О Леониде Тарасюке Гасконце

О Леониде Тарасюке - «Гасконце»
Анатолий Гринблат

О Леониде Тарасюке написано много, поэтому я буду говорить о времени своего общения с ним. Он с детских лет был в дружеских отношениях с моим двоюродным братом Тоней Вексельманом. И когда я обосновался в Ленинграде в 1955г., мы познакомились. Он был специалистом высочайшего класса, историческим знатоком русского, европейского и американского оружия и приобрёл в научном мире международную известность. Как личность был незаурядным, свободным внутренне и в общении, остроумным выдумщиком розыгрышей. С детства был пленён средневековой Францией и владел французским языком в совершенстве, увлекался профессиональным фехтованием. К фехтованию привлёк и Тоню, который им занимался долгое время. А Леню за это в университете прозвали Д’Артаньяном и Гасконцем. В научном обществе у него были серьёзные успехи в мировых публикациях, был удостоен звания действительного члена Туринской академии оружия и других.
Работал он в Эрмитаже, ведая его Арсеналом, рыцарским залом. И я увлеченно часто бывал в Эрмитаже и с Лёней примеривал различные рыцарские доспехи и играя с ними.О его шуточных импровизациях в университете и Эрмитаже ходили легенды.
Жил он с родителями в одной комнате коммунальной квартиры на четвёртом этаже на Невском 98, с балконом напротив ул. Марата. Я у них частенько бывал.
Так продолжалось до 1959г. когда его обвинили в антисоветских разговорах. Советская власть не могла терпеть неординарных людей. И его присуждают к трём годам колонии, которые он провёл в основном в Мордовии до 63г. Его отец тихий Изя еврей-шапочник не выдержал этого, заболел и умер. Мы участвовали в похоронах. А мать бойкая женщина Соня занялась его реабилитацией, дошла до Хрущева и добилась, но дело затянули до конца срока. С восстановлением его на работу затянулось, т.к. законы в восстановлении своих прав были жесткими, но ему помог директор Эрмитажа, знавший его ещё в университете.
В 1963г. его приглашают на «Ленфильм» консультировать по оружию и ставить фехтование к шекспировским фильмам Григория Козинцева и далее к фильму Панфилова «Начало». Это помогло ему  помимо творческого интереса ещё и обеспечением заработка.
В Москву приезжает Британский лорд-хранитель оружия и на приём приглашают Тарасюка. Когда лорд возглашает тост за Тарасюка, наступает некоторое замешательство, т.к. Фурцева не знала  кто это такой.
В начале 70-тых дочь Тони Вексельмана Ира женится в дворце бракосочетания на Фурштатской ул. Мы все присутствуем на торжестве и Тарасюк тоже, на процедуру были приглашены американские туристы показать им нашу счастливую жизнь. Во время таинства я оборачиваюсь и вижу американцев, плотным кольцом окруживших Лёню, а он им что-то рассказывает и они смеются, не обращая внимания на свадьбу.
И в конце концов в 1973г. Тарасюк эмигрирует в Израиль и работает в Хайфе, а 1975г. переезжает в США и работает в музее Метрополитен, заведуя отделом оружия. В это время тяжело заболевает его мать полиартритом, я еду её забрать из больницы.
Жизнь Лёни Тарасюка оборвалась в !990г в автомобильной катастрофе вместе с женой во Франции, где он объезжал профессиональные музеи.



 


Рецензии