Сказка, сказка, я тебя знаю?

С каким удовольствием мы слушали в детстве сказки, уютно устроившись заснеженным зимним вечером на диване под мягким обволакивающим светом торшера и укутавшись в теплый плед. Нежный мамин голос разливался в нас убаюкивающей музыкой и дарил спокойствие и умиротворение.
Прошли годы. И вот мы уже сами стали мамами, читающими своим детям книги о добром, вечном, главном. Но как мы выбираем эти книги? Мысленно возвращаясь в свое прошлое и обращаясь к сказкам, которые мы когда-то услышали от наших мам, к сказкам, проверенным временем, на которых выросло не одно поколение детей, или доверяя своей собственной интуиции? Не случается ли так, что слепо доверяя опыту предыдущих поколений, мы даже не задумываемся о том, что времена изменчивы, а вместе с ними меняются нравственные человеческие ценности, стереотипы поведения, моральные устои? И читая нашим детям народные сказки разных стран, созданные еще в 13-14 веках, мы, порой,  прививаем им устаревшие модели поведения, которые не только не помогут им стать счастливыми, а, наоборот, навредят.
Помню, как я читала в детстве всем известную английскую сказку «Маша и три медведя» в переводе Льва Толстого и как переживала за Машу: а вдруг ее догонят злые медведи?
Но, к счастью, все обошлось, и Маше удалось сбежать, предварительно набедокурив в чужом доме. Что могла я усвоить из этой сказки, представляя себя на месте главного персонажа? Что можно зайти без спроса в чужой дом, воспользоваться не своими вещами, и это - нормально. Главное – успеть убежать от разгневанных хозяев. Нужна ли нашим детям такая модель поведения? Если называть вещи своими именами, то модель-то поведения - криминальная.
Хочу добавить, что в английской версии этой сказки, изданной в 1837 году Робертом Саути, героиней является маленькая старушка, которая описана как наглая, плохая, сквернословящая, некрасивая, грязная бродяжка, заслуживающая пребывания в исправительном учреждении. Т.е. изначально поведение героини этой сказки осуждалось автором. Почему же мы из нее сделали героиню для подражания нашим детям? Может, кто-то из вас сможет ответить на этот вопрос?
Конечно, сказка во все века играла очень важную роль в подготовке детей к жизни в реалиях конкретного времени, учила выживать, предостерегала от опасностей. Но согласитесь, что в разные времена, в разные столетия в обществе существовали очень отличающиеся понятия о том, как обеспечить свою безопасность и как выжить.
Ведь раньше, в условиях нищеты, голода, войн, главным было именно выжить в тяжелых условиях, и здесь любые средства были хороши. Помните сказку «Вершки и корешки», как мужик медведя обхитрил? Какая мораль заложена в сказке? Кто-то старается присвоить то, что ему не принадлежит, а кто-то вынужден хитрить и обманывать, чтобы прокормиться. А чем сказка кончилась? «И с тех пор стали медведь и мужик враждовать». Как говорится «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец». Молодец-то – молодец, но что отложилось в подсознании ребенка после такого чтения? Неужели мы хотим, чтобы наши дети хитрили или с кем-то враждовали? Я думаю, что нет.
Мы сегодня продолжаем знакомить своих детей с окружающим миром на сказках, созданных еще в 14 – 15-х веках, во времена «охоты на ведьм» и веры в оборотней, когда простые люди имели минимальный уровень образования, жили суевериями и страхами, были запуганы церковными догмами. Как, например, любимая многими сказка «Про красную шапочку». Вы, наверняка, знаете, что изначально это была совсем не детская сказка с заложенной моралью для взрослых девушек. Но я хочу сказать о другом. Народные сказки, рождающиеся в результате тяжелого жизненного опыта, являлись предостережением для детей о грозящей опасности. Они учили выживанию в невежественном обществе, используя дикие методы. Или убьешь ты – или убьют тебя. Вот почему персонажи сказки «Про красную шапочку» так радуются жестокой расправе над волком: ведь это было условием их выживания.
Но нужны ли нашим детям в современном обществе способы выживания «дикого средневековья», когда на зло надо было отвечать злом? И надо ли им жить в страхе от постоянного ожидания опасности? Неужели за несколько столетий человек не изменился и не вырос в своем сознании, что ему предлагают устаревшие модели поведения непросвещенного общества, имеющие смысл лишь в реалиях прошлых столетий?
Народные сказки, они, конечно, тоже учат добру. Но столетия назад, народ не видел, как добро может победить зло, и поэтому в сказках за него всегда надо было сражаться, и обязательно убивать негативного героя: Змея-горыныча, Кащея бессмертного. Кстати, даже в именах прослеживается вера в то, что зло бессмертно.
А многие сказки рождались как отдушина для простого народа, в которой он выражал свои мечты. А о чем мог мечтать крестьянин, живущий в бедности, несмотря на изнурительный труд, и не видящий никакого просвета? Он мечтал о богатстве и отдыхе. И благодаря этой всенародной мечте мы сегодня читаем нашим деткам сказку про Емелю-дурачка, который не хотел работать, а только на печи лежал, но с помощью волшебства смог жениться на принцессе и стать  царем. Можно, конечно, понять крестьянина, который от зари до зари работал в поле, и пределом его мечтаний было отдохнуть на печи. Но наши-то детки еще не успели наработаться, так зачем же им навязывать такую модель поведения?
Вы заметили, что сказочное счастье почему-то всегда одинаково: просто надо выйти замуж  за принца или жениться на принцессе, и тогда будешь жить долго и счастливо.
И мы совсем не понимаем, как закладываем в своих детях веру в то, что их счастье зависит не от них самих, а от другого человека, который им это счастье обеспечит. Впрочем, как и несчастье тоже.
Еще лет сто назад такие сказки были актуальны, когда женщина чувствовала себя бесправной, и условием своего выживания считала замужество. Но почему мы до сих пор навязываем маленьким девочкам эту цель жизни, заставляя их отказываться от самореализации? И каким разочарованием может обернуться для них впоследствии взрослая жизнь, когда они не смогут найти своего принца? Или принц будет неуважительно к ней относиться, т.к. женщина полностью от него зависит и все стерпит.
Сказка – это очень важный элемент в воспитании ребенка, она знакомит ребенка с миром, в котором ему предстоит жить, с нормами поведения, нравственными принципами. Только в разные эпохи эти принципы воспитания были разные. И сегодня нужен абсолютно новый подход к воспитанию ребенка, к подготовке его к самостоятельной жизни.
Я не говорю о том, что все народные сказки изжили себя. Но к ним надо подходить очень избирательно, полностью осознавая, что вы хотите донести до своего ребенка.
Но тогда возникает закономерный вопрос: а какие же книги сегодня следует читать нашим детям?
Наш мир стремительно меняется, и сегодня мы воспитываем детей, которые будут жить в совершенно других условиях, которые мы, возможно, даже не можем себе представить. Наступает новое время, время неограниченных возможностей, время великих личных достижений. Вы же видите, с какой скоростью сегодня разрушаются все старые стереотипы, все тайное становится явным, вскрываются обман, коррупция. И если человек остановится в своем стремлении идти вперед, развиваться, достигать новых высот, он безнадежно отстанет и окажется на обочине жизни, разочарованный и подавленный своими неудачами. Причем двигаться вперед можно, только применяя принципы честности, верности, любви, дружественности. И здесь помощником для родителей может стать книга, вдохновляющая на великие достижения, на развитие талантов и способностей, на успех и победу над собой, помогающая ребенку не бояться поражений, верить в себя и свои возможности, Ну, и самим взрослым, конечно, надо демонстрировать на практике эти принципы.
Потому что старые модели поведения уже не работают, например: чтобы выжить, надо выйти замуж за принца, или уничтожить врага, или хотеть получить все желаемое по мановению волшебной палочки, не прилагая усилий.
И читать сегодня ребенку сказку о Емеле-дураке – я считаю, это просто преступление
Желаю всем нам читать хорошие и осмысленные книги, несущие в себе вечные жизненные ценности и помогающие становиться счастливыми!

Сайт автора www.o-magid.com


Рецензии
Огромное спасибо за столь мудрую и проникновенную публикацию! Полностью с вами согласна и исповедую в своей жизни тот же принцип. Некоторые сказки действительно, страшно читать. Про Айболита чего стоит! Не сказка, а криминальная сводка. ))) Продолжайте публиковать свои мысли, это очень ценно! Ведь действительно, пора нам менять изжившие себя стереотипы на конструктивные жизненные ценности!

Марина Ангелова   31.07.2018 20:54     Заявить о нарушении
Марина, спасибо Вам за отзыв. Я очень рада, что статья нашла отклик в Вашем сердце. Всегда приятно встречать единомышленников.

Ольга Магид   11.08.2018 21:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.