Батальный живописец Николай Дмитриев-Оренбургский

           Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич «Пожар в деревне», (1885) — Государственный Русский музей
            
       Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич — русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор Императорской Академии Художеств. Родился в 1838 году в Нижнем Новгороде, воспитывался в доме своего отца и в Уфимской губернской гимназии.

          После переезда семьи в Санкт-Петербург Дмитриев-Оренбургский готовился к поступлению в юнкеры, но по совету известного живописца Василия Кузьмича Шебуева, стал посещать классы Императорской Академии Художеств. Учился в классе Федора Антоновича Бруни, за время учебы получил от Академии за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну большую серебряную медали. Художник прибавил к своей фамилии эпитет Оренбургский для отличия от других художников Дмитриевых.

                Выйдя из Академии со званием художника второй степени, Дмитриев-Оренбургский принял участие в учреждении Артели свободных художников (ставшей впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок), членом которой состоял до 1871 года.

        В 1868 году за картину "Утопленник в деревне" Дмитриев-Оренбургский был удостоен звания академика. В 1869 году живописец сопровождал великого князя Николая Николаевича Романова в его поездке на Кавказ, а также в Харьковскую и Воронежскую губернии. Результатом этого путешествия стал альбом из 42 рисунков.

  В 1871 году Дмитриев-Оренбургский отправился за казенный счет в Европу, три года провел в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых художников В. Вотье и Л. Кнауса, а затем долгое время проживал в Париже.

  В столице Франции Дмитриев-Оренбургский стал одним из основателей художественного объединения "Общества русских художников" (французского отделения), выставлял свои картины в ежегодных парижских салонах, иногда присылал свои работы в Санкт-Петербург, также художник исполнял офорты и рисунки для русских и французских иллюстрированных изданий.

           В Париже в творчестве Дмитриева-Оренбургского произошел переход от жанровой к батальной живописи, причиной которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжеты из Русско-Турецкой войны 1877—1878 годов. За две из них ("Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II" и "Въезд императора в город Плоэшты") Академия Художеств присудила ему профессорское звание.

          Чтобы иметь все необходимые пособия при исполнении дальнейших картин той же серии, Дмитриев-Оренбургский возвратился в 1885 году на постоянное жительство в Санкт-Петербург.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Э.К.Липгарт.
"Художники Салона времен третьей республики."(отрывок из книги)

          "Хочу еще рассказать об одном из лучших рисовальщиков русского кружка, мы его звали «наш Детайль». Он жил вместе с Похитоновым и Вилье в маленькой колонии в тупике Елены. В Париже его звали Дмитрий д’Оренбург. Он был батальным живописцем, выполнившим по заказу императора для Зимнего дворца большую серию картин, изображающих турецкую кампанию 1878 года.

          В то время он только что выставил в Салоне свою лучшую работу, представлявшую фельдмаршала великого князя Николая-старшего, возглавляющего охоту во владениях одного из братьев Гинцбург в окрестностях Парижа, — заказ владельца охотничьих угодий. Там была серия живых и очень похожих портретов среди яркого пейзажа. Великий князь в центре и сгруппированные вокруг сидящие на земле перед ним охотники: братья Гинцбург, Тургенев, полковник Попов, распорядитель охоты и другие.

           Дмитриев-Оренбургский был женат на очаровательной женщине, которая была когда-то кассиршей в ресторане Лейнера на Невском в Петербурге, но, признаться, допустить такое скромное происхождение у этой очаровательной хозяйки дома было совершенно невозможно, — полная невероятного достоинства, она была «дамой» в полном смысле этого слова.

          Дмитриев много зарабатывал, был очень гостеприимным и держал открытый стол для русских. Маленькая внучка, настоящий сорванец, дополняла семью, ее мы позже встретили в Петербурге. Этот дом охотно посещали музыканты — наверное потому, что там не было фортепьяно и они были уверены, что их оставят в покое, — но не хочу сказать ничего о них плохого, когда речь шла об организации благотворительного концерта, они всегда были в нашем распоряжении.

  Ряд его картин, воспроизводящих различные эпизоды Русско-Турецкой войны, украшают собой большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце. Умер в 1898 году в Санкт-Петербурге.      


Рецензии