C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

63. Привет из Будапешта

После неудачного провозглашения Советской власти в Берлине надежды на новый успех мировой революции на время угасли. В Болгарии восстание с участием социалистических партий было подавлено в зародыше. Италия бурлила, но после кризиса 1917 года, новых угроз для существующей власти не наблюдалось.

И уж совсем безнадежной с точки зрения революции выглядела Венгрия, где Габсбургов низложили позже, чем в Австрии. Лишенный поддержки двуединой империи, Будапешт терял всякое влияние в Центральной Европе и, казалось, не собирался вдохновлять европейцев на социальный переворот.

Венгрия вместе со своим недавним партнером Австрией считалась членом Четверного союза, и в силу этого, наравне с Германией, Турцией и Болгарией, должна была расплачиваться за поражение в войне. А чтобы обязательства перед странами Антанты выполнялись в срок, в Будапеште с 26 ноября 1918 года действовала специальная французская миссия.

Провозглашение Венгерской народной республики во главе с президентом Михаем Каройи как-будто гарантировало сговорчивость новых властей, но уже в процессе достижения независимости последовало убийство бывшего премьер-министра Тиссы.

Определенное влияние на обстановку в стране оказали бывшие венгерские военнопленные, возвращавшиеся из Советской России. 4 ноября 1918 года в московской гостинице "Дрезден" состоялось совещание Венгерской группы РКП(б), принявшее решение о том, чтобы основная часть бывших военнопленных выехала в Венгрию и приступила там к образованию коммунистической партии.

17 ноября группа коммунистов-репатриантов во главе с Бела Куном прибыла в Будапешт. 24 ноября усилиями бывших членов РКП(б) и левых социал-демократов была создана Коммунистическая партия Венгрии (КПВ), которую возглавили Бела Кун, Эрнё Пор, Карой Вантуш и др.

В стране назревал социальный кризис, вызванный давними противоречиями между безземельными крестьянами и магнатами, владевшими основной частью сельскохозяйственных угодий. Михай Каройи и премьер Денеш Беринкеи попытались остановить взрыв, провозгласив 15 февраля 1919 года раздел крупных имений, включая свое собственное.

Предложенный выход оказался неприемлемым ни для магнатов, ни для крестьян. Развернутая программа социальных реформ, включавшая выплату пособий по безработице, введение 8-часового рабочего дня, запрещение детского труда и расширение системы страхования, была вполне своевременной, но венгерские рабочие также требовали большего.

Утром 21 февраля после демонстрации безработных, организованной коммунистами и закончившейся столкновением с охраной редакции социал-демократической газеты "Непсава", власти Будапешта арестовали 57 членов Компартии Венгрии, включая членов ЦК. Однако ослабить левую оппозицию правительству не удалось. Был образован подпольный Центральный комитет КПВ во главе с Тибором Самуэли.

1 марта возобновилось издание коммунистической газеты "Вёрёш уйшаг". 9 марта Компартия Венгрии организовала в городском саду массовый митинг, на котором прозвучали лозунги немедленного захвата власти и установления революционной диктатуры. В Будапеште шло формирование отрядов Красной Гвардии.

18 марта на крупнейшем венгерском металлургическом и машиностроительном комбинате Чепель в ходе митинга, посвященного Парижской Коммуне, была принята резолюция о поддержке коммунистов и о проведении 23 марта массовой вооруженной демонстрации с требованием освобождения лидеров компартии. У правительства оставалась надежда, что в условиях внутреннего кризиса на него не будут давить извне.

Однако Каройи и его единомышленники просчитались. 20 марта глава французской военной миссии подполковник Фернан Викс вручил венгерскому правительству ноту с требованием отвести войска из Трансильвании и Закарпатской Украины для последующей передачи их Румынии и Чехословакии.

Непринятие ультиматума грозило наступлением румынских, чехословацких и французских войск. Подчинение требованиям Викса продемонстрировало бы полную беспомощность венгерского правительства. Так и не найдя решения, кабинет Денеша Беринкеи подал в отставку. Союз либералов и социал-демократов распался. Сговориться с правыми они не могли.

Оставались только коммунисты, но их руководство находилось в тюрьме. Выбора не было, и социал-демократы отправились на свидание с заключенными, которые отныне сами выдвигали условия.

21 марта в 17.00 в Будапештской пересыльной тюрьме было достигнуто соглашение об объединении коммунистов и социал-демократов в Социалистическую партию Венгрии и об установлении в Венгрии диктатуры пролетариата. Отряды во главе с Тибором Самуэли заняли основные стратегические пункты Будапешта и разоружили полицию.

На заседании Будапештского совета рабочих депутатов был образован Революционный правительственный совет во главе с Ш.Гарбаи и Б.Куном. Президенту Венгрии Михаю Каройи оставалось только утвердить состав нового правительства во главе с социал-демократом Шандором Гарбаи.

Вечером 21 марта Бела Кун подписал первый декрет Советского правительства Венгрии, в котором говорилось:

"От имени пролетариата партия немедленно берет всю полноту власти в свои руки... Для обеспечения господства пролетариата и против империализма Антанты необходимо заключить с правительством Советской России самый тесный военный и идейный союз".

Начались преобразования, опыт которых был хорошо знаком венгерским коммунистам, жившим и воевавшим в Советской России. 25 марта было объявлено о создании венгерской Красной Армии. 26 марта в Будапеште приняли декреты о национализации крупных предприятий, банков, транспорта.

2 апреля была объявлена государственная монополия внешней торговли. 4 апреля 1919 года руководство Антанты отправило в Будапешт генерала Смэтса, с ультиматумом об установлении демаркационной линии. Совет народных комиссаров Венгрии сразу же отверг эти требования.

Успех в Будапеште создал у руководителей Советской Венгрии иллюзию расширяющегося восстания. Однако ни в Румынии, ни в Чехословакиии, ни в Австрии, ни в Сербии не было признаков масштабного революционного движения.

16 апреля румынская армия в Трансильвании и чехословацкие войска в Словакии начали теснить немногочисленную венгерскую Красную Армию и уже через день нанесли ей поражение. Одновременно наступавшие с юга, французские войска заняли город Сегед. Советская Россия была слишком далека, чтобы оказать немедленную помощь.

Тем не менее, руководство Антанты было потрясено внезапностью перемен, происходивших в самом центре Европы под носом у бдительных кураторов без какого-либо контакта с мятежной Россией.

Возникло даже подозрение, что Советскую власть в Венгрию завезли из Лемберга (т.е. - Львова), что выглядело довольно забавно, так как столица Галиции прочно контролировалась польскими войсками. Но и для советского руководства события в Будапеште были сюрпризом.

Вечером 22 марта на заседании VIII съезда РКП(б) Г.Е.Зиновьев сообщил делегатам: "Товарищи, только что получено по радио известие, что в Будапеште, столице Венгрии, провозглашена Советская республика. (Бурные аплодисменты.)"

Характерно, что передачи из Будапешта старательно глушили с помощью парижской радиостанции. Для налаживания постоянной связи с венгерским правительством началось формирование Авиаотряда особого назначения. С большим трудом за счет гаража Совнаркома были найдены несколько бочек с бензином, на котором предстояло совершить перелет через Карпаты.

Полет был чрезвычайно рискованным, поскольку проходил над территорией, контролировавшейся петлюровцами, поляками или румынами. Да и техническое состояние самолетов вызывало серьезные опасения.

Только утром 12 апреля советский пилот В.В.Ходорович вылетел из Винницы на самолете "Эльфауге" в Венгрию. После пятичасового полета ему удалось "на честном слове и на одном крыле" доставить в Будапешт венгерского коммуниста Ференца Дьердя.

Через некоторое время пилот благополучно вернулся на свой аэродром. Связь была налажена, но регулярной не стала. 20 апреля в Венгрию вылетели еще два самолета, но один из пилотов Барышников вернулся на свой аэродром из-за течи в бензобаке, а другой пилот Сахно пропал без вести.

28 апреля летчики Пийр и Барышников, летевшие с советским представителем Гецем, сбились с курса в горах и посадили самолет на румынской территории, где были арестованы.

Более успешным был перелет Иозефа Добоша, который 24 мая на самолете "Ганза-Бранденбург" с двумя посадками доставил в Москву наркома по военным делам Советской Венгрии Тибора Самуэли. Известны фотографии, сделанные на Красной площади, на которых Тибор Самуэли одет в летную форму. 6 июня венгерские гости отправились в обратный путь.

На этот раз их сопровождал советский самолет, пилотируемый советским летчиком Андерсом, который должен был доставить в Будапешт швейцарского коммуниста Фридриха Платтена. Однако до Венгрии долетел только Тибор Самуэли.

Советский пилот заблудился и посадил самолет на румынской территории, где летчик и пассажир были арестованы. В конце концов, полеты были прекращены, а еще через некоторое время отступление советских войск на Украине сделало воздушное сообщение с Будапештом почти невозможным. Оставалась еще возможность оказать помощь Советской Венгрии, начав боевые действия против Румынии.

21-22 апреля В.И.Ленин телеграфировал Главкому И.И.Вацетису и члену РВСР Аралову: "...украинская армия, безусловно и ни в каком случае не должна отвлекаться от своих двух главных задач, именно: первая важнейшая и неотложнейшая - помочь Донбассу. Этой помощи надо добиться быстро и в большом размере. Вторая задача - установить прочную связь по железным дорогам с Советской Венгрией."

Планов было много, но сил, необходимых для такого похода, у советского командования не было. 27 мая была предпринята попытка наступления в Бессарабии, в ходе которой удалось выбить интервентов из Бендер, но этот успех не имел продолжения.

Взаимодействие между двумя Красными Армиями так и не было налажено. Борьбу против коалиции европейских государств Советской Венгрии пришлось вести в одиночку с предсказуемым финалом.


1. Великий Октябрь и Венгерская советская республика. М. Наука. 1983. 280 с.

2. Карл Биро. Социал-демократическая партия и контрреволюция в Венгрии. М. Московский рабочий. 1925. 108 с.

3. Э.Липтаи. Венгерская Советская республика. М. Мысль. 1970. 420 с.

4. Я.Кенде, Л.Гечени, А.Штейнбах. Венгерские революции 1918 и 1919 гг. М. Политиздат. 1969. 48 с.

5. 1919 год в Венгрии. Сборник материалов к 40-летию Венгерской Советской республики. М. 1959.

6. Венгерские интернационалисты в Октябрьской революции и гражданской войне в СССР. Сборник документов. В 2-х томах. М. 1968.

7. М.Ф.Лебов. Венгерская Советская республика 1919 г. М. 1959.

8. История венгерского революционного рабочего движения. Ч. 1. М. 1970.

9. А.И.Пушкаш. Внешняя политика Венгрии, ноябрь 1918 – апрель 1927 гг. М. Наука. 1981.

10. А.О.Пеганов. Чехословацкое направление внешней политики Венгрии в 1918-1920 годах. Палітычная сфера. 2013. № 20 (1). С. 54-75.

11. Т.М.Исламов, А.И.Пушкаш, В.П.Шушарин. Краткая история Венгрии. М. Наука. 1991.

12. М.Хайрулин, В.Кондратьев. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. М. Эксмо. 2008.

13. П.Гайду. Венгрия. М. 1927.

14. И.Погани. Белый террор в Венгрии. М. 1921.

15. Л.Контлер. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. М. Весь мир. 2002.


Рецензии