Моя работа пчеловодом в совхозе Советском

                1
 Еще раньше я мечтал стать пчеловодом.Почему?Спокойная работа на свежем воздухе,
на работе сам себе хозяин.Да и по статистике пчеловоды живут дольше чем люди других профессий,уступая только попам.Такая вредоносная информация проникла в мой
мозг и вот я стал пчеловодом.   
                2
 1978 год.Опыт работы помощником пчеловода у меня уже был при поступлении в совхоз Советский.Немного поработав помощником у пчеловода Лены мне предложили принять пасеку Владимира Городецкого.Человека кристальной честности, принципиального коммуниста,ветерана войны,но совершенно ничего не понимающего в пчеловодстве.Все за него делал его помощник.После взятка пчеловоды откачали мед и сдали на склад.Жителям села директор выписал килограмм по пять меду,за деньги конечно.Неожиданно и Городецкий пришел просить мед.Директор на него смотрел как на идиота.
-Я даже грамм не украл совхозного меда.Я все обрезки восковых крышек выжал от меда и сдал совхозу.Мне тоже хочется принести домой мед.-Заявил Городецкий.
Удивительный пример кристальной честности,не правда ли?Ну а директор почему-то отреагировал на такое признание неожиданно грубо:
-Да пошел ты на х... дурак.
Принимая пасеку Городецкого я понял,что она активно распродается его помощником о
чем Городецкий даже не подозревает.Помощника я выгнал в первый же день.Нет.Он просто так не ушел.Он пьяный полез в драку,при покупателях.С ними он договорился о продаже пчелиных маток.Я его чуть чуть ударил и он тут же побежал жаловаться.Меня вызывали к директору,но помощника убрали.Потом еще долго беспокоили меня клиенты помощника Городецкого.Пасеку мне удалось постепенно восстановить.В те годы на пчел напала новая болезнь-варраатоз.Это мелкий клещ паразитирующий на теле пчелы.Какими только ядохимикатами их не травили.На дне улья сыпали нафталин.Опрыскивали пчел муравьиной кислотой.Применяли тимол,фенотиазин и т.д. Всей этой гадостью мы дышали,да и в мед она естественно проникала.На пасеке по норме 150 семей пчел.Ульи уже давно пора менять.Ульи не на платформе,а на земле.Перевозки пасеки только ночью.С земли ульи нужно грузить на бортовые машины.Ужас!При погрузке пчелы лезут из щелей,где плохо промазано глиной.Пчелы ползут по телу и жалят.Иногда я получал не меньше 50 укусов.Бывало раздевался до плавок чтобы они не лезли под одежду.Перевозить приходилось не только свою пасеку.Пчеловоды помогали друг другу.После перевозки естественно все пили водку,в том числе и шофера.Алкоголь противоядие не только пчелиному яду,но и яду змей.Жили мы в будках из фанерных щитов собранных прямо на земле.Пчелиные семьи на большинстве пасек только числились семьями.В уликах на десять рамок находилось две три рамки с пчелами.И с них требовалось откачать мед.
 В сентябре приехал директор проверять наличие меда.Ему заявляют,что меда нет.Качать мед нельзя.Зимой пчелы с голоду сдохнут.
 -Пусть сдохнут.Мне надо план выполнить.Качайте.Весной купим новые.-Слышал я слова директора.
 Пчеловодами принимали часто не профессионалов.Директор на собрании хвалит:
-Вот он Чуев,вчерашний шофер,а сегодняшний пчеловод.
Такими же бездарными были специалисты.Помню зоотехника Ханаева.На кроликоферме
женщины подшутили над ним.Дали худую сукотную крольчиху ему проверить.Он пощупал
и сказал:
-Не сукотная.
 Дали жирного кроля.
-Вот эта сукотная.-Заявил он.
 После взятка на кориандре объехал он пасеки узнать,кто собирается качать мед.Заезжает ко мне,а я отбираю рамки на качку.Он спрашивает:
-Ты собираешься мед качать?
-Да.
-Вот оно отличие хорошего пчеловода от плохого.Я перед тобой заехал на пасеку
Зари и он тоже отбирал полномедные рамки.Я тоже думал что он собирается качать
мед.Но он сказал,что такие рамки он отбирает,чтобы оставить пчелам на зиму.Он
уже думает о корме пчелам зимой.А ты думаешь только о том чтобы выполнить план.
 Мне было странно,что зоотехник попался на такую хитрость Зари.Заря выдрал с пасеки все что мог,а зимой она сдохла с голоду.Полный бардак был в пчеловодстве.
Обычно осенью увезут пасеки в горы за 150 км и глаз не кажут,пока не начнут возить сахар для закормки пчел на зиму.Привезут сахар и выкачивается мед.Мед пчеловоды откачивают и разбавляют густым сахарным сиропом.На склад привезут,а фляги еще не остыли.Затем чтобы пчеловоды сахар не воровали стали возить готовый сахарный сироп.Жидкий как сладкий чай.Сахар воровали при варке сиропа.Контролировал варку Ханаев.Вакуленко стоял на машине.Ханаева чем нибудь отвлекали,Вакуленко поднимал руку,подбегало два амбала и он сбрасывал мешки с сахаром.Они утаскивали сахар в кусты.После пчеловодного сезона на осеннем собрании скандал. Директор ругает:
-...твою мать!Мукагов,как ты не заметил, что стоящую рядом пасеку увезли.
-А я что сторожем нанялся.Мне хотя бы за своей уследить.Хотя бы меня самого не украли.
 А дело было так.Пчеловод соседней пасеки,семнадцатилетний паренек пришел к Мукагову и попросил:
-Ты посмотришь за моей пасекой,пока я съезжу к родителям дней на десять.
-Конечно,не волнуйся,обязательно присмотрю.
Приезжает после побывки домой,а пасеки нет.Он к Мукагову:
-Где моя пасека?
-Я ее продал.
-А что мне теперь делать?
-Как приехал так и уезжай.Ты несовершеннолетний и материальной ответственности не
несешь.Тебя никто искать не будет.
Дал ему Мукагов денег на дорогу или нет я не знаю.   
 Почти все знакомые пчеловоды уже померли.Я их помню больше сотни.Большинство из них и до шестидесяти лет не дожили.
 


Рецензии