Из истории человечества

    
   История человечества складывается из историй многих разноязыких народов, которые воевали друг с другом,  разрушали захваченные ими горда и возводили свои, часто не такие прекрасные и величественные, как те, которые они захватили.    Эта   интереснейшая наука зарождалась  с возникновением письменности разных народов и складывалась в одну мировую историю.   Ещё до возникновения  её каждый член племени осознавал,  что у него есть или были родители,  то, что у него есть или будут дети, и то, что обозримая им территория  – земля его народа.
  В столкновениях и, реже, взаимоотношениях племён и начала складываться история.  Солнце и звёзды, цикличность изменения времён года  побуждали людей наблюдать время.   Одна из царевен древней китайской династии написала в своём стихотворении:

               
                Предшествует слава и почесть беде,
                Ведь мира законы – круги по воде.

  Проследить ход истории, не имея категории времени – невозможно. Цикличность его (день и ночь, изменения в погоде, сменяемость времён года) помогли человечеству хранить в памяти события своей истории.

  Человеческая личность, обладающая избыточной энергией, расходует её в общении или борьбе с другими людьми. Люди с избыточной энергией  – пассионарии*,  они влияют на окружающее общество и, благодаря этому, часто меняется ход истории.
Однако высшая степень пассионарности, как считает историк Л..Н. Гумилёв, направляется уже не на то, чтобы создавать ценности,  а напротив – разрушать, «не подчиняться общим установлениям». Это было, да часто происходит и сейчас, причиной соперничества, ведущего к военным конфликтам. «Развитее и расцвет культуры всегда происходит во время низкого градуса пассионарности», - пишет Л. Гумилёв.
  Во время спада пассионарности во главе человеческих обществ часто стоят   менее энергичные люди, часто с потребительской психологией. И всё-таки в эти исторические периоды люди живут в гармонии с природой, великим свершениям часто предпочитая покой.
   Было бы ошибкой считать, что пассионарии всегда несут с собой разрушения, давая толчок в развитии истории,  однако, этот толчок часто ведёт к большим человечески конфликтам. Так в XI в.  всё  увеличивающаяся пассионарность славян привела к формированию народов  Западной Европы, а  в Восточной Европе ещё ранее возникло первое феодальное государство -   могучий Хазарский Каганат*. Оно просуществовало  с VII-го по Х-й вв. и стало первым феодальным государством на востоке  Европы.

    Для древней истории характерно частая миграция народов. Славяне распространились до верховьев Вислы и Балтийского Моря, многие народы исчезли – вымерли или смешались с другими. Хазары были захвачены персидско-византйскими народами.

  Идеи справедливости появилась у человечества очень давно, их вызывали к жизни жестокие, кровопролитные войны Древнего мира. Так ещё в V-ом веке  визирь Маздок при шахе Персии  во время голода в стране учил народ о добре и зле:
добро – разум, зло – неразумение. По его идее существование бедных и богатых – неразумно. Он считал, что необходимо казнить богатых и разделить их имущество между бедными. Однако, когда он начал осуществлять свою программу,  оказалось, что бедных очень много, а богатых мало, и материальные блага достались далеко не всем, более того,  ближним сторонникам Маздока. Тех, кто выступал против такого раздела материальных благ, казнили.
  В 529 г. сын шаха Хосров с войском, которое собрал он по степи,  и детьми казнённых  захватил власть в стране. Моздок был повешен, приспешники его казнены.

    В 939 г. русский князь Игорь захватил хазарский город Самкерц (ныне  Тамань). На руссов двинулось мусульманское войско.  Полководец Песах освободил Самкерц и, переправившись  через Керченский пролив,  двинулся вдоль берегов Крыма. Миновав Перекоп, его войско подошло к Киеву. Князь киевский был обложен данью. В «Повести временных лет» говорится, что  русы, чтобы выплатить дань, отдали хазарам свои мечи. (Надо отметить, что  у воинов Азии тогда использовались лёгкие сабли, у скандинавов и русов –тяжёлые мечи).
  Русско-славянское государство Киевская Русь расширялось на юг в сторону Чёрного моря. В Х в. интересы  Руси  сталкивались с интересами Византии. Изменившийся климат вызвал частые засухи, ландшафт этой территории так же изменился. Печенеги, пришедшие тогда из Средней Азии, стремились к низовью Днестра. Шла война, описанная  в  летописях. Однако, как выяснил Л. Гмилёв, не всегда верно и с одной, и с другой стороны.


__________________
Написано по материалам  Л.Н. Гумилёва. За научную работу «От Руси к России» автор был удостоен премией «Вехи».

   Лев Гумилёв (1912 – 1992) – историк, этнограф, востоковед. Его теория «пассионарности» объясняет  закономерности исторического процесса, позволяющие прогнозировать будущее.



* Пассионарная теория этногенеза  Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов.
* Хазарский каганат, Хазария (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами.


Рецензии
Лев Николаевич очень хорошо относился к пассионариям - честь, доблесть, храбрость, жертвенность - все эти качества он, причислял к этим людям. И потеря этой энергии несло человечеству противоположные качества. Судя по истории, эти люди всегда первыми отдавали свои жизни. Еще он писал, что насколько бы не было разрушительным воздействием этих людей на природу, потребительское отношение, так называемых гармоничных и равнодушных времен несло гораздо большее разрушение природы, чем вся эта бурная энергия пассионарной жизни. Подтверждению этого служат наши доблестные, не пассионарные деятели - откройте Google Earth, там все видно, как на ладони - плеши, вырубаемых лесов. Реки и море без рыбы. За все свои средние лета, я никогда не видел такой пустыни. Причиной тому, человеческий фактор. Самопотребление и самоутверждение - нынешний девиз гармоничных людей - они никому не желают зла, не хотят изменить мир, жить в достатке и довольствии. Вот только вопрос - какому жертвеннику они молятся и чем жертвуют, чтобы обрести свою безгрешную гармоничность.
Лев Николаевич, все же различал - качество избыточной энергии, потому ввел понятие - субпассионарии.

Андрей Б   12.06.2018 16:18     Заявить о нарушении
То, что он пишен о пассионариях в своей работе "От Руси к России" Гумилёв не выражает свой симпатии или антипатии к исторически фигурам, он делает попытку проследить развитие человечества. Думаю, что он симпатизировал многим пассионариям.
Спасибо за отклик, Андрей.

Дмитрий Ромашевский   14.06.2018 05:47   Заявить о нарушении