Китайская тетрадь. Часть 42

«Узнать тысячу способов легко, добиться одного результата трудно».
(Китайская пословица).


Предлагаю вместе с авторами книги А.Д.Дикаревым, А.В. Лукиным совершить «Три путешествия по Китаю»
«...Когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь про Китай, как будто написанным для меня особым шрифтом - красным что ли. Рука тянется к карандашу и листочку..». Это сказал один из них. Мы с ним в этом схожи.
«Лучше двигаться медленно, но без зигзагов — таков наш лозунг дня». Таков девиз   Китая, вставшего на путь обновления. Проходит он не гладко. Как подчеркивала китайская печать, надо менять и исправлять не одну вещь, а десять тысяч вещей....Восторжествовал здравый смысл..
Китайцы всячески берегут ноги от замерзания, надевают даже летом теплое белье. А вот головные уборы даже в трескучие морозы не надевают. Некоторые носят армейские кепочки, которые называются «утиными языками» или «впередовками».
Шэньян (Мукден) известен с 2-го века, но только девять столетий спустя он становится более или менее известным центром для кочевых тунгусских народов — чжурчжэней. Во время правления цинской династии он считался второй столицей империи. В центре города был возведен императорский дворец — копия «Запретного города» в Пекине.

Чанчунь знаменитый город — он известен первым автомобильным заводом в Китае.Построен  с помощью СССР и выпускает продукцию с 1953 года. Много студентов. Кстати, студентам вступать в брак в Китае запрещено, иначе исключат из института.
Известные магазины Чурина в Харбине сохранились. Одному из них вернули имя «Цюлинь гунсы» - «Чурин и К». Первым мэром города был коммунист Ли Чжаолинь. Он был убит гоминьдановскими агентами и сейчас его именем назван парк. На берегу реки Сунгари, где ранее были склады, находится парк  имени Сталина, открытый открыли в 1954 году.. В Даляне есть проспект Сталина. Нынешний центр города Наньган, или Новый город, возник в 1900 году после того, как старый Харбин сгорел.  Пожар возник во время осады города ихэтуанями.

Сейчас в Харбине изучают нашу экономику, есть даже институт Сибири. Авторы книги  гуляли по старому району Мацзягоу, где проживали мои родственники, по улице Борьбы, на маленьком кирпичном домике увидели вывеску «Книжный магазин Ша Вэня».
Китайская специфика — муж и жена после распределения на работу  могут годами жить раздельно, на предприятиях в разных городах. А чтобы отправить с мужем жену за границу и речи быть не может. Приводятся цифры, что только в горнодобывающей промышленности раздельно живущих пар более 6 миллионов.
Ездить супруги в гости друг к другу могут только раз в году. Во время новогоднего праздника. Китайцы очень экономный народ, покупают вещи на распродажах по низким ценам. Зато любят покурить: Некурящий — это не мужчина» - говорят там. Курят везде: в самолете, в поезде, в больнице, на работе, авторы видели как курили артисты балета во время репетиций.
В дороге китайцы постоянно пьют чай доливая в стеклянные банки (кружки), где заварка. Проводницы в поезде, в клубе дыма, постоянно разносили кипяток. Кое кто и закусывал.

В 1986 году город Сучжоу отметил 2500-летие со времени своего основания, то есть с того момента, когда в 514 году до н.э. Хэ Люй, занимающий трон в царстве У, перенес сюда столицу из Уси ниже по реке Янцзы.
Первыми европейцами, посетившими Тибет, были римские католические миссионеры, возвращающиеся на Запад из Китая. В 1330 году, как полагают, в Лхасу пришел первый из них — брат Одорик. Прошло около трех столетий, прежде чем в Тибете появились другие европейцы — также монахи. Иезуит Дезидери в 1716 году прибыл в Лхасу и оставался в ней 13 лет в надежде обратить тибетцев в христианство.
Монахи-капуцины основали в Лхасе миссию, продержавшую полустолетие. Затем в течение века никому не удавалось проникнуть в Тибет. Цинская империя стремилась ограничить доступ в страну иностранцев, да и сами они не смогли полностью покорить Тибет.

В 28 километрах к юго-востоку от Синина находится монастырь Таэрсы (Гумбум) ( по тибетски  - «храм ста тысяч Будд»). Это один из шести великих монастырей секты Гелукпа (желтых шапок). Построен в 1577 году в месте, где родился Цзонхаба, основатель секты, крупнейший реформатор буддизма. В монастыре — множество изображений Цзонхабы и реликвий, связанных с ним. Его наместником был Хайдуба -гэлэг-балсан.
Тибетцы рассказывают, что Потала в Лхасе была построена в VII веке в честь бракосочетания китайской принцессы Вэнь Чэн с правителем Тибета Сронцзангамбо, со времени которого начинается распространение буддизма в Тибете. Покровитель Тибета двенадцатирукий Ченрезя, жена его Тара (спасительница).

Когда-то люди зависели от луны и звезд, которые давали им свет. Люди питались растениями, похожими на кукурузу, которые назывались «миигу». У каждого человека было собственное «миигу», которое каждый день приносило по плоду. Не было ни голода, ни бедствий, мир пока еще был миром изобилия. Однажды некто обнаружил, что его «миигу» принесло два плода и он их оба съел. На следующий день его растение не принесло плодов, и человек остался голодным и соблазнился плодом соседа. Тот, в свою очередь, взял плод «третьего» соседа. И вскоре все вынуждены были брать все, что им не принадлежит. Так в мир пришло воровство. Но вместе с воровством в мир пришел и труд, поскольку каждый стал сажать столько растений, чтобы плодов хватило на семью, даже в том случае, если часть урожая будет украдено....

Буддизм - религия веротерпимости, жалости и сострадания, в действительности не обходится без жадных и жестоких полубогов и духов. Они заимствованы из индуистского пантеона. Особенно много устрашающих изображений в ламаизме, основателем которого стал Цзонхаба
В Лхасе есть улица Народа, храм Джокханг, что в переводе означает «дворец Шакьямуни». Первое богослужение в этом храме было проведено в 1409 году.
Молитвы — поворот металлических барабанчиков.  По остроумному замечанию английского журналиста А. Уинингтона, «одна из самых менее механизированных стран в мире имеет самую механизированную религию». Одна из них «Ом мани падме хум» - «Будь благословенен драгоценный лотос», похожая на христианскую «Отче наш, иже еси на небеси...».. Тибетцы носят теплые халаты «цёба», любят украшения из серебра и кораллов, из всех камней — бирюзу. Они считают, что она отвращает заразу.

На 1987 год население Тибета составляло 2, 02 млн. человек. Китайцев в Тибете 73 тысячи.
После того как в Тибет в 1720 году вошла маньчжурская армия, цинская монархия стала проводить проводить политику игры на противоречиях между двумя авторитетами ламаизма — далай-ламой и панчен-ламой. В 1728 году маньчжуры задержали в Пекине седьмого далай-ламу и предложили пятому панчен-ламе власть надо всем западным Тибетом, однако тот отказался. Шестой панчен-лама (1738-1780) написал несколько философских работ, интересовался внешним миром. Седьмой и восьмой панчен-ламы ничем особенно не прославились. Англия и Китай упорно боролись между собой за влияние на девятого панчен-ламу (1883-1937), который, в итоге, поддержал китайский поход в Тибет в 1910 году
Испугавший мести тринадцатого далай-ламы, он бежал из Шигадзе в Китай и умер в Цинхае. Нынешний десятый панчен-лама родился в 1938 году, в районе Куконор провинции Цинхай. Он прибыл в Тибет в 1952 году вместе с отрядом НОАК. После того как далай-лама в 1959 году бежал в Тибет, панчен-лама был назначен председателем подготовительного комитета по образованию Тибетского автономного района.

В 1964 году он был арестован и несколько лет провел под домашним арестом. На политической арене неожиданно появился в 1978 году. И стал заместителем председателя ПК ВСНП, является почетным председателем Китайской буддийской ассоциации. В 1982 году он совершил поездку по Тибету. В 1985 году  вновь посетил Тибет в связи с 20-летием создания Автономного района.
Гималаи —  на санскрите «Обилие снегов» Гора Джомолунгма была открыта в середине XIX века.  Старшим землемером в Индии тогда был Эверест. По его имени и назвали гору, по-непальски она Сагарматха и означает - «Удаленная». Есть здесь и горная деревенька Тингри. Интересно, почти как у тюрков Тенгри. Не исключено, что и сюда кочевники заходили.
После Тибета авторы путешествуют в провинцию Сычуань, город Чэнду. Город известен в исторических источниках с 316 года до н.э.. Тогда в эпоху «сражающихся царств» на территории  Сычуани находилось государство Шу. Один из его правителей перенес на территорию нынешнего Чэнду свою резиденцию, после чего город и получил название, означающее «Ставший столицей».

Наименование города неоднократно менялось, был он известен как «Город парчи» (Цзиньчэн). В X веке город получил название Жунчэн (Город гибискуса) — роскошных цветов. Чэнду известен танской поэтессой  Сюэ Тао, парком «Тысячи бамбуков», на окраинах Чэду почти четыре года прожил изгнанник Ду Фу. Сейчас в городе есть «Центр по изучению творчества  поэта Ду Фу».
История провинции больше связана не с Чэнду, а с Чунцином, втором городом провинции. В нем прошли основные революционные события 30-х годов. Здесь был Мао, в честь него установлен самый большой в стране памятник.


Рецензии