Амурская сага. Послесловие

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Пророческие слова М. Ломоносова о прирастании  российского могущества Сибирью не только блестяще подтвердились в наше время, но и приобрели особую значимость для мирового сообщества. За нее, кладовую планеты, вся драка, ведь тот, кто владеет этим сказочно богатым краем, будет «владеть миром». Отсюда историческая заслуга казацких отрядов и первых русских дружин, покорявших далекие неведомые пространства, и первых поселенцев, освоивших вековые залежные земли. Важно, что Российская империя не искореняла аборигенов, а напротив, поддерживала и покровительствовала им; с середины девятнадцатого века численность населения коренных сибирских народностей увеличилась вдвое. 

В романе «Амурская сага» народ – главное действующее лицо. Не случайно в нем несколько героев претендуют на основные роли. Из них Прасковья и Давид олицетворяют трудолюбие, добронравие и совесть народную. Жестокие гонения и горькие годы не убили в них веру в добро и справедливость. Галина – яркий образ русской женщины, озаряющей нас цельностью характера, душевной красотой и верностью в любви. И наконец, Иван Давидович, творец и созидатель, человек несгибаемой силы духа, который всегда был в первых рядах народного движения.

Такие Иваны и есть соль земли русской, ее гордость и краса. Отметим в нем сплав украинской и русской нации, его  мать и бабушка – русские женщины, обе Ивановны. На исходе жизни он подарил потомкам историю своего рода, типичную для того времени. Иван Васильевич писал ее в тяжелом болезненном состоянии, но не спасовал перед близкой кончиной, отдавая последние силы поставленной цели. Низкий поклон ему за исполненный предсмертный подвиг, за осуществленную исповедь перед Отчизной, которую любил, крепил своим трудом и защищал в смертных боях.

Почин Ивана Давидовича поддержали дети, Юрий Иванович и Людмила Ивановна, посчитавшие своим долгом исполнить отцову волю, донести историю родословной до широкого круга читателей. Они предоставили автору книги не только воспоминания отца, но и фотографии из семейных архивов, уцелевшие документы, письма и записки родителей и прародителей. Живо интересовались и отслеживали рождающуюся книгу, принимали участие в редактировании, делились воспоминаниями. Их помощь в создании романа неоценима.

Теперь о романе. Как правило, авторы исторических романов дополняют известные общественные события собственными домыслами и вводят в произведение надуманных «рядовых» героев для занимательности  повествования, придания ему живого дыхания  времени и эмоционального воздействия на читателя. В «Амурской саге», напротив, господствует реализм, подкрепленный множеством документов, что позволяет читателю сформировать объективную оценку исторической эпохи, в которой оказались герои романа.

Тем не менее, роман далек от сухого и бесстрастного изложения. Его страницы наполнены авторскими суждениями и репликами, зарисовками природы и даже стихотворными формами сочинительства. Отступления художественного свойства призваны отразить чувственную сторону книги, звучание душевных струн героев  и раскрыть нравственно значимые эпизоды. Об их уровне и уместности судить читателю, но в итоге роман напрашивается на признание его  историко-лирическим произведением. Как еще определить жанр, если историческое повествование сопровождается множеством поэтических и романтических  сцен и заметок? И язык нарочито приближен к народному.

Особое место в любом романе отводится любовным историям, без которых роман теряет свое предназначение. Романисты всех времен по-разному, так и этак, решали задачу изложения любовных интриг, черпая их главным образом из авторского воображения. У нашего героя, Ивана Карпенко, любовная история распределена по годам, жизненным обстоятельствам и действующим лицам в ее определенной последовательности и в разных ипостасях. С каждым новым витком она предстает все более глубокой и  значимой для героя, не лишенной драматизма, но всегда в светлых и чистосердечных тонах. И опять сокровенные любовные чувства бережно и трогательно поданы  самой жизнью.

Наконец, об исторической обстановке, на фоне которой развивалась  драма героев романа. Ныне бытует мнение о том, что жесткие действия Сталина, круто развернувшего страну на рельсы индустриализации, были единственно необходимыми, иначе фашистская  Германия разгромила бы Советский Союз. Так и могло случиться, но истоки того экономического провала кроются в предшествующих годах.  Революционная смута, прервавшая уверенное развитие России, и последовавшая за ней гражданская война с  истреблением цвета нации привели к той хозяйственной разрухе, из которой   выход виделся  в чрезвычайных мерах, осуществленных железной рукой вождя. Если судить по Успеновке, то  поселенцы, освоившие целинные земли Приамурья и создавшие крепкие личные хозяйства, были практически поголовно подвергнуты репрессиям, расстреляны, осуждены или высланы с мест проживания. Такова «плата» за их трудовой подвиг хозяйственного освоения Дальнего Востока (Приложения №№1,2).

Добравшись до власти, революционеры надумали перекроить карту империи. Шесть наиболее развитых областей, образующих Малороссию, ту самую, которую прибрала Екатерина Великая, интернационалисты одним росчерком пера причислили к Украине с предоставлением ей, как и другим республикам, права на самоопределение. То и произошло, что было заложено наивными стратегами коммунизма, в кратчайший исторический срок, через семь десятилетий.

2018 год вошел в историю России годом векового  юбилея начала гражданской войны, последствия которой оказались катастрофическими. Если российские государи веками раздвигали границы  Отечества, то основатели Интернационала, не отдавая себе отчета в последствиях, запустили процесс его распада. Разрушен славянский союз, утрачены Малороссия, Белоруссия, Кавказ и Средняя Азия. Тысячелетняя империя разом провалилась в границы семнадцатого века, а  от приобретений последующих трех веков осталось «окно», пробитое в Европу Петром Первым, да Сибирь, позволяющая надеяться на возрождение мирового величия Руси. Вот и весь итог революционных преобразований, обрушившихся на шестую часть земли.

Царизм, коммунизм, капитализм – что лучше для народа? Пытаясь разобраться в причинах метаморфоз этих общественно-экономических формаций, историки и ученые заговорили о развитии общества по спирали от частной собственности при царской монархии через коммунистическую государственную собственность к капиталистической частной собственности. По философским понятиям, сработал закон отрицания отрицания, который на народном языке звучит проще и яснее: за что боролись, на то и напоролись. О том же писал генерал Антон Деникин, утверждавший, что при победе Белого движения «в России установился бы нормальный строй, основанный на началах права, свободы и частной собственности».
Сегодня в обществе все настойчивей раздаются голоса о примирении сторон, красных и белых, сталинистов и правдоискателей. Пока еще кровоточат в народе раны, нанесенные в годы гражданской войны и репрессий, но будем надеяться, что долгожданный путь к примирению непримиримых антагонистов уже не за горами.
Приложение №1.

Книга памяти Амурской области
Список репрессированных из села Успеновка.
   
1. Барабаш Данил Акимович
2. Васько Василий Тихонович
3. Васько Тихон Афанасьевич
4. Восколович Полуэкт Модестович
5. Гальченко Андрей Васильевич
6. Герасименко Антон Яковлевич
7. Данчинов Тихон Матвеевич
8. Дидик Ануфрий Акимович
9. Евтушенко Павел Андреевич
10. Замула Иван Петрович
11. Замула Павел Петрович
12. Заяц Филипп Васильевич
13. Заяц Харлампий Васильевич
14. Збаразский Василий Филиппович
15. Збарацкий Степан Васильевич
16. Зима Тимофей Павлович
17. Зимин Андрей Иванович
18. Золочевская Дарья Кирилловна
19. Золочевский Савелий Александрович
20. Карпенко Дмитрий Васильевич
21. Карпенко Николай Васильевич
22. Костяник Илья Яковлевич
23. Литвин Илья Григорьевич
24. Литвинов Дмитрий Григорьевич
25. Маслак Емельян Андреевич
26. Овчарик Павел Гордеевич
27. Овчарик Улита Никитична
28. Олипир Василий Ильич
29. Пастухов Петр Гаврилович
30. Пастухов Петр Маркович
31. Пастухова Ефросинья Петровна
32. Перетятько Кирилл Степанович
33. Рассоха Антон Никитович
34. Рыбак Петр Семенович
35. Федорашко Ефимия Игнатьевна
36. Царевский Анисим Макарович
37. Царевский Афанасий Максимович
38. Царевский Дмитрий Максимович
39. Чернышев Павел Гаврилович
40. Чернышов Павел Гаврилович

Примечание:
 Создается впечатление, что составителям книги Памяти не удалось внести в книгу всех жителей села Успеновка, подвергшихся высшей мере наказания в годы  сталинских репрессий. Так, в Книге репрессированных отсутствует фамилия Алексея Афанасьевича   Дружинина, расстрелянного в октябре 1938 года.


Приложение №2.
 ОСНОВАТЕЛИ СЕЛА УСПЕНОВКА И ИХ РОДСТВЕННИКИ, расстрелянные в годы сталинских репрессий: колонка слева – основатели села по состоянию на 1903 год (в скобках указан год их регистрации  в сельском обществе); колонка справа – сыновья и другие родственники родоначальников.

1.Барабашъ Акимъ Григорьевъ (1895) – Барабаш Данил Акимович.
2.Восколовичъ Модестъ Романовъ (1896) – Восколович Полуэкт Модестович.
3.Гальченко Василий Евдокимовъ (1890)– Гальченко Андрей Васильевич.
4.ДидЫкъ Акимъ Петровъ (1895) – ДидИк Ануфрий Акимович.
5.Евтушенко Андрей Леонтьевъ (1896) – Евтушенко Павел Андреевич.
6.ЗаСИула Петръ Онисимовъ (1890) – ЗаМула Иван Петрович и ЗаМула Павел Петрович.
7.Заяцъ Михаилъ Яковлевъ (1895) – Заяц Филипп Васильевич, Заяц Харлампий Васильевич.
8.Зима Павелъ Петровъ (1895) – Зима Тимофей Павлович.
9.Карпенко Василий Трофимовъ (1890) – Карпенко Николай Васильевич, Карпенко Дмитрий Васильевич.
10.КостЕникъ Яковъ Петровъ (1894)  – КостЯник Илья Яковлевич.
11.Литвинъ Григорий Емельяновъ (1895) – Литвин Илья Григорьевич.
12.Маслакъ Андрей Тимофеевъ (1896) – Маслак Емельян Андреевич.
13.Овчарикъ Гордей Прохоровъ (1895) – Овчарик Павел Гордеевич, Овчарик Улита Никитична.
14.Олипиръ Илья Ивановъ (1895) – Олипир Василий Ильич.
15.ПастухЪ Гавриилъ Ивановъ (1895) – ПастухОВ Петр Гаврилович, ПастухОВ Петр Маркович, ПастухОВА Ефросинья Петровна.
16.Перетятько Григорий Максимовъ (1898) – Перетятько Кирилл Степанович.
17.РаЗсоха Игнатий Ивановъ (1891) – РасСоха Антон Никитович.
18.Рыбакъ Семенъ Григорьевъ (1895) – Рыбак Петр Семенович.
19.ЦарИвский Максимъ Степановъ (1903) – ЦарЕвский Афанасий Максимович, ЦарЕвский Дмитрий Максимович, ЦарЕвский Анисим Макарович.
20.ЧернышЪ Гавриилъ Ивановъ (1895) – ЧернышОВ Павел Гаврилович, ЧернышЕВ Павел Гаврилович.

Примечания:
        1. Родство основателей села и репрессированных лиц устанавливалось по их фамилиям, именам, отчествам; среди предполагаемых родственников могли оказаться однофамильцы, что маловероятно, так как анализ проводился в пределах одного небольшого села и крайне ограниченного количества односельчан.
2. Репрессиями было  охвачено  20 домохозяйств, из них 18  зарегистрированы в первые шесть лет со дня образования села. В 1890 году в Успеновке числилось 17 дворов. Практически во всех первых домохозяйствах Успеновки, самых  зажиточных, были арестованы и расстреляны 29 человек, из них 21 приходились главам первых домохозяев сыновьями.
3. К высшей мере наказания приговорены четыре женщины: Золочевская Дарья Кирилловна, Овчарик Улита Никитична, Пастухова Ефросинья Петровна и Федорашко Ефимия Игнатьевна.

Приложение №3.
СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ И РЕДКИХ СЛОВ.

Арака – алкогольный напиток, изготовленный из зерновых культур.
Аршин – мера длины; 0,71 м.
Баргуты – монголоязычный народ, близкий к бурятам, проживающий во внутренней Монголии в Китае.
Бричка – легкая колесная повозка.
Бугай – племенной бык.
Бутара – устройство для добычи золота путем промывания грунта.
Вентерь – рыболовная сеть на обручах, суживающаяся книзу.
Верста – мера длины; 1066 м.
Верхогляд – род рыб семейства карповых.
Волость – административно-территориальная единица в составе уезда.
Вязель – растение семейства бобовых с лежачим стеблем и листьями овальной формы.
Галушки – кусочки сваренного теста.
Гольяны – род рыб семейства карповых.
Гуж – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба; ток.
Гураны – народность Забайкалья, образовавшаяся от смешения бурят, монголов, эвенков и русских.
Десятина – мера площади; 1,09 га.
Дрога – продольный брус в повозках, соединяющий переднюю ось с задней.
Дрожки – легкий открытый рессорный экипаж.
Желтощек – род рыбы семейства карповых.
Заимка – земельный участок вдали от других пахотных земель.
Заступ – металлическая лопата для земляных работ.
Зарученье – признание статуса жениха и невесты.
Змееголов – род рыб семейства змееголовых.
Исповадить – извадить, избаловать.
Ихэтуани – воины повстанческих отрядов за независимость Китая, коренная народность.
Ичиги – мужские и женские высокие сапоги из мягкой кожи.
Каганец – малороссийский светильник из разбитого черепка, залитого бараньим жиром.
Казанок – посуда в виде сковороды с высокими бортами для приготовления плова.
Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком.
Клуня – крытый сарай для сушки и обмолота снопов; рига.
Козуля – плуг с большим железным лемехом треугольной формы.
Комолый – безрогий.
Коморя – старинный малороссийский способ устройства жилья в виде пристроя к хате.
Колода – деревянное корыто из бревна с выдолбленной серединой.
Коляда – рождественский и святочный крестьянский обряд.
Колядка – песня из обряда коляды.
Косач – тетерев с косыми пучками хвостовых перьев.
Крученики – блюдо украинской кухни, мясные рулеты.
Кулеш – густая крупяная похлебка.
Курень – изба, дом.
Куцан – баран-производитель.
Мотыга – ручное орудие для рыхления почвы.
Мусолить – смачивать слюной, без толку возиться с чем-нибудь.
Мутота – помрачение, тревожное душевное состояние.
Облучок – деревянная скрепа по краям телеги, повозки.
Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой.
Оглобля – жердь, укрепленная на передней оси экипажа и служащая для запряжки лошади.
Одыбать – вернуться к нормальному состоянию, прийти в себя.
Онуча – длинная полоса ткани для обмотки ноги при обувании.
Орочоны – оленеводы, тунгусские племена, проживающие в горах Хингана.
Отруби – оболочка зерна, которая остается при производстве муки.
Пимы – меховые сапоги, валенки.
Плаха – кусок бревна, распиленного вдоль.
Рало – пахотное орудие типа примитивного плуга.
Ротан – рыба отряда окунеобразных.
Рушник – полотенце, расшитое вышивкой; используется в разнообразных обрядах.
Сажень – мера длины; 2,13 м.
Соха – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Таганок – металлический обруч на ножках для чугунка, котла при приготовлении пищи на огне.
Тарантас – деревянная крытая повозка на длинных дрогах.
Тайша – у монгольских народов вождь, старейшина родовой группы.
Тунгусы – прежнее название эвенков.
Удэгейцы – коренное население горных районов Приамурья и Приморья.
Ухват – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной деревянной рукояти для подхватывания в печи горшков, чугунов.
Фуфайка – теплая вязаная рубашка, ватник.
Черевики – женские узконосые сапожки на высоких каблуках.
Чжурчжэни – племена тунгусского происхождения.
Чоботы – глубокие башмаки из сафьяна с острыми, кверху загнутыми носками.
Чум – жилище северных народов, шатер, покрытый корой, шкурами, войлоком.
Чумарка – кафтанчик, верхняя одежда.
Шерстобитка – устройство для валяния шерсти, чесальная машинка.
Шлиховое золото – полученное при промывке водой золотоносных песков, галечников.
Юшка – мясной или рыбный бульон.
Ярица – яровой посев пшеницы или ржи.

ИСТОЧНИКИ:

1. Карпенко И.Д. Воспоминания. Рукопись. Иркутск. 1997. 73с.
2. Голубев В.П. Шли крестьяне на Томь-реку. Благовещенск: ООО «Поли-М». 2006.
3. Литературный портал «Амурские сезоны». Интернет. Благовещенск.
4. Крюков В. Освоение юго-восточных окраин России. Т.1. Хабаровск. 2015. 476с.
5. Огаренко Н.А., Денисова Н.Н. Воспоминания:  История села Успеновка.
6. Овсиенко А.Р. Воспоминания. Успеновка.
7. Сизых В.Ф. Воспоминания. Успеновка.
8. Дмитриев-Мамонов А.И. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. С.-Петербур-Москва. Тов-во «И.Н. Кушнерев и Ко». 1901-1902. 396с.
9. Абеленцев  В.Н.   и др. Деловой мир Приамурья. Т.1. Благовещенск. ОАО «Амурская правда». 2013. 552с.
10. Обзоры Амурской области. 1887, 1894, 1898 г.г. Государственный архив Амурской области.
11. Игнатенко В.В., составитель. Партизанскими тропами. Воспоминания участников партизанского движения в Амурской области. Иркутск. Изд. «Оттиск». 2018. 367с.
12. Гордиенко Т.Н. Библиотеки Транссиба: история образования. Иркутск. Изд. «Оттиск». 2014. 703с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие    …..      стр. …               
ГЛАВА 1. НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ.   …… стр…
Часть 1. Начало пути.    ….
Часть 2. Таежный обоз.    …..
ГЛАВА 2. ПО АМУРСКОЙ ВОЛНЕ.   ….
Часть 1. Сплав.   …
Часть 2. Слово о казачестве.    …
ГЛАВА 3. ПОДНЯТИЕ ЦЕЛИНЫ.    ….
ГЛАВА 4. НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ.     …
ГЛАВА 5. ШКВАЛ НА АМУРЕ.   …
ГЛАВА 6. УБИТАЯ ЛЮБОВЬ.     ….
ГЛАВА 7. ПРЕДТЕЧА.    …..
Часть 1. Тревожные будни.    …
Часть 2. Еще раз про любовь, и не только.    ….
ГЛАВА 8. УНЕСЕННЫЕ БУРЕЙ.     …
Часть 1. Святой Давид.     ….
Часть 2. Прасковья мученица.    ….
Часть 3. Судьбы людские, те же собачьи.    ….
Часть 4. Отец и сын.     …
ГЛАВА 9. СЫН ОТЕЧЕСТВА.    …..
Часть 1. Священная война.      …
Часть 2. Последний парад.     ...
Послесловие.     ….
Приложение №1. Книга Памяти Амурской области. Село Успеновка …
Приложение №2. Основатели села Успеновка и их репрессированные родственники.  …
Приложение №3. Словарь устаревших и редких слов  …стр….


Рецензии