Над ямой

Этот случай произошёл со мной как-то летом, на нашем городском пляже. Мне было тогда лет 12 или 13. Плавать я не умела, но очень любила плескаться недалеко от берега на надувном круге или матрасе. Однажды я, по обыкновению, вошла в воду, и стала качаться на воде, держась за круг. Я не надела его на себя, как делала это раньше, а просто держалась за него.
Вообще, у меня всегда было особое отношение к воде. С одной стороны – я её боялась, с другой - она всегда меня к себе влекла, манила неудержимо. Мама рассказывала мне, что как-то раз, когда мне едва исполнился год и она пришла со мной на пляж, первое, что я сделала - это ринулась воду, не зная страха, и мама едва успела вытащить меня из воды, пока я не захлебнулась. Видимо, от рождения играет роль природная тяга к своей Альма Матер, как и у всех живых существ. Но постепенно взрослея, я становилась более осторожной и, обожая купаться, всё же заходила в воду с опаской.
Оказавшись в воде, мне хочется забыть обо всём на свете, и о том, какой сегодня день и который сейчас час...мне хочется только одно – отдаться этому прекрасному чувству наслаждения, этому таинству соприкосновения с необъяснимо притягательной и загадочной стихией.
Мне нравится особенный, ни с чем не сравнимый запах реки, запах воды, вечно движущейся, вечно куда-то бегущей…я вхожу в воду и дышу, дышу полной грудью этим запахом…потрясающее ощущение…А вода движется вокруг меня…её так много вокруг и я – посреди этого водного царства…я начинаю фантазировать, представлять себя кем-то вроде русалки, какого-то водного существа…мне хочется почувствовать себя единым целым с этим завораживающим миром, стать его частью, слиться с ним воедино. Это так восхитительно!
Вода кажется такой ласковой, её  плавное движение, её звуки, колебание, - всё располагает к расслабленности, и, слившись с этой стихией, к тебе приходит удивительное, необъяснимое чувство: ты вдруг ощущаешь себя вне времени и пространства. Вода, как магическая сила увлекает тебя, завораживает и держит в плену… И ты чувствуешь, что отдаёшься обаянию этого мира настолько, что забываешь обо всём… Ласковый, и… коварный плен…
Мне всегда хотелось хоть на короткое время побороть свой страх, не думать о том, что я совсем не умею плавать, что могу утонуть, мне хотелось представить, что я хоть чуточку, хоть немножко умею держаться на воде. И я отдавалась этому чувству и плескалась, плескалась…
Весьма характерное и увы, очень опасное состояние для купальщика! Особенно когда ты находишься на большой реке с довольно сильным течением.
И в этот раз, находясь в прекрасном настроении и предвкушении нового наслаждения, я отплыла немного от берега, держась за круг. Течение в Иртыше сильное и меня постепенно относило всё дальше от того места, где я вошла в воду. Но я не думала ни о чём, помню только, что я слишком увлеклась и не заметила, как оказалась…над глубокой ямой, которая была вблизи от берега, всего в нескольких метрах.
Вообще, на нашем пляже стоял большой щит с надписью: «Купание запрещено», а внизу крупными буквами: «ЯМА». Этот щит кто-то постоянно переносил с места на место, и не всегда он бросался в глаза. Как-то его отнесли далеко от пляжа и поставили где-то сбоку, совсем не там, где ему следовало бы стоять. Всякий раз, по дороге на пляж, я видела этот щит, но почему-то всегда думала, что эта яма где–то далеко, на глубине, а вовсе не здесь, не у берега, и что это предупреждение - для тех, кто заплывает далеко, кроме того, думала я, чего мне бояться, я ведь всегда во-первых, нахожусь возле берега, а во-вторых, проверяю, есть ли дно под ногами,  я всегда по привычке так делала периодически, для уверенности, мне всегда необходимо было знать, что дно – рядом и я в безопасности, и можно купаться дальше.
И вот - опускаю ноги, а дна нет…гляжу вокруг, и замечаю, что вода вдруг стала  холоднее и изменила цвет с мутно-зеленоватого на тёмно-свинцовый…я даже заметила, что нахожусь в самом центре «пятна» из этой тёмно-свинцовой воды…инстинктивно я поняла, что подо мной большая глубина и меня охватил ужас…молнией пронеслась мысль, что я оказалась над этой самой зловещей ямой…что она сейчас прямо подо мной…я вдруг почувствовала себя  таким беспомощным, жалким существом, по воле случая оказавшимся во власти беспощадной стихии, силы, которой ничего не стоит проглотить тебя в одно мгновение, и ей не жаль тебя совсем...
Мне вдруг стало очень холодно, мои руки приобрели синюшный оттенок и покрывались «гусиной кожей», ком подступал к горлу, отчаяние охватило меня…что мне делать?…к тому же мой надувной круг стал предательски сдуваться…он уже сдулся почти наполовину и я чувствовала, что всё больше погружаюсь в воду…она уже почти у подбородка…понимая, что мне грозит смертельная опасность, я начала отчаянно барахтаться, изо всех сил грести попеременно то одной, то другой одной рукой и усиленно двигать ногами, а сама с тоской глядела на берег…там, всего в нескольких метрах от меня, сидели какие-то две девушки и весело болтали, а недалеко от них загорелая стройная женщина шла по песку и вела за руку малыша, похожего на розового пупса с светлыми завитушками волос…ещё дальше несколько парней и девушек играли в волейбол…все отдыхающие наслаждались приятным времяпровождением на всех лицах царило спокойствие и удовольствие…
Я смотрела на берег и меня охватила такая тоска…я вдруг почувствовала себя совершенно чужой в этом водном мире, окружающем меня сейчас…как, зачем я здесь? Мой дом, моя родная стихия вовсе не здесь, а там, на земле…а она так близко и так далеко от меня…там всё, всё, что мне по настоящему дорого, бесценно для меня…я хочу скорее, скорее туда!
Я смотрела на людей…они ни о чём не подозревают, им весело, им ничто не угрожает,  а рядом с ними одно живое существо, человечек отчаянно борется за жизнь…в любую минуту я могу утонуть и никто не заметит… Как тут не вспомнить:
«Блеснёт заутра луч денницы,
И заиграет яркий день;
А я, быть может я гробницы
Сойду в таинственную сень…»
Возможно, это выглядело странным, но кричать и звать на помощь мне почему-то казалось нелепым…вдруг привлечь к себе всеобщее внимание посреди этого царства спокойствия…мне казалось, что если я начну кричать, я потеряю остаток сил и тогда точно утону…и я вновь, изо всех сил двигала руками и ногами, но почему-то оставалась на одном месте, всё над этой зловещей ямой!
Когда находишься, как говорят, «в экстремальной ситуации», сам себе удивляешься, тому, какие мысли тебе в голову приходят в этот момент, и как ты оцениваешь себя и окружающую обстановку и вообще, весь мир. Вот и я заметила, что вдруг словно молниеносно начала взрослеть не по годам. Словно я за эти мгновения вдруг прожила целую вечность… В совсем неподходящий момент для абстрактных размышлений, мне как будто какой-то голос шепнул: «Вот видишь, какой он мир…близкое соседство жизни и смерти в нём вполне естественно…люди ведут себя так, как будто и нет такой особенности, радуются, смеются, они жизнерадостны, веселы…и только когда вдруг с кем-нибудь произойдёт трагедия, они испытывают сильнейшую тоску, печаль, смертный ужас, отчаяние…вот такая она, жизнь… это её свойство, её особенность...трагическая и неизбежная…никто об этом не думает, все забывают об этой особенности, но она то и дело кому-нибудь напоминает о себе...а мир всегда был, есть и будет таким...это для нас – оказаться на грани жизни и смерти – шок, стресс, ужас, нечто невообразимое, не поддающееся осмыслению, а для мира – это привычное дело...вот видишь, ещё несколько минут назад ты радовалась жизни, мир тебе казался прекрасным, ты была полна надежд, планов на будущее, а через мгновение тебя может уже не быть и для мира это не станет потрясением...всё также будет светить солнце и плескаться вода и люди будут ходить по пляжу, играть, смеяться…»
Этот голос прозвучал так отчётливо и на какое-то время мне на удивление стало так спокойно и паника, которая было охватила меня в первые мгновения, отступила. Надо мной простиралось чистое голубое небо, такое безмятежное, спокойное, бездонное...а на нём сияло яркое солнце, играло лучами, переливалось, пульсировало… оно рассыпало кругом свои «золотинки» и они резвились на воде, мерцали…плясали вокруг меня… вода вокруг колебалась, дышала, отливая своим стальным блеском, а внизу под ней притаилась смерть…прямо подо мной она раскрыла свою ужасную чёрную пасть и ждала своей жертвы...и меня поразило то, что эти два противоположных мира – жизнь и смерть были так близки, что казалось, они сливались друг с другом в единое целое...Я смотрела на солнце и мне вдруг стало ещё холоднее..."Солнце тоже прекрасно знает об этой пучине подо мной, - промелькнуло в голове,-но делает вид, что всё нормально и резвится в на небе, как ни в чём не бывало, такое спокойное и весёлое…"
И вдруг я словно очнулась, и весь ужас моего положения вернулся ко мне  обжигающей мыслью и подсознательно заставил меня действовать. Ведь мне нельзя терять ни минуты! Мне во что бы то ни стало надо спасти свою жизнь! Я поняла, что спасение сейчас зависит  во многом от моих собственных усилий...в каком мире остаться...мир жизни или мир смерти...Нет, я ни за что не должна сдаваться! Не должна проявлять слабость...если я хоть на мгновение ослабею, может быть поздно…Вперёд! Только вперёд! И я рванулась к берегу с удвоенной энергией, с энергией существа, которое изо всех сил, до смерти хочет жить… оно плюёт на все законы мира, ему сейчас нужно только одно – выжить...Для него сейчас ничего не существует в мире, кроме спасения его жизни…пусть миру всё равно, утону я или нет, но зато это для меня не всё равно… Это был отчаянный рывок на пределе возможностей живого организма и он дал свой результат…
Наконец, в очередной раз, осторожно опуская ноги вниз, я чувствую…камни, песок под ногами! Спасение! Невозможно передать, какое облегчение, какое ощущение безграничного счастья меня охватило в тот момент! Я спасена! Я не утонула! И снова словно тот же голос шепнул мне: «Видишь, как всё просто. Нет ничего невозможного. Выплыла – и всё. Жива. Нет ничего фатального. В любой критической ситуации обязательно есть хотя бы один малейший шанс, даже если это кажется совершенно невероятным. Надо было знать, что ты спасёшься, с самого начала, и тогда ты бы не испытала паники…»
Не помню, как я вышла из воды…и тут все мои силы, как по команде, покинули меня…обессиленная, я лежала на песке и долго не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Меня лихорадило…Тело было холодным, в пупырышках, я была похожа на ящерицу или лягушку, выброшенную на берег, под палящее солнце из холодной воды…
Я смотрела по сторонам, на песок, на людей, на деревья…и у меня было такое чувство, будто я вижу всё это впервые…Потом, когда я понемногу стала приходить в себя, ко мне вдруг так просто, словно ждала своего часа, пришла мысль: «В мире только что совершилось великое событие, спасена человеческая жизнь и никто, никто этого не заметил! Как будто ничего и не было! В моей душе только что совершился грандиозный, вселенский переворот! Неужели никому до этого нет дела? А ведь меня могло бы сейчас не быть здесь, на этом месте, в этот момент…но нет, это невозможно! Я должна быть здесь, именно в этот момент, именно на этом месте! Я должна быть неотъемлемой частью этой обстановки, этого пейзажа. Нет, мир, ты не можешь так просто от меня отказаться. Раз я однажды стала твоей частью, а ты – моей, значит между нами установилась крепкая неразрывная связь, и разрывать эту связь ни в коем случае нельзя до определённого времени! Всё, всё в мире нарушится, всё пойдёт вверх дном, если в нём не будет меня…"
Ещё долго, и много времени спустя после этого случая я не могла забыть то потрясение, которое я испытала, находясь между жизнью и смертью. С тех пор я стала ещё больше бояться воды, но ещё больше стала её любить. Вода – неотъемлемая часть жизни, и что бы с тобой ни случилось, всегда будет манить к себе этот завораживающий, изменчивый, такой прекрасный и грозный и такой таинственный мир, который невозможно разгадать до конца… 

10.06.2018


Рецензии