Школы господ

В начале 90-х годов прошлого века в новой России появились частные школы. Созданы они были для обучения детей нарождающейся в то время стремительно богатеющей «элиты».  Отсутствие серьезной образовательной политики со стороны государства, поиски  во  многих общеобразовательных учреждениях иных, чем в советской школе, путей образования и воспитания детей, повлияло на возникновение  у многих  родителей  беспокойства за учебные успехи своих детей. При этом у подавляющего большинства родителей выбора образовательного учреждения для своих детей как не было, так и нет. Совсем иначе обстояли дела у тех людей, кто за 1 месяц мог платить за обучения своего ребенка такую сумму, которую и сегодня далеко не каждый коммерческий ВУЗ за семестр, а то и за год берет за обучение.  Главным  для большинства родителей учащихся частных школ, по моему мнению, было подчеркнуть устройством ребенка в ЧОШ (частная Школа) свое материальное благополучие. Как покупкой нового суперавтомобиля, катера, особняка  на Канарах и др. Кроме того, пусть это не покажется странным, значительной части богатых родителей появление частных школ просто развязало руки в отношении воспитания собственных детей.  Зачем думать о здоровье, питании, учебе и времяпровождении собственного чада? Пусть думают учителя и воспитатели ЧОШ. Кстати, и от возможности попробовать алкоголь и наркотики моих детей уберегут. Чему-то научат, мир покажут (на экскурсиях за границу), приласкают, подлечат. Фактически заменят меня, родителя. А я заплачу! Да еще и обругаю, если не понравится та или иная итоговая, а иногда и текущая оценка. Никогда не забуду, как выклянчивал один из моих бывших выпускников итоговую хорошую оценку в аттестат не только у меня, но и еще у половины своих учителей. Еще бы, ведь папа обещал ему за аттестат без «троек» подарить дорогущую машину. Увы, не выклянчил горе – ученик у всех учителей хорошие оценки, не смог, хотя даже  подключил к давлению на учителей учредителей школы. Не получил он в тот момент заветные ключи от автомобиля. А мы, учителя ЧОШ, в очередной раз, выслушали нотацию учредителей, напомнивших, кто и за что нам деньги платит. Вот так, в прямом смысле покупались и покупаются школьные оценки. Правда оговорюсь, так было, и думаю, еще долго будет, и в государственной системе образования. Но здесь это, хотя бы официально запрещено.
При этом  не могу не сказать о несомненных преимуществах этих школ перед государственными. Во-первых, это возможность получить в них образование больным детям, тем, кто по целому ряду причин не смог учиться в государственной школе. Во- вторых, это почти полное отсутствие какого- либо контроля со стороны государства за состоянием обучения и воспитания. При умном учредителе, грамотном директоре, хорошем подборе учителей можно добиться приличного результата. Из абсолютного полуграмотного «халдея» воспитать приличного человека. Кстати, не зря ведь бывшая «братва», набив карманы и став внешне добропорядочными гражданами, отдала своих детей в частные школы. . Понимают наши теперешние бизнесмены, что только хорошо образованные дети смогут уберечь их нажитые капиталы. Тем более, что большинству этих хозяев жизни ни образования, ни культуры не хватает.
Но на этом, пожалуй, все «плюсы» нахождения детей в частной школе и заканчиваются.
Я не говорю о возможности всех детей в ЧОШ получить качественное образование. Его можно получить в любой школе, можно, вообще выучиться почти всему самому. Конечно, это надо уметь и очень этого хотеть. Так что дело не в школе, а в самом человеке. Кроме того в последние годы из государственных в частные школы прекратился отток сильных преподавателей. Даже начался обратный процесс. Повлияло на это, как  повышение зарплаты в государственных образовательных учреждениях, так и резкое давление на ЧОШ со стороны властей. Ведь подавляющее большинство частных школ арендовало пустовавшие в 90-е годы помещения детских садов. Сегодня же они снова понадобились властям. Ведь, увы, у нас никто всерьез пока не занимается исследованием будущего наполнения детских садов, школ, профессиональных учреждений. Главное, обеспечить сегодняшние  потребности населения. Во избежание взрыва народного возмущения. 
 Нельзя не сказать и о том, что в крупных городах за последние годы снова сложилась система формирования элитных государственных школ. Родители учащихся таких школ, фактически неофициально, а то и официально, платят очень большие деньги.  Естественно, это не по карману большинству населения. Но эти школы и не для всех. В них учатся дети чиновников всех рангов, бизнесменов, журналистов всех мастей, около театральных деятелей и т. д. Такие школы оснащены так, как и не снилось частным школам. Ведь для своих детей ни один чиновник никогда еще не пожалел государственных средств. На всех ведь все равно не хватит.
 Что же будет с частными школами и что вообще с ними делать?
 Вот этим вопросом я и заканчиваю статью. Думаю, что определенное, пусть и небольшое число частных школ, Вузов быть должно. Пусть учатся там те, кто хочет и может. Нет, по большому счету, в этом вреда.   Контроль за процедурой проведения ЕГЭ для учащихся школ всех уровней, как итоговой аттестацией ее выпускников, должен быть  строгим и справедливым, и все будут в равных условиях.
А каким будет результат, покажет время.
Статья написана в 2010 г.


Рецензии