Не все таланты придут ко двору

   Знаете, мне порой кажется, что мир не терпит особенных людей. Они как бельмо на глазу мешают жить простому обществу, злят их и выводят из себя. Хотя если подумать, то что же в них плохого? Что в таких людях ужасного, что их то сторонятся, то поливают грязью, а то и открыто ненавидят?

   Верите вы или нет, но я знаю ответ на эти вопросы, такие сложные на первый взгляд. На самом деле, они прекрасны, замечательны до безумия, и прелестны до коликов в животе. Все плохое, что видит в них общество, на самом деле таится в нем, в этом треклятом обществе, которое привыкло штамповать людей, как вещи, которое привыкло делать продукцию настолько одинаковую, что порой хочется отойти в сторонку и очистить свой организм от этой скукоты и однообразности. А эти люди... Они приносят в мир что-то особенное, что-то свое, совсем не похожее на этот пресное единообразие.

   Вы когда-нибудь бывали в Санкт-Петербурге? Если да, то вам известна та погода, с которой встречает и провожает гостей этот город. А если нет, то сейчас я попытаюсь объяснить.

   Приезжая в этот город вы натыкаетесь на хмурую погоду, где солнце редкий гость, где дождь вне планов стал уже обыденным явлением, порывы ветра никого не удивляют. И так день за днем. Люди ходят с зонтами, куртками и дождевиками, постоянно ожидая подвоха от высших сил. И вот, вдруг, совсем неожиданно появляется солнце. Оно выглядывает из-за туч сначала робко, словно извиняясь за такой неуместный визит, и все смотрят на него с удивлением, даже больше с недоумением, не находя сил понять природу этого явления. Ведь люди жили практически всю свою жизнь в пасмурном городе, к которому привыкли, прониклись к нему душой, к его дождям и туманам, к беспокойному ветру, который словно старый больной все не может уснуть и ворчит, ворчит о том, что он уже так устал и так сильно хочет на покой, но дела житейские не дают ему сна и отдыха. И вдруг что-то странное и незапланированное врывается в их жизнь. И они в недоумении, разве что маленький мальчик или девочка, а может быть творческая натура в лице художника, а может быть музыканта, выглянет из окна восторженно и будет ловить каждый миг, каждый лучик, открывая для него всю свою душу, позволяя отдаться этому чувству пьянящей радости. А все остальные будут идти и злиться, что слишком печет это солнце, что никто его не ждал, а оно пришло. И ото всюду будут слышаться возгласы возмущения и негодования о том, что все идет не по плану. А солнце тем временем, не найдя той радости, которую хотело принести, вновь спрячется за облака и поведает тучкам о том, что не оценили люди его, что не увидели той красоты, которую оно дарило, не заметили они, как красиво играет Нева в лучах, как переливаются драгоценные металлы на памятниках архитектуры. И тучи разозлятся, они вновь нашлют на этот город ветер и дождь, град и снег. Они будут швырять молнии и включать на полную громкость раскаты грома. А люди... А что люди? Они будут доставать зонтики и радоваться тому, что теперь все привычно и просто, как в старые добрые времена. И так раз за разом, день за днем.

   И эти особенные люди чем-то похожи на солнце в хмуром Питере. Они так же редкое явление, которое никогда не оценивается по достоинству просто потому, что обществу так непривычно.

  Меня всегда интересовал один вопрос:" Откуда берутся эти штампованные люди?". Ну правда, ведь не могли же они появиться просто так? Все имеет свое начало, и они тоже. И долго думая, я поняла, что они сами заставляют себя быть похожими. Они рушат свои сумасшедшие мечты и желания, чтобы добиться признания, которое нам навязали высшие из мира сего. Они хотели легко управлять людьми, и они придумали стандарт, под которые все должны подходить. Они хотели найти простой выход с меньшими затратами сил и мозгов, и они нашли.

  Я не зря заговорила об этом, не зря привела столь красочный пример в лице Солнца и особенных людей. Потому что теперь в нашей жизни особенные люди начинают теряться еще в школе. Их словно стирают ластиком с листа бумаги. Пару- тройку движений, и их нет, словно и не было никогда. А потом, на протяжении всей школьной жизни им вдалбливают какие-то правила поведения, какой-то этикет, какое-то равноправие. И в итоге последним гвоздем в крышке гроба становится ЕГЭ.

   Вы когда-нибудь видели критерии, которые составляют эксперты ЕГЭ до экзамена? Думаю, что нет. Ведь заданий великое множество, и решая однотипные просто невозможно знать точную формулировку, которую от вас потребуют эти страшные люди. И так, каждый раз, год за годом пропадают особенные человечки, которые споткнулись не на отсутствии знаний, а на неправильном изложении мыслей, для какой-то горстки людей, неправильном. Разве это справедливо?

  Но это еще пол беды. Худшее из всего возможного происходит тогда, когда ребенок подстраивается под этих экспертов и становится простым копировальщиком их мыслей. Готовясь к ЕГЭ, он напрочь стирает свою индивидуальность, он забывает ее, а после даже не пытается вспомнить. Конечно, он же набрал куда выше среднего, он же поступил в ведущий и престижный ВУЗ, конечно, зачем же ему теперь индивидуальность? Ведь она никчемна. Она не ценится. Так давайте и вовсе откажемся от нее? Давайте прекратим развиваться и остановимся на том, что сейчас имеем? Давайте!

   Это было криком души. Моим криком. Сдав математику, я была уверена только в двух предметах: В русском и литературе. Да простят мне мою скромность, но я знала прекрасно все то, что должно было пригодиться на экзамене. Все, кроме одного. Я не знала критериев. Живя по жизни бунтаркой,я отказывалась от всяких стандартов, которые мешали жить, расправив крылья. Потому что обыденность скупа на эмоции и ощущения. Она сера и однообразна, и именно в такой среде гниет талант и становится ненужной вещью.

   И вот,в тот день, когда мой поэтический дух расправил крылья, и я, полная уверенности и вдохновения, шла навстречу с новыми идеями, что-то пошло не так. Да, я написала сочинение на простую тему, которая не была трудна для человека начитанного и образованного, проставила галочки на правильных ответах, поняла, что больше мне тут делать нечего и гордо удалилась. Но червь сомнения грыз меня и заставлял думать о сочинении и экзамене в целом." Что же так мучает меня?" - задавалась я вопросом, и только получив результаты по литературе и русскому, до бедной девочки дошло. Критерии... Я не учла лишь этой детали, малюсенькой части в этом ЕГЭ, которая решала, сколько баллов я получу сегодня.И вот результат... Шестьдесят два - цифры словно приговор и одобрительный жест для палача, что спокойно и без лишнего волнения обрубает жизни. Шестьдесят два...

    Не могу сказать, что это был сильный удар. Нет, я была уже спокойна, что нельзя было сказать о рыжеволосой Маше, которая все силы отдавала на этот экзамен. Она была в нем уверена, ведь она шла второй по баллам на олимпиаде по литературе. И вот,баллы не позволяют даже поступить в университет.


Рецензии