Благими намерениями..

Каждая неделя дает нам все большую пищу для размышлений – пойдет ли страна каким-то новым , иным , по сравнению с прежними, путем, или вновь будет повторять то, что давно ею пройдено. Как говорится, плюс квамперфектум( давно прошедшее).
 Совсем недавно Министерство образования РФ  в лице Федерального института развития образования разработало Концепцию организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Почти одновременно Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов опубликовало Дорожную карту "Создание Национальной системы компетенций и квалификаций" (НСКК) Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, проект «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» и Дорожную карту по переходу к ней.
Об этих документах еще мало кому известно, они обсуждены на нескольких заседаниях, круглых столах, конференциях, и естественно одобрены теми, кто присутствовал на них.
Станут ли они широко известны? Ведь в них заложены планы с 2013 по 2020 год перестройки всей системы профессионального образования, кадровой политики
нашей страны. Планы и проекты фундаментальны, серьезны, чувствуется, что писали достаточно грамотные специалисты. Снова, как много лет назад, на тебя смотрят обновленные документы времен последних  съездов КПСС, реформы школы 1984 года. Правда, надо отдать должное  авторам современных проектов и планов, до таких задач, как «Разработка стандартов представления информации о деятельности организаций профессионального образования с учетом современных средств коммуникации» прежние авторы не додумывались. Можно приводить много примеров из этих документов, свидетельствующие о том, что стремление все предусмотреть, разложить по полочкам, максимально освоить государственные средства, отпущенные на реализацию этих планов, превалировали над элементарным здравым смыслом. Ну не работали или очень давно учились в вузах и школах авторы этих документов. Забыли или, что еще хуже, даже и не задумывались над тем, что подавляющее большинство российских городских школьников и их родителей никогда уже не спланируют свое профессиональное будущее, связанное с рабочей профессией. Если только сразу после окончания вуза молодого специалиста, к примеру, не назвать инженером и не поставить за станок, а технолога-пищевика поставить на нарезку овощей и мытье грязных тарелок на кухне, инженера-строителя – монтировать здания и т.д. Можно продолжать этот ряд еще долго. Только тогда, когда авторы данных прожектов скажут об этом честно и попробуют реализовать это на практике. Только тогда страна вздохнет спокойно и перестанет завозить мигрантов в Россию эшелонами. Правда и зарплату ,все таки, нашим инженерам с токарным уклоном придется платить неплохую. Не то, что мигрантам, копейками уже не обойдешься. Только захотят ли, и, самое главное, смогут ли заняться таким физическим трудом наши изнеженные в подавляющем большинстве своем  дети? В проекте новых стандартов образования фактически ликвидируется такой предмет, как «технология», а  психолог в школе в большинстве ситуаций, так и остался инородным телом. Что же тогда даст появление в школе такого специалиста, как профконсультант, если сами учителя, как много лет назад, так и сейчас, знают только один подход к профориентации школьников: «Не хочешь учиться - иди в ПТУ ( извините, в колледж) и чем скорее ,тем лучше». А при окончании 11 класса у любого учителя, чьи дети заканчивают школу , одна мысль-«Лишь бы все сдали ЕГЭ» и, конечно, получше. Затем все учителя и директора школ с гордостью отчитываются  перед начальством о том, что все их выпускники поступили в вузы. Правда, в том, что  в большинстве этих случаев, их заслуги нет, они конечно не говорят. О  том, что их многие выпускники уже через 2-3 года  не учатся там, куда поступили, а большинство после окончания профессионального учебного заведения переучиваются -уже никого не заботит. Кстати, не заботит и вузы, не занимающиеся трудоустройством своих выпускников. Какие государственные деньги при этом летят на ветер - один Бог знает.
Если те интеллектуалы, кто писал вышеназванные документы, знают, как решить названные мной проблемы – флаг и деньги им в руки. Но, если нет, или они всерьез, собираются, как написано в одном из перечисленных планов собираются строить новые предприятия с жильем для работников в чистом поле, так это в нашей стране , вряд ли пройдет. Чай не Казахстан и даже не США. Призывы могут и не подействовать, а посулы не сработать. Так, что ,как говорится  «Десять раз отмерь – один отрежь». И дайте, пожалуйста, господа всей нашей общественности познакомиться со всеми Вашими планами. Может быть, и не то еще услышите.
2013 год


Рецензии