универсальной смысловой общности, которая описывается как многочисленное собрание и связывается с активно ищущими Бога индивидами разнообразного происхождения и с обращением к Богу всех народов и всех концов земли.

18. Критический вопрос для нас здесь: каким образом произошел поворот от нисходящей фазы к восходящей: было ли нечто такое внутри человеческого устроения, что наряду с суверенным решением Бога обеспечило этот переход от отчаяния и богооставленности к исцелению и спасению?

19. Внутри 18 го псалма подъем идет не по линии КМ, а непосредственно из нижней точки К в J через центральное контекстное поле сердца I. Он связан с 16 и 17 шагами алгоритма идентичности и описывается следующим выражением: " Да будут соответствовать воле Твоей слова уст моих и помышления сердца моего да будут пред Тобою, Господи" (см выше).

20. С этим можно сравнить слова Иисуса во время молитвы в Гефсиманском саду: " Если возможно да минет Меня чаша сия, чтобы Мне не пить ее, впрочем не как Я хочу, но как Ты". В Евангелии от Матфея второе и третье заключительное моление Иисуса в Гефсиманском саду описывается так: "Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, то да будет воля Твоя".

21. Здесь можно видеть две тенденции внутри человеческой воли Иисуса: одна выражает естественный ужас человеческой самости перед лицом скорой, трагической и мучительной смерти. Мы назовем ее привативной или обособительной тенденцией. Другая тенденция выражает собой понимание Иисусом того, что предстоящая ему  смерть также является частью Божественного замысла и нуждается в осмыслении в рамках более широкого месономного дискурса универсального Логоса.

22. Такой коммуникативный/сообщительный дискурс сходен с тем дискурсивным взаимоотношением различных аспектов вселенной, на которое указывают обращенные к Калликлу слова Сократа в платоновском диалоге Горгий:

" Такою мне представляется цель, которую надо видеть перед собой в течение всей жизни, и ради нее не щадить сил ни своих ни своего города, чтобы справедливость и воздержность стали спутницами каждого, кто ищет счастье, да, так надо поступать, а не давать волю необузданным желаниям, не торопиться их утолять, потому что это нескончаемое зло, это значит вести жизнь разбойника. Подобный человек не может быть мил ни другим людям, ни богу,потому что он неспособен к общению, а если нет общения нет и дружбы. Мудрецы учат, Калликл, что небо и землю, богов и людей объединяет общение, дружба, порядочность, воздержность, справедливость, по этой причине они и зовут нашу Вселенную порядком (космосом), а не беспорядков, друг мой, и не "бесчинством" (507 D-508 А).

23. Коммуникативная/сообщительная воля/дискурс в отличие от обособительной/привативной (которую в Горгии отстаивает Калликл) не является продуктом самости, а формируется в ходе внутренней работы преодолевающего самость самосознания. Очень важно понять, что ни воздержность ни справедливость ни другие добродетели не существуют в качестве изолированных достижений, они представляют собой разные аспекты коммуникативного/сообщительного дискурса, работа с которым дает человеку возможность достойно жить и при необходимости достойно умирать.

24. Внутри сюнетивистской традиции Сократа и Иисуса развитие самосознания было целью понимания (сюнесиса) и преодоления самости как абсолютизации мировой множественности на пути к комплексному единству вселенского целого в его стремлении к Богу. Софрономика, третья из актономных смысловых модальностей оказывается следующим этапом этого пути. К ее рассмотрению мы и приступим в следующих главах.


Рецензии