Как наше слово отзовется

27 февраля 1869 поэт Федор Иванович Тютчев создает знаменитое стихотворение:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
От этих строк мы и оттолкнемся, начиная разговор о силе слова.
По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, всем что нас окружает. Вспомним у Н. Гумилева (стихотворение написано в 1921 году):
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
 Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Словом можно ранить, а можно исцелить человека. «Доброе слово и кошке приятно».
Но, к сожалению, человек часто не ценит дара слова или пользуется им в корыстных целях. Вспомним недавние «группы смерти» в соцсетях, когда с помощью дистанционного вербального воздействия, с помощью слова молодых людей подталкивали к самоубийству.
Мы часто не задумываемся над тем, какой великой силой может обладать слово, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому Тютчев призывает быть осторожными просчитывать последствия сказанного. И наш ограниченный разум порой не в состоянии всех этих последствий оценить. Стихотворение Гумилева заканчивается словами:
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Мертвые слова… как часто мы их произносим! Говорим бездумно, безответственно, безапелляционно. И в этом случае слово превращается в игрушку, теряет свою благодать, возвышенность, силу. Человек сам перестает верить в эту силу, а значит, теряет дар произносить слова откровения.
Как бы разрушая высокий пафос стихотворения Гумилева, позднее поэт Николай Глазков пишет стихотворение, в котором есть такие строчки:
И я сказал:
- Дождь! Не иди!
Ты видишь: я иду!
С любимой я, а не один,
Имей её в виду!

Поэта дождь послушался
И капать перестал,
Лишь ручейки да лужицы
Омыли тротуар.

Тогда любимая, смеясь,
Спросила вдруг:
- Какая связь
Между дождём и словом? -
И я хотел ответить ей,
Что я, поэт, сильней дождей...
Но дождь закапал снова.
И в этом, на наш взгляд, трагедия современного человека, утратившего способность говорить так, чтобы слово выражала суть понятий.
Возьмем, к примеру, слово «любовь», слово, которое в силу частоности употребления кажется нам истертым, потерявшим свой глубокий смысл. В этимологическом словаре Л.В. Успенского читаем: «Любо;вь. Начало слова в прилагательном «любъ» — «милый», «желанный».
Словарь Ожегова дает нам шесть значений:
Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Л. 4. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение).  5. Пристрастие, вкус. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Даже этот перечень значений показывает, как нивелировалось понятие, как обесценивалось слово в процессе употребления.
Но и сейчас внимательный к слову человек способен увидеть глубинный его смысл, понять, почувствовать его красоту и мощь.  В этом смысле показательно слово «чаять», которое если вдуматься, содержит в себе несколько семантических пластов: это и ждать, и надеяться, и уповать, и полагаться, и верить в лучшее, причем все это – с радостью и воодушевлением (ср.: нечаянная радость, нечаянная встреча). Отнюдь не случайно «Символ веры» православных христиан заканчивается словами: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».
Прежде, до «девальвации» в языке (в которой виновны его носители, то есть мы с вами) любое слово имело более высокую цену. Человек до грехопадения с помощью слова  мог повелевать миром: Адаму Господь Бог дал право назвать всех животных и птиц с Земли. Этим даром совершения чудес с помощью слова обладали ветхозаветные пророки.
Но тогда возникает вопрос, чьей силой и во имя кого человек мог с помощью слова управлять миром, определять, систематизировать все, что его окружает? Очевидно, что во имя Того, Кто создал человека, то есть во имя Творца. Гумилев пишет:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Вот об этом мы не следует забывать. Слово – дар Творца человеку. Более того, в Евангелии сам Господь называется словом (по-гречески «Логос»). Словом Господь создал Вселенную, и людям было принесено благое слово, благая весть (по-гречески «Евангелие»). И этот дар исцеления словом, благим воздействием на человека и окружающий мир обладали апостолы.
Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3,2). «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф.12,36). Поразительно, но наше слово — станет главным свидетелем о нас на Суде Божием: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12,37).
Но язык — это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.
А.С. Шишков возводил этимологию слова «человек» непосредственно к понятию «слово»: слово — словек — цловек — чловек — человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно). Вот на какую неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1-3).
И еще: слово, русский язык, русская речь являются ниточками, соединяющими нас с культурой, традициями своего народа, с нашими предками. Слово выполняет объединяющую, скрепляющую нас как нацию функцию. Известный писатель, филолог-языковед Василий Давыдович Ирзабеков пишет: «Подлинное взросление человека нередко наступает с момента, когда он начинает понимать себя, подлинную мотивацию собственных мыслей и поступков, их происхождение. Наверняка родословные древа заключают в себе, помимо иных, еще и эту функцию. Насколько же важно в этом контексте осознание своих подлинных корней — а значит, и духовных корней целой нации».
Таким образом, человек, плохо знающий родной язык, не желающий его изучать, добровольно отказывается от своих корней, а значит, теряет источники, питающие его силы, становится похож на перекати-поле.
У нас должен быть общий язык, великий и могучий, благодаря которому мы будем понимать друг друга, находить компромиссы, благодаря которому мы будем оставаться сильными, способными достойно пережить не только радостные моменты, но и трудные времена. Скажу больше, сохранение родного языка есть задача государственного масштаба, средство сохранения нации, путь выживания россиян.
В этой связи закончить мне бы хотелось стихотворением Анны Андреевны Ахматовой «Мужество», которое (что очень символично) написано в самые страшные для нашей страны времена – в 1942 году:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
                Навеки!


Рецензии
Хорошее слово о Слове! Действительно, это - ниточка,соединяющая нас с культурой русского народа, это - скрепа нации. Спасибо,друже!

Светлана Казакова Саблина   05.12.2019 18:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.