Протесты в российских колониях

Адвокат Маргарита Ростошинская рассказала проекту «Территория пыток», что пятеро заключенных ИК-23 Саратовской области вскрыли вены, протестуя против условий содержания. По словам юриста, температура воздуха в камерах не превышала 5–10° С, теплые вещи осужденным не выдавали. Кроме того, заключенные жаловались на слабое освещение, от которого болят глаза, и издевательства сотрудников колонии. Как рассказывала Ростошинская, на все претензии к освещению начальник ИК-23 отвечал: «Вам что, не нравится интимная обстановка?», а когда его спрашивали об отоплении, советовал: «А вы грейте друг друга».

Во ФСИН подтверждали, что заключенные вскрыли себе вены. По данным службы, это произошло после обыска, во время которого у осужденных изъяли запрещенные вещи.

В поселке Мурмаши Мурманской области в ИК-18 произошел бунт заключенных, сообщала «Новая газета». Беспорядки начались после того, как сотрудники спецназа провели в колонии обыск. В знак протеста осужденные стали выбрасывать вещи из окон и поджигать локальные зоны. Троих человек после беспорядков госпитализировали, говорили источники Flashnord. В пресс-службе ФСИН «Новой газете» подтвердили информацию о бунте, однако в официальном сообщении ведомства говорилось, что беспорядков не было.

В Ижевской воспитательной колонии девять 17-летних осужденных порезали себе предплечья. В пресс-службе ФСИН рассказали, что подростки считали условия содержания в учреждении «нечеловеческими». Массовое членовредительство в службе назвали «действиями демонстративно-шантажного характера», совершенными «с целью послабления режима».

В пресс-службе управления ФСИН по Ульяновской области изданию «Репортер73» рассказали, что заключенные колонии-поселении №1 порезали себе руки осколками стекла, пытаясь «раскачать ситуацию» в учреждении. Эти осужденные, настаивали в администрации колонии, неоднократно нарушали правила внутреннего распорядка и надеялись добиться смягчения условий содержания.
К заключенным приехал представитель региональной прокуратуры, он не нашел никаких нарушений в действиях сотрудников колонии-поселения.

В начале марта восемь заключенных курганской ИК-1 порезали себе руки бритвами в знак протеста против переселения из одного общежития в другое, сообщали в региональном управлении ФСИН. Заключенные нанесли себе «поверхностные» повреждения, что «подтверждает характер организованной акции», утверждали в службе. Во ФСИН заверили, что не применяли силу к осужденным.

При этом агентство Kurgan.ru писало, что в редакцию поступило сообщение о массовом [Роскомнадзоре] в колонии. Подтверждения этой информации не было. Точная дата инцидента не сообщалась.

Издание Orsk.ru сообщило, что в Оренбургской области более 100 осужденных Новотроицкой ИК-3 четвертый день отказываются от еды. Их родственники рассказывали, что администрация колонии сокращает время свиданий и запрещает передачи, в том числе — лекарств. Чтобы получить медикаменты от родственников, осужденным нужно разрешение начальника медсанчасти, а тот отказывается подписывать заявления под тем предлогом, что в колонии есть все необходимое. Кроме того, заключенные жаловались родным, что их держат в переполненных камерах и постоянно провоцируют на нарушения режима, после чего отправляют в ШИЗО.

По данным Orsk.ru, с осужденными встретился один из руководителей колонии. Он пообещал разобраться с их требованиями, после чего заключенные прекратили голодовку. Однако 30 осужденных снова начали голодать: они написали заявления об отказе от пищи, требуя, чтобы в колонию приехал прокурор.

В редакции сайтов «Гай.рф» и Orsk.ru позвонил человек, который измененным голосом рассказал, что отбывает наказание в ИК-3. По словам звонившего, заключенные снова объявили голодовку, а трое из них порезали себе вены, поскольку предыдущая голодовка никак не повлияла на ситуацию в колонии. Напротив, представители администрации начали применять грубую силу к осужденным и использовать газовые баллончики при «малейших возмущениях».

Помощник прокурора Оренбургской области Алексей Колпаков посетил колонию и не нашел там «грубых и массовых нарушений», писал Orsk.ru. В пресс-службе управления ФСИН подтвердили, что осужденные начали голодовку, но действия администрации, против которых они протестовали, назвали законными. По данным службы, 19 апреля осужденные применили насилие в отношении сотрудников колонии, которые попытались забрать у них телефоны. Протестующие, утверждали во ФСИН, нанесли значительный ущерб имуществу учреждения, сотрудники колонии были вынуждены применить спецсредства.

Заключенные прекратили голодовку через три дня, прокуратура пообещала рассмотреть каждое обращение.

28 апреля. Около 100 осужденных оренбургской ИК-8 объявили голодовку в знак протеста против насилия со стороны сотрудников учреждения. Их открытое письмо опубликовал проект Gulagu.net. Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Алексей Епифанов рассказывал «Эху Москвы» в Оренбурге, что голодовка продолжалась всего один день — до тех пор, пока к заключенным не приехали представители прокуратуры. Епифанов утверждал, что от еды отказались только четверо осужденных, к которым сотрудники колонии применили физическую силу.

Украинский кинорежиссер Олег Сенцов, приговоренный к 20 годам строгого режима по делу «крымских террористов», объявил бессрочную голодовку. Отбывающий наказание в В ИК-8 в заполярном Лабытнанги Сенцов требует освобождения всех 64 украинских политзаключенных, которые находятся в российских тюрьмах и колониях. По словам члена Совета Федерации Людмилы Нарусовой, которая говорила с Сенцовым по видеосвязи, с начала голодовки у режиссера раскрошились два зуба. На 14-й день голодовки он согласился на поддерживающую терапию.

Украинский военный Александр Шумков, арестованный в России по обвинению в участии в запрещенном «Правом секторе», начал в СИЗО-1 Брянска голодовку солидарности с Сенцовым.

В поддержку Сенцова и его требований голодовку объявил фигурант дела «26 марта» Станислав Зимовец, которого приговорили к двум годам и шести месяцам колонии общего режима. При этом администрация ИК-12 Волгоградской области отрицает, что Зимовец отказался от еды.

31 мая. Осужденный по делу «крымских террористов» антифашист Александр Кольченко начал голодовку в ИК-6 города Копейска, требуя освободить Сенцова. Спустя восемь дней, потеряв 10 кг веса, Кольченко объявил об окончании голодовки.


Рецензии