Что представляют из себя заговоры

Народ создал заговоры на всякие случаи жизни: от различных болезней, воинские, любовные (отворотные и приворотные), от тоски, от полового бессилия, заговоры на пчел, охотничьи, торговые, от нечистой силы, от сглаза, порчи и даже «подходные заговоры», помогающие найти подход к начальству.

При всем разнообразии, заговоры в большинстве случаев состоят из стандартных формул. Обычно они начинаются с молитвенного введения: «Во имя Отца и Сына, и Святого духа…» После этого следует зачин: «Встану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми…» Конечная точка путешествия — «бел-горюч камень» или «камень Алатырь». Вокруг них обычно и разворачиваются события. Действующими лицами являются персонажи языческого и христианского пантеонов, герои фольклорных произведений. Основной принцип включения в заговор того или иного персонажа — его авторитет и функциональные возможности.

Принцип основной (содержательной) части заговора — аналогия. Простые человеческие действия или проблемы ассоциируются или увязываются с неоспоримыми природными или иными явлениями, а затем, как правило, указывают, что раз нечто невозможно (или возможно) в природе, то невозможно (или возможно) и у человека: например, «Как у месяца не болят зубы, так и у раба Божьего…»

При чтении некоторых заговоров считается важным не только смысл произносимых слов, но и обстановка, при которой производится шептание. Например, при чтении заговора от переполоха (повышенной нервной возбудимости) больного укладывают или удобно усаживают в подушки. Во время чтения знахарь должен «делать пассы»: водить руками сверху вниз у головы пациента, затем на уровне груди и при этом зевать. Процедуру продолжают не менее часа, пока больной не заснет или не впадет в гипнотическое состояние.

В других случаях придается особое значение набору слов заговора, правильности, порядку и полноте их произношения. Например, считают, что воинский заговор от ружья и свинцовой пули не предохраняет от золотой и серебряной, а вызов змей из норы можно осуществлять только при чтении текста на чужом языке.

В большинстве случаев считается важным не изменять ни ритуал, ни текст заговора. В народе существовало поверье, что успех имеет только тот заговор, который произнесен с чувством, с соблюдением установленных приемов.

Среди общих правил имеются такие, как чтение многих заговоров натощак, других — на пороге, в чистом поле, лицом к востоку, по легким дням (вторник, среда, суббота), на ветер, воду, над березовыми сучьями. При чтении заговора могут использоваться разные предметы: сушеная желчь, кровь и шкурки животных, кости, овощи, фрукты, корешки, травы, соль, сахар и т. д.

* * *
Широко применяют наговоры (шептания) на лекарственные травы. При этом невозможно провести четкую грань, где кончается рациональное лечение народными средствами и начинается знахарство.

Наиболее часто применяются заговоры на обычную и святую воду. Вода для заговора должна быть набрана до восхода солнца, «непочатая», пока никто ее не черпал. Если вода берется в реке, то надо черпать против течения, а если в колодце, то с запада на восток. Возвращаясь с водой, не следует оглядываться.

Наговорные съестные продукты употребляются в некоторых случаях так, чтобы человек не знал о вмешательстве в его личную жизнь. В значительной мере это относится к заговорам при лечении пьянства, к любовным и, конечно, «подходным» заговорам. При лечении от алкоголизма и выведении из запоя допускается делать наговор на вино. Сохранение втайне рецепта приготовления снадобий особенно необходимо том случае, когда вино настаивают на лягушке.

Знахари были твердо уверены, что заговор, рассказанный непосвященному человеку, теряет силу. Такое отношение носителей заговоров к своему знанию привело к тому, что многие тексты и сопровождающие их обряды были утрачены. Не способствовали сохранности заговоров и естественные искажения при устной передаче от учителя к ученику. И все же стараниями многих поколений удалось сохранить уникальное по своему богатству собрание сочинений образцов заговорного искусства.


Рецензии