C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Трагедия сказочных повестей отражение распада СССР

Одна из главных причин распада Советского Союза, как это не покажется странным, связана с незавершенностью коммунистической идеологи. Эта незавершенность нашла свое отражение во многих проявлениях: в политике СССР, в планировании и развитии производства, науки и в частности в художественной литературе советского периода.

Все представления о коммунизме в художественной литературе, носили явный утопический характер, а его появление  отодвигалось в неопределенное будущее время. В сказочных повестях, в научно-фантастических произведениях авторы были более свободны в своих представлениях, но и они не смогли преодолеть некоторый барьер, позволяющий обосновать устойчивость существования и развития нового коммунистического общества.

В настоящее время выстроена научно обоснованная модель возникновения, развития и распада капитализма, но вопрос о том, что такое коммунистическое общество остается открытым.

Один из основных законов диалектики гласит: необходимой составляющей развития любого процесса является наличие единства и борьба противоположностей. В капиталистическом обществе основное антагонистическое противоречие это противоречие труда и капитала.

В коммунистическом обществе, в Советском Союзе этот противоречие было снято (социализм - это первая фаза коммунизма). Вопрос о том, какое противоречие лежат в основе развития коммунистического общества, не был выявлен тогда и фактически остался не исследованным до настоящего времени. Весь период существования социализма в Советском Союзе (~ до 1960 года) основная борьба велась с капиталистическими проявлениями внутри страны и против давления со стороны капиталистического окружения. Основные внутренние противоречия новой общественной формации оставались в тени этой борьбы.

В настоящее время, в мире в связи с развитием производительных сил вопрос о материальном потреблении может быть снят уж сейчас. При правильной организации распределения произведенных товаров практически все население Земли можно накормить и одеть. Но оказывается этого мало для того, чтобы общество могло жить и развиваться.

Здесь уместно вспомнить одно из искушений Христа, когда враг рода человеческого предлагает Христу накормит всех голодных. «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3) . Христос ему ответил «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Заметим, что поднятая проблема развития коммунистического общества имеет древние корни. Практически во всех религиях существует проблема рая - жизни в небесном обществе. Голодному человеку, ведущему непрерывную борьбу за существование, казалось, что счастливая райская жизнь наступит после того, когда все материальные проблемы будут решены.

Современному человеку, рай, описанный в религизных учениях и пропагандируемый священниками, напоминает жуткий концлагерь, из которого нет исхода. Нельзя даже умереть. В раю гарантировано выдают положенную еду и прочие удовольствия, а от человека требуются одно чистосердечное признание и славословие Бога. Человеческий разум, сознание не может существовать без динамики, без развития.

Пример такого «рая- ада» приводится романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воландом обрекает на ВЕЧНОЕ заключение Мастера и Маргариту в камеру на двоих.

Распад социалистического общества в 90-годы говорит о том, что в настоящее время развитие производительных сил еще не достигло таких высот, при которых должно выявиться и стать определяющим новое антагонистическое противоречие в обществе.

Отсутствие движущего противоречия в обществе приводит его в состояние застоя, фактически к смерти. Начинается процесс распада и деградации. Что мы и наблюдали при распаде социалистической системы. Распад и откат в архаику происходит во всех сферах жизни общества: в образовании, в производстве, распад государственных структур, то есть распад государства и т.д. Этот процесс будет идти до тех пор, пока архаичные, казалось уже отброшенные, производственные отношения вновь будут задействованы и смогут удержать процесс распада. А далее в соответствии с законами развития диалектики начнется новый цикл, на новом технологическом уровне - процесс восхождения к коммунизму.

Процесс распада социалистического общества начался практически с тридцатых годов, когда было снято противоречие труда и капитала. В Советском Союзе все средства производства и все результаты труда человека принадлежали всему обществу. Государство осуществляло распределение результатов труда. Большая часть полученной прибавочной стоимости уходило на нужды общества — государства. Социалистическое государство наряду с традиционными расходами на оборону, на поддержание порядка (суды, милиция), взяло на себя образование, медицинское обслуживание, решение жилищной проблемы и т.д.

Решив материальные проблемы, общество не смогло выработать идеологию будущего, идеологию дальнейшего развития. Старая идеология борьбы с капиталистическими отношениями утратила остроту, был утрачен сам предмет борьбы. Процесс разрушения общества начался с разрушения устаревшей, государственной идеологии борьбы с исчезнувшим классом эксплуататоров. Этот процесс можно достаточно ясно наблюдать на сюжетах сказочных повестей.

Традиционные народные сказки и даже авторские сказки девятнадцатого века не затрагивают социальные структуры общества. Как правило, герой сказки полностью интегрирован в общество. Вся его борьба направлена на достижение некоторых личных целей. Даже вступая в бой со сказочными волшебниками и чудовищами, он не пытается изменить общество.

Революция 1917 года привела к возникновению и развитию новых общественных отношений и созданию нового общества. Этот процесс нашел отражение в литературных сказках, в которых показывались возможность волшебных преобразований общества. Но все эти сказки несли элемент не завершенности, некоторые скрытые дефекты, элементы утопизма.

Одна из первых и лучших таких сказок - повесть «Золотой ключик или приключения Буратино». Сказка написана Алексеем Толстым в 1936 году, им так же была написана театральная пьеса Золотой ключик, и он принял участие в написании сценария фильма «Золотой ключик», вышедшего в 1939 году.

О чем эта книга?

Если смотреть на нее глазами современного ребенка, то это забавные приключения Буратино, который преодолевает все трудности, побеждает Карабаса Барабаса, находит золотой ключик и открывает новый театр.

Но дети тридцатых годов видели более глубокий смысл книги. В ней ярко описана классовая борьба кукол, фактически угнетаемые, находящиеся в рабском состоянии они вступают в смертельную беспощадную борьбу с угнетателями. Золотой ключик символизирует освобождение, возможность снять те самые пролетарские цепи. ("Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей"- К. Маркс).

Победа достигается коллективной борьбой кукол и поддерживающими их силами природы, им помогают различные лесные животные, включая черепаху Тортиллу. Противостоит им не только Карабас Барабас, но вся государственная машина Тарабарского королевства. Интересно заметить, что этика «элиты» Тарабарского общества, полностью совпадают с интересами самых низов в лице полубродяг, полуразбойников отвратительных бомжей Лисы Алисы и кота Базилио.

Сказка заканчивается победой кукол, но возникает некая незавершенность. Победа кукол трансформируется, вообще говоря, в пораженье. На место Карабаса Барабаса заступает Буратино, Мальвина занимает место в кассе и продает билеты, папа Карло играет на шарманке у входа в театр, приглашая публику на представление.

Алексей Толстой не смог предложить выход из заколдованного жизненного круговорота.

В фильме «Золотой ключик» 1939 года был предложен вариант, когда Буратину и его друзей фактически забирают на небо. В конце фильма появляется сказочный воздушный корабль, экипаж которого одет в меховые одежды. Явный намек на советских полярников. Капитан корабля отбивает попытки полицейских и Карабаса Барабаса захватить кукол и увозит их в Советский Союз.

Все бедняки Тарабарского королевства приветственно машут кораблю и остаются в угнетенном состоянии под властью эксплуататоров.

Распад коммунистического общества начался казалось бы, с небольших изменениях идеологии. Например, в семидесятых годах книга Алексея Толстого изменила название. Она стала называться «Приключение Буратино или золотой ключик». Если раньше на первом плане был золотой ключик, открывающий дверь в светлое будущее и борьба за него, то теперь основным посылом повести становятся приключения Буратины.

В названии нового фильма сценаристы пошли еще дальше. Фильм получил название «Приключения Буратино». Фильм был снят в 1976 году. Весь социальный подтекст полностью был выхолощен в фильме. Абстрактный злодей «Карабас Барабас», смешной глупый Дуримар, веселые, остроумные Лиса и Кот. Кульминация повести сражение кукол с Карабасом и всеми «силами зла» вырождается с одной стороны в ловкие трюки Буратины, а кульминация драка Артемона с полицейскими собаками превращается в танец в стиле восточных единоборств.

Заметим, что в книге А.Н. Толстого драка была серьезная, с существенными травмами и смертями, Артемон после боя не мог ходить. Если посмотреть старый фильм и старый мультфильм пятидесятых годов, то мир Тарабарского королевства и вызывают чувство отвращения и даже ужаса, которые затем перекрываются победой Буратины в финале.

Новый фильм по своей стилистике и идеологической нагрузке приблизился к голливудским фильмам экшен такие как Чип и Дейл, Черепашки Ниндзя и т.д..

Концовка фильма демонстрирует полное бессилие сценаристов предложить хоть какой-то разумный финал. Буратино и компания просто покидают свой МИР!

По-видимому, самым яркими и пророчески грозными являются две сказочные повести написанные Николаем Носовым в годы оттепели «Незнайка в Солнечном городе», « Незнайка на Луне». В этих повестях уже показан процесс деградации и распад коммунистическго общества.К сожалению, сам Н. Носов хотя четко показал этот процесс, но он не смог предложить позитивный выход.

Николай Николаевич Носов (родился в 1908 году) был типичным представителем нового поколения послереволюционных людей. Наблюдая ребенком все фазы Гражданской войны, в юношеском возрасте он формируется как личность в эпоху становления и строительства нового социального строя.

Эта эпоха была заражена верой в будущее, верой в человека. Молодые люди сами искали приложения своих сил и реализоввывали свои идеи. Практически любая положительная инициатива приветствовалась. Общество стимулировала молодых людей к образованию, к личностному развитию. Именно этот настрой порождал веру в себя и в победу социализма.

Позволю себе небольшое отклонение от основной темы работы.

Мой отец (1910 рождения) молодым человеком в 30 годы приехал из деревни в Москву на работу. Это было тяжелое время безработица, нехватка товаров первой необходимости, хулиганство, бандитизм и т.д. Но в то же время было очень много ярких положительных моментов, которые сейчас даже невозможно представить. Его взяли чернорабочим на завод с условием, что он будет учиться на рабфаке. До этого у него было три класса сельской школы. Вечером, в рабочее общежитие приходили студенты (комсомольцы) и готовили молодых ребят к поступлению в ВУЗы, учили математике, русскому языку и т.д..

Молодых рабочих в обязательном порядке привлекали в общество ОСОАВИАХИМ. Проводились занятия и членам общества выдавали военизированную форму. Во времена тотального товарного голода это была невиданная роскошь. Но самое главное в этом процессе было то, что молодому человеку с узким «деревенским» мировоззрением открывали целый мир, в который он мог вступить и созидать его. Замечу, что подготовка на рабфаке позволила отцу, позднее окончить курсы младших лейтенантов в армии.

Н.Н. Носова попробовал себя в самых различных сферах производственного труда. Готовясь к поступлению в ВУЗ, он работает и учится в вечерней школе. В этот период он увлекается химией, хочет поступать в политехнический институт, но резко меняет свое решение и поступает в Киевский Художественный институт, затем переводится в Московский институт кинематографии. С 1932 до 1951 Николай Носов работает постановщиком мультипликационных фильмов, учебных фильмов для школы, производственных учебных фильмов, военных учебных фильмов.

Детские рассказы он начал писать и публиковаться с 1938 года. В 1951 году Н.Носов становится членом СП СССР.

Его детские рассказы не требуют рекламы. Они пережили время и сегодня также интересны детям и их родителям, как восемьдесят лет назад.

Наивные детские рассказы, раскрывающие мир ребенка были первой ступенью в развитие творчества Н.Носова. Следующий шаг описание Советской школы и процесс формирования нового человека «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и дома». Они проникнуты верой и оптимизмом в будущее. В 1952 Н.Носов получает Сталинскую премию за эти книги.

Наступает эпоха хрущевской оттепели, новый человек становится не нужен. Н.Носов уходит в созданный им сказочный мир коротышек. Если первая книга «Приключения Незнайки и его друзей»(1953-1954) это еще сборник жизнерадостных детских рассказов, то повесть «Незнайка в Солнечном городе» (1958 год издания) несет в себе явные черты сатиры на «хрущевский коммунизм». Последняя книга трилогии «Незнайка на Луне» (1964 год издания) исполнена еще более мрачным прогнозом будущего.

Н.Н. Носов умер в 1976 году. В период с 1964 по 1976 год им практически ничего значимого не создано. Он формально отрабатывает писательский кусок хлеба - пишет автобиографические воспоминания.

Его творческая судьба во многом схожа с творческой судьбой писателей его поколения, например с судьбой М.А. Шолохова, который так же не смог творить в новой атмосфере.

Книга «Незнайка в Солнечном городе» очень тесно вплетена в мировую культуру человечества. Само название Солнечный город отсылает нас к вечной книге Томаза Компанеллы «Город Солнца». Здесь же прослеживается связь этой книги с великими сатирами Д.Свифта –«Путешествие Гуливера».
Интересно заметить, что основе сюжетов Н.Носова, Т. Кампанеллы и Д. Свифта лежит рассказ о путешествии в некоторую страну.
Предсказательность Т. Компанеллы и Д. Свифта просто поражают. Книга Н.Носова по праву занимает место в это ряду пророческих книг.

Технические и социальные предсказания Н. Носова.

В большинстве сказок вопрос, откуда взялась одежда героев, все бытовые инструменты, кто и как построил дома и весь город остаются вне описания.

В сказочной повести «Незнайка в Солнечном городе» присутствует современное промышленное производство и коротышки, которые работают в сельском хозяйстве, на транспорте, на фабриках.

Все описываемые в повести технические устройства очень правдоподобны. В основе их действия лежат реальные физические явления: различного вида автомобили,где в качестве бензина используется газировка, паровоз на реактивной тяге. В книге описаны автомобили такси, которые ездят по городу без человека. Коротышки, которые сами водят автомобили, являются настоящими автолюбителями. Возвращение Незнайки и его друзей в свой город осуществляется на таком автомобиле с искусственным интеллектом.

Сельскохозяйственные комбайны, которые встретили путешественники, требуют отдельного описания. Эти комбайны полностью автоматизированы и работают по замкнутому циклу, осуществляя все операции по обработке земли и выращивания растений. Несколько десятков этих комбайнов обслуживает всего один техник. Он управлял комбайнами с помощью звуковых сигналов. Комбайны новой серии такие как «Радиолярия», управлялись дистанционно и имели видео камеры.

В восьмидесятые годы я присутствовал на семинаре по теоретической механике, на котором обсуждался новый сверхточный гироскоп. Гироскоп – это прибор, который используется для ориентации и соответственно управления самолетов, баллистических и других ракет, торпед. Обсуждаемая модель гироскопа давала очень высокую точность, избыточную для той же ракеты или торпеды. Воронка от взрыва перекрывала достигаемую точность.

Встал естественный вопрос, зачем такая точность нужна?

Ответ был совершенно неожиданный. Сверхточные гироскопы нужны для автоматического управления тракторами и комбайнами. Действительно, если пашущий трактор тянет борозду в несколько километров вдоль уже вспаханной борозды, то малейшие отклонения приведут к огрехам.

Гостиница в которой поселились путешественники полностью соответствует современной концепции «умный дом». В гостинице во всех комнатах имеется видео связь, причем в качестве мониторов выступает поверхность двери или стены. В номере имелся автоматизированный шкаф пылесос, автоматизированная ванная комната, автоматизированный заказ и подача обеда, робот пылесос с искусственным интеллектом и т.д.

Во время экскурсии по городу Незнайка с друзьями знакомится с коротышкой архитектором Кубиком, который добровольно становится их гидом. Он проводит экскурсию по городу, показывает удивительные архитектурные сооружения. Кубик приводит их на городские слушанья о развитии города. Принять участие в обсуждении может любой житель города. Этот эпизод в чем-то повторяет эпизод из книги Д. Свифта о путешествии Гулливера на летающий остров и посещение им академии наук.

Незнайка с друзьями совершает экскурсию на полностью автоматизированную фабрику по производству одежды. Здесь они знакомятся с модельерами одежды. Н.Носов описывает приемы «маркетинга»,которые мы видим сегодня. Модельеры упровляют модой  в городе. Они создают новые модели одежды, рекламируют их и часть коротышек специально в новой одежде гуляепо улицам. Большинство коротышек устремляются за модным стилем.

Появление Незнайки с друзьями, одетыми в новом для города стиле даже внес сумятицу в производственный процесс на фабрике. Жители города искали в «магазинах» (Магазины выдавали одежду по вкусу и желанию бесплатно) одежду подобную этому стилю.

Незнайка и его друзья знакомятся с организацией отдыха в городе. В городе существует множество театров самой различной направленности. Они посещают зоопарк, парк аттракционов. Используя современную терминологию можно сказать, что в парке существует "фан-зона" шахматных игроков. Описываются маркетинговые приемы по привлечению новых игроков.

В городе издается множество газет, и любая информация распространяется очень быстро.

В книге описана технология работы милиции города. Город практически весь находится под видео наблюдением. Управление транспортными потоками осуществляется из единого центра.

Следует заметить, что описанный город очень удобен для проживания. Фактически в Солнечном городе реализован тот самый "коммунизм," который предлагал Н.С. Хрущов.

При всей своей привлекательности этой жизни у читателя появляется некоторое чувство неудовлетворённости. В построенной модели мира коротышек отсутствует будущее.

Возникает вопрос: Для чего вся это вечная, счастливая жизнь нужна?

Построенная Н. Носовы социальная модель находится в неустойчивом положении равновесия. Появляется случайный элемент Незнайка с друзьями и все рушится. Первый признак неустойчивости системы это лихорадка с производством одежды. Второй возмущающий момент – Незнайка превратил трех ослов в коротышек. Этого было достаточно для того, чтобы система разрушилась и перешла на более низкий уровень.

Процесс распада напоминает все «оранжевые» революции сразу. Появляются три хулигана с вызывающим поведением. Милиция с «гуманистическими» подходами, не имея понимания, что от нее требуется, ни в чем не может им противостоять.

В городе появляются орды фанатов, подражателей этих хулиганов. Подражая превращенным в коротышек ослам они самовыражаются через асоциальное поведение. Громят город, избивают прохожих. Инфраструктура города начинает распадаться. Происходит научный и технический, культурный откат общества.

В культурной сфере распад происходит наиболее быстро. Появляются различные «авангардистские» течения в театре. Зрителей для достижения эффекта присутствия обливают водой, обсыпают опилками и т.д.. Рамки детской повести сказки не позволяют Носову пойти дальше.

Итог. Солнечный город уничтожен. Заметим, что ни каких внешних врагов нет. Город уничтожен свой безыдейностью.

Понятно, что нельзя на такой ноте заканчивать сказку. Поэтому появляется волшебник, который все возвращает в исходное состояние.

Еще более трагична повесть сказка «Незнайка на Луне».

Незнайка как случайный элемент попадает в капиталистическое общество, находящееся в устойчивом состоянии. Его поведение не адекватно обществу, но вносимое им возмущения сглаживается средой. Незнайка выброшен на остров дураков.

Вновь, как и предыдущей книге, только внешнее воздействие в лице Знайки и других коротышек с Земли, вооруженных передовыми технологиями поднимают общество на новую ступень развития.

Не хочется заканчивать на пессимистической ноте.
По некоторым признакам, которые наблюдаются в обществе можно предположить, что с развитием современных IT-технологий возникнет и будет углубляться противоречие между творческим трудом человека и искусственным интеллектом. Искусственный интеллект в поисках оптимальных решений поставленных перед ним задач будет вступать в конфликт с решениями человека.   По мере развития, искусственный интеллект, решая поставленные перед ним задачи, будет пытаться навязать свои решения человеку.

Описанное противоречие между человеком и фактически средствами производства находится в зачаточном состоянии и в настоящее время оно не является определяющим фактором развития.

P.S. При ответе на один из отзывов на работу, то есть фактически в дискуссии. у меня неожиданный возник вопрос.
Как цензура пропустила название Солнечный город?
"Солнечный город" был намертво впаян в идеологический фундамент страны - это же сатира на "Город Солнца" Томазо Кампанелло.




 


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.