О науке и вере

Мы привыкли верить, что науки всегда точны. Математика, физика, химия… И привыкли к тому, что наука всегда противопоставляется вере, которая считается «ненаучной». Но в чем же наука отличается от веры?

В общем - ничем. Наука субъективна и относительна, все ее основы были придуманы людьми, как и боги. Но измени одну самую маленькую базу этой конструкции и она рухнет. Доказывая теоремы и расписывая демонстрации на несколько страниц, мы лишь повторяем одно и то же. Из одного предположения, от одной идеи мы переходим к другой только, подставляя уже известные и более простые идеи. Но стоит заменить одну единственную деталь, например, что два плюс два не равно четырем и вся система рухнет. Какой бы точной не была бы наука, из-за одной выпавшей заученной наизусть детали машина ломается. Возьмем пример физики – решая задачу по механике, нас каждый раз просят уточнить референс. Отталкиваясь от него, мы решаем задачу. Смени в этой привычной схеме направление одной единственной стрелки, и система рухнет.

Наука полагается лишь на фундаментальные базы, которые никому не дано изменить. Наука придумана людьми и не выходит за рамки их маленького мирка. Наука, в следствии та же вера, но вместо бога там стоит сам человек. Люди придумали науку, чтобы подтвердить свое существование как наивысшего разума на Земле, критикую «нелогичное» существование высших сил. Так же люди придумали логику «благодаря», которой доказывают все научные тезисы. С другой же стороны, ища логикой объяснить происходящее вокруг, они лишь объясняют самих себя, взращенных на этой «логике». Этим же они сами себе создают цепи, загоняющие их в угол.

Напротив же, вера крайне пластичная структура. Один лишь факт столь долгого ее существования, доказывает ее гибкость. Один раз сменив базы, наука рухнет, вера же позволяет себе менять даже основы основ. Вспомните, сколько научных революций было сделано в человеческой истории, и каждый раз старое отвергалось или полностью менялось. Каждая религиозная революция лишь порождала новые религии и множила уже существующие.

Если пытаться представить их как что-то более приземленное, ты мы можем взять пример змеи и червя, для науки и веры соответственно. Змея кажется нам более страшным и опасным противником, чем червь. Но отруби змее голову и она умирает. В случае с червем такая ситуация в несколько раз сложнее. Начнем хотя бы с того, где у червя голова, а где хвост? Даже найдя предполагаемую голову и отрубив ее, червя этим не убьешь, лишь создашь еще одного, только немного поменьше. Но что мешает ему вырасти еще длиннее, чем был его «родитель»? Теперь же какой же из противников опаснее? Змея и червь – оба живые существа, но именно змею мы сравниваем с угрозой для жизни. В это же время червь ассоциируется с уже мертвым, существом, которое копошится в мертвой гниющей плоти. Таким образом, не доказывает ли вера то, что она лишь использует смерть, не боясь ее страшной тени?

В то же время смерть – это нечто не чуждое ни вере, ни науке. Разница лишь в том, что вера допускает существование после смерти, какое-то, но продолжение жизни, а наука говорит на это сухое и окончательное нет. Это и помогает вере вырваться вперед перед наукой. В конце концов, ведь именно наука была создана в противовес «слепой» вере и ее «безумию», а не наоборот. В это ее же и ее величайшая слабость – появись сила сильнее науки, и она канет в Лету и место соперника веры займет уже эта самая новоржденная сила. Но есть ли сила сильнее веры?

Все люди боятся: смерти, горя, несчастий и так до бесконечности, и лишь вера позволяет ослабить этот страх. Не является тогда вера лишь средством способным хоть немного усмирить страх? Наука же порождение страха – страха перед неизвестным, перед высшими силами, что неподвластны человеку. И какой же способ самый простой, если ты не можешь объяснить? Отрицание. И, конечно же, с доказательствами, иначе никто не поверит. Итак, существует ли такая сила, что сильнее науки и веры вместе взятых? Что заставит людей выбрать одну из двух, а то и обе разом? Да и сила эта страх. Страх, что заставляет лить слезы и кричать от ужаса. Который превращает нас всех в лишь беспомощных младенцев. Проникающий в сердца и умы, создающий идеальные оковы – что науку, что веру. Всепоглощающий и вездесущий. Страх.

NB: данная работа призывает читателей к дискуссии, так как философия - наука неточная и пластичная. В философии не может быть одного и окончательного решения.


Рецензии