Жизнь поколений Детство Часть первая

         Владимир Валентинович

        1948 г. Рождения с.Крючковка

 Буртинского р-на Оренбургской обл.
        Здесь мне 3 года,

          В то время  мои родители жили в Ташкенте, а я жил в селе Крючковка Оренбургской обл. у своих  деда и бабушки. У родителей своего жилья в Ташкенте не было. Рабочие в городах жили в глиняных мазанках в одну, две комнаты с крохотным двориком. Домишки лепились у ограды заводов ,улицы были узкие, похожие на лабиринт. Все это называлось «Шанхаем».
         В августе 1949 года мать меня привезла к ним, а сама уехала к отцу в Ташкент. Он в то время работал на машиностроительном заводе мастером. Помню наш дом. Мне он казался очень большим, хоть крыши у него не было. Дом стоял на самой высокой точке села, так как во все стороны был уклон. На задах дома было ровное поле в сторону Урала. Там были заливные луга и озера. До Урала было версты две. Была еще какая-то   крохотная речушка, так как я хорошо помню мельницу. Гуси наши ходили на озеро сами через поле. Уйдут с утра, приходят вечером. Иногда загуливались до темна, тогда бабуля ходила и звала их, потом гнала домой и всю дорогу ругала. Еще бабушка ходила туда стирать белье. Брала меня с собой. Сделает плотик из камышей, посадит на него и сама стирает. Один раз подул ветер, и плот стало уносить на середину озера. Я испугался и сиганул с него. Было глубоко. Я погрузился с головой, но оттолкнулся от дна, вынырнул наверх и глотнул воздуха. Я не кричал и не плакал, а только нырял, как поплавок. Соседка по стирке спросила бабулю: Наташа, это не твой ли там ныряет? Бабушка подбежала и вытащила меня. Соседка сказала, что я не умру от воды.
         Сразу за воротами был уклон от нас на дорогу и дальше на ту сторону улицы. Там стояла лачужка, и жили там практикантки с пед училища. Я их звал «родные» и ходил к ним в гости. Они меня очень любили и кормили конфетами.

         Был еще такой случай - было мне года три. У моего дружка дома гуляли, я пошел к ним, и мы напились с ним браги. Когда шел домой, меня шатало из стороны в сторону, и я горланил песни. Соседка увидела, позвала бабулю: «Это не твой ли орет песни. Гляди, как его шатает». Бабушка подбежала и заставила меня все вырвать. А дружок чуть не помер.
         Дом наш был высокий, к нему вплотную примыкал сарай. Вход в хату был через него по высокому крыльцу. В сарае хранилось сено. Жили в нем корова, куры, гуси и собачка. Гусынь зимой брали в хату - они сидели на яйцах и здорово щипались, когда я подходил к кровати. Корова зимой телилась, и теленка тоже брали в хату.
         Огорода у нас не было, за водой ходить было далеко. Я воровал лук, укроп, щавель у соседки, думая, что она не видит. А она подождет, когда я наемся зелени, и начинает клухтать: «Ай, и чего он там делает, чать ворует». А я от испуга бегу домой.

         У нашего дома, на боковой улице была яма. Там брали глину. Была она сначала квадратом большая, а дальше – поуже, но глубже. Дело было глубокой осенью, был небольшой снежок. Шел я по главной улице в сторону своего дома, катил палку с колесиком и не заметил, как загремел в эту яму. Долго орал, но никто не слышал. Я страшно перепугался, разделся до трусов, сложил все под ноги и вылез из этой ямы.   Иду по улице босиком и плачу. Бабушка увидала, затащила меня домой, но как ни оттирали, я все равно заболел двусторонним крупозным воспалением легких и чуть не умер. Соседка сказала, что и от холода я не помру. Было мне тогда около трех лет.Летом 51 года приехали в отпуск родители, привезли трехколесный детский велосипед. Наверное, на все село у меня один был такой. Ездить самому силенок не хватало. Отец нашел палку с рогатиной на конце и толкал меня, а я только рулил. Так мы ходили с ним на рыбалку. Один раз мы все пошли на рыбалку. Мать и дед были с нами. Отец ловил карасей и плотву, а у деда не клевало, так как снасть была очень грубой. Отец над ним смеялся, а дед говорил, что последним смеяться будет он. Так оно и вышло - дед поймал огромную щуку и перекрыл улов отца раза в три...
         Я играл в это время с дочкой мельника и нечаянно порвал ей платье. Она заплакала и убежала. Мельник прибежал и стал ругаться, но отец дал денег и дед у этого же мельника купил самогону и они с ним крепко выпили. Отец с ними не пил. Он вообще не пил, разве только по праздникам, да и то чуть-чуть....


Рецензии
Хорошие и душевные у Вас воспоминания, Владимир!
Прочитал и своё вспомнилось.
Дорогое, невозвратное время...
Спасибо Вам!

Владимир Эйснер   13.06.2018 05:28     Заявить о нарушении
Спасибо вам за отзыв... Написал с целью разместить на разных сайтах. Может кто-то и задумается...

Влад Валентиныч   13.06.2018 06:59   Заявить о нарушении