Философия на рыбалке

                Философия на рыбалке



Если вы услышали то, с чем согласны, то для вас не имеет
значение, кто это сказал. Если нет, то для вас не важен
авторитет сказавшего (Лопе де Вега).


 До ухода на заслуженный отдых я работал в крупной компании в аэропорту. С самого начала работы я подружился с заместителем директора по юридическим вопросам, Вячеславом, мужчиной 55 лет, бывшим военнослужащим, крепкого телосложения, отменным аппетитом; человеком, интересным во всех отношениях, оптимистом и философом по жизни. Он окончил военное училище, служил в Прибалтике до 1991 года комиссаром полка. После развала СССР переехал в Москву, работал в милиции, окончил юридический факультет. После окончания юрфака и получения квартиры уволился и перешел работать в компанию. Все вопросы: юридические, кадровые и прочие, коих в аэропорту бесчисленное множество, он решал быстро и всегда в пользу компании, так как всё делал с позиции руководящего состава органов милиции. Закон для него был, что «дышло – куда повернул, туда и вышло» (конечно, не без масла на хлебе насущном, который он преподносил кому нужно и вовремя). Вячеслав был политработником (массовиком-затейником) в армии, поэтому  без его участия  в компании не проходило ни одного дня рождения, вечеринки и выезда на природу. Можно сказать, он был душой компании. Женщины обожали Вячеслава. Он хорошо играл на баяне, гитаре, сносно пел, слух у него был отменный. В пение вовлекал всех. После первого «прогона» меня охарактеризовал так: «На ухо слон наступил, но диапазон широк – годен в подпевалы». Когда мы запевали вместе, все замолкали и слушали. Тематика исполняемых им песен была обширна. В застолье Вячеслав вставал из-за стола последним, причем вполне адекватным, чего нельзя было сказать об остальных, в том числе бывших военных.
Ваш покорный слуга у бывших военных тоже был в почете, поскольку  умудрялся выпивать в разы меньше, но делал это незаметно (опыт перенял у грузин и абхазцев). Создавалась иллюзия, что я принимаю столько же, сколько они, и не пьянею.
Вячеслав увлекался всякими культами. Полчаса утром он проводил сидя на полу в позе лотоса или другого экзотического растения. Был период, когда он носил косичку из собственных волос. Вячеслав был начитан, но как-то поверхностно. Перечень его добродетелей, и наоборот, можно продолжать долго. Общение с ним после застолья и в период ночного бдения приводило многих сослуживцев к глубокому убеждению: «Достоверно только одно – я знаю, что ничего не знаю» (как говорил Сократ).
Но мне иногда, во время обоюдного словесного диалога, удавалось поставить Вячеславу «запятую» ( А.Чехов). Вячеслав эту «запятую» с большой неохотой признавал.
 В общем, вот с таким самородком Земли Русской на время свела меня судьба. Что нас окончательно сблизило – так это рыбалка. Для меня рыбалка, если перефразировать строки великого испанского драматурга Лопе де Вега, «ты бред, безумный, но прекрасный, и люди в нем винить меня не властны». Я заложник рыбалки с детства, так как вырос на берегу Волги, в Жигулях.
Мир рыбаков особый – тесный, веселый и необъятный. А рыбацкие сказки, небылицы, случаи не могут уложиться даже в памяти самого мощного современного компьютера. Одно могу сказать ответственно – нет такого рыбака, который не преувеличивал бы размер пойманной им рыбы. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Хотя есть исключения из этого правила. Если вам представят для обозрения фотографию, на которой рыбак держит в руках огромную рыбу (конечно, всё познается в сравнении), так знайте, что в 99% это рыба, выловленная в специальных водоемах, в том числе платных.
 Платная рыбалка – бизнес, который включает в себя два в одном: ловля подкормленной рыбы и отдых в комфортных условиях. Для экстрима в некоторых платных рыбалках предлагают, за увеличенную плату, ловлю крупных экземпляров рыбы с одним условием – поймаешь, сделаешь фото, отпусти обратно.
Обычно фотографируются все желающие, а не только «счастливчик», поймавший рыбу. Ваш покорный слуга всегда отказывался от такого вида услуг.
 Признаюсь, сам я, по случаю, всегда страдал желанием преувеличить размер, вес и количество пойманной рыбы. И неоднократно прыгал в холодную, и не очень, воду, чтобы руками схватить сорвавшуюся с крючка крупную рыбу. Многие рыболовы расстаются даже со своими мобильными телефонами и другими принадлежностями при ловле с лодки или мостков. Это обычное явление. Есть и трагические случаи во время ловли, когда рыбак получал инфаркт и «уходил на небеса». Я был свидетелем такого случая – пренеприятнейшее зрелище. От азарта во время ловли ваш покорный слуга тонул в детстве, лишался правильного движения руки в зрелые годы. Как говорится, за всё надо платить, а иногда и звонкой монетой. Так что, неисповедимы пути Господа Бога, приведшие своего раба к рыбалке. Для одних – это работа, для других – время препровождение на природе, для третьих – азарт.
В этой связи вспоминается случай. Август, жарко, тихо, от реки веет прохладой, всё в дремоте – ляпота, да и только. Я уже изрядно наловил мелочевку – плотву, окуня. Начал оглядываться по сторонам. Около меня, за кустами, расположился мужчина в расцвете сил, лет сорока. Не прошло и  получаса, как он подошел ко мне. «Где тут рыбное место? –  спросил. – У меня нет поклевок». В руках у него был спиннинг с телескопической катушкой и большим крючком (№3). Посмотрев на его рыболовные причиндалы, спрашиваю: «На какую рыбу ты пришел?». «Мне всё равно, – отвечает он. – Я пришел, потому что нет мочи слушать нотации жены и тещи. Купил в магазине те принадлежности, которые мне понравились». Я вошел в его положение, заменил снасть, дал приманку. Мужчина ушел довольный, насвистывая известный мотив. Чего и сколько он поймал – не знаю, я ушел с рыбалки. Но в одном уверен – у рыбы появился еще один противник.
Хотел бы мимоходом заметить, что с каждым годом число женщин в стане рыбаков увеличивается в геометрической прогрессии. Женщины – это беда для рыбаков, так как в случае плохого клева они закидают  вас вопросами, при этом заставят всем поделиться – прикормкой, поплавком, крючком, насадкой. Многие рыбаки поспешно покидают насиженные места, если поблизости появляется представительница женского пола. Как правило, запах парфюма от нее доходит до глубинных рыб,и клев моментально прекращается. А расцветка одежды – что-то с чем-то. У меня нет сомнений в том, что мозги у женщин, в отсутствие поклевок, повернуты не в сторону рыбалки (надо сменить – крючок, наживку и т.д.), а в сторону окружающих мужчин.
Вячеслав меня убеждал, что он рыбак с большим стажем, а набор снастей у него самый современный, заграничный (как позже оказалось, вся снасть допотопных времен). Разговор о «тихой охоте» логично привел к обоюдному желанию отправиться вдвоем на платную рыбалку – половить рыбу, отдохнуть от суеты сует и от назойливых жён.
Рыбалка без прекрасного пола – это тема со многими вариациями. В таких случаях становится ясно – кто есть кто. А после изрядно принятого спиртного на «грудь» у любого открывается такое вдохновение, что пером не описать. Именно об этом пойдет речь далее.
 Приехав, мы устроились в коттедже на двоих со всеми удобствами. Быстро наловив крупных карпов, отдали их коптить. Начало смеркаться. Накрыв стол обильной закуской и выставив батарею крепкого спиртного, а для его «шлифовки» несколько банок пива, принялись за вечернюю трапезу, плавно переходящую в ночную.
Принимая, одну за другой, стопки с тостами – за рыбалку, за отдых без жён, за любовь, мы начали лениво перекидываться отдельными, иногда не связанными между собой словами. Как только принесли копченую рыбу, наши действия стали более осмысленными и целенаправленными. После наполнения части желудка вышли на воздух, подышать. Попав под атаку кровососущих, быстро ретировались обратно.
С этого момента начались основные действия. Пропустив еще пару стопок крепкого напитка, «шлифанув» бокалом пива, Вячеслав преобразился. Ясно было видно, что внутри у него что–то клокочет, старается вырваться наружу в виде слов и словосочетаний, и если у него «не откроется  кран», чтобы словарный поток, наконец, начал извергаться, фонтанировать, то произойдет что-то ужасное. Опрокинув очередную порцию спиртного, Вячеслав сказал: «Я делаю вливания в честь Зевса, который был, по сути, рыболов земных  и самых красивейших девушек на земле.
Эта фраза родила у меня неосознанное чувство тревоги и ожидания. Не понаслышке знаю, что есть два случая в жизни с непредвиденным концом – когда мужчина выпивает первую рюмку, а женщина последнюю.
За какой-то час «муха» у Вячеслава внутри организма выросла до крупного осьминога. Снаружи Вячеслав был во вполне благопристойном виде, но внутри он был начинен сюрпризами и экспромтами.
Начал Вячеслав с анализа своего внутреннего состояния. «Когда я изрядно выпью, – признался он, – Меня влечет к ораторскому искусству. Алкоголь возбуждает во мне позывы к риторике и декламации. Для этого не важно, сколько вокруг  слушателей. Сразу скажу, что для меня и безразлична тема - касается ли это русской эмиграции, верований, поэзии, балета, парапсихологии, магии, предназначения женского пола, справедливости несправедливости…»
 "- Вылив рюмку туда, куда она предназначалась по определению, Вячеслав продолжил свой монолог: «Я всю жизнь занимался углубленным изучением природы, начиная с сотворения мира. И свято верю, что каждое творение Господа Бога создано с какой-то высшей целью( Я сам всегда находил этому подтверждение, глядя в Рождественские дни на небосвод. Однако размышляя об этом в другие периоды года и в моменты трезвости, я следую изречению – всё подвергай сомнению( и не важно, кто и когда это сказал). Я пришел к умозаключению, которое не совсем находится в ложе иудаизма, христианства, католицизма, исламизма и т.п.).
От этих мыслей и от услышанного у меня что-то «ёкнуло» в груди, я прилег на подушку и уставился на Вячеслава. Он, видя мое состояние, сказал: «Ведь не зря Господь рабов своих наделил мозгами».
Это был не вопрос, это было утверждение – аксиома. Я невольно огляделся – не нахожусь ли я в Палестине на горе Синай. Нет. Я немного успокоился и навострил уши, глядя на Вячеслава.
«Скажи, – обратился он ко мне с вопросом, – ты никогда не замечал во мне особо сильных религиозных наклонностей?»  -Как тебе сказать, – ответил я, чтобы не оскорбить его чувства, – я встречал  немало богомольных людей, у которых обозначенные наклонности изливались наружу в такой дозе, что, если их нанести на зеркальную поверхность, а потом протереть белоснежным платком, платок останется без единого пятнышка. Все они, как правило, считают, что у них нет первородного греха.
Начало нашего разговора сулило мне услышать нечто оригинальное, и я приготовился к длительной беседе в тесной мужской компании. А чтобы подготовиться к этому всесторонне, предложил выпить еще по одной рюмке  виски. Вячеслав  свято исполнял завет – в перерыве между первой и второй выпитой стопки не должна пробежать и мышь. Он осушил три рюмки подряд. Как исконно русская душа, он считал, что молча пить – это преступление. Необходим тост. Первая рюмка прошла под знаком – за удачную рыбалку, вторая – за женщин (хотя они и отсутствовали), третья – за благополучие присутствующих. После этого Вячеслав сходил в известное место. Вернулся в бодром, наилучшем расположении духа и тела.
 За какие-то полчаса «муха» (пьяная) в его организме выросла до размеров всепожирающего осьминога. По всему было видно, что он не успокоится, пока весь этот вулкан мыслей не извергнется в виде искрометных потоков слов логически связанных идей и суждений. Я вспомнил, как в предыдущий раз, после изрядно принятой на грудь дозы, Вячеслав сказал: «Для меня тема разговора безразлична. В таком состоянии я одинаково красноречив во всех областях. Могу бесконечно долго говорить или спорить о: русской эмиграции,о судьбе пассажиров "философском пароходе", поэзии, философски неразрешимых проблемах, словесности и музыкальных построенияй» и "Я уверен", – продолжал он, – "кто меня выслушал до конца, пришел к убеждению, -  наконец-то им открылась истина в последней инстанции".
 Мы сделали короткий перерыв, в течение которого Вячеслав принял очередную порцию живительной влаги и стал излагать свои умозаключения.
 - «Я всю жизнь занимался углубленным изучением природы, начиная с сотворения мира. Что творение Господне создано с какой-нибудь высшей целью, понятно только избранным. Я, например, убежден, что манна, благодаря  которой спасся избранный народ в пустыне (где ничего не произрастало по определению), по факту, не что иное, как фигуральное обозначение деяния божьих тварей, так называемых сегодня фермеров. Также, уверен, их руку направляло несметное множество ангелов».
Монолог был остановлен на короткий миг, пока принятая лечебная жидкость не прошла в его организме путь до нужной точки. После чего Вячеслав продолжал с прежним напором:
 «Деяния Бога всегда терзали меня, как гвоздь в моем организме, в той точке, где соприкасаются диски, составляющие спинной хребет. Бывало, проснусь ночью – «гвоздь» терзает и терзает мой хребет. И вот что мне открылось. Бог сделал две ошибки, и, конечно, под чарами сатаны:
Первая ошибка заключается в том, что он сотворил сначала Адама, а потом Еву. Мужчины от этого страдают во все века, а женщины мстят им за это. Все беды идут от женщин, в этом нет у меня ни капельки   сомнений. Используя свои чары всего за одну ночь с мужчинами – властелинами мира, они изменяли ход истории государств и судьбы отдельных людей. Пандора из-за женского любопытства наслала на всё человечество беды и страдания. Но этого женщинам показалось недостаточно.  Они решили сами властвовать над мужским полом – Клеопатра, Екатерина II, Маргарет Тэтчер тому пример. С другой стороны, любовь для женщин – это средство достижения своих целей (как справедливо заметила великая Коко Шанель). Данный вывод подтверждается многочисленными фактами на протяжении всей человеческой истории. Но для меня загадка – как женщины могут быть успешными в политике и в бизнесе. Ведь доподлинно известно: они не могут выполнять всего того, что они обещают в назначенный срок и ничего не перепутать, а их изменчивость и непредсказуемость поступков у них в крови, т.е. с рождения. Как правильно выразился О. Генри: – «Женщины лишь до тех пор годятся для бизнеса, покуда чувства, фигура, волосы, кожа еще не слишком далеко отличаются от натуральных». Что печальнее всего для мужчин – эра амазонок неотвратимо приближается, а всё больше мужчин становятся альфонсами. Бог бессилен этот процесс приостановить».- К радости, нас с тобой это участь миновала, – сделал он отступление от темы.
-Вторая ошибка творения Бога заключается в том, - продолжал Вячеслав, - сначала он сотворил животный мир, а потом человека. К тому времени, как появился человек, в животном мире уже установился порядок, иерархия, лидерство. Царствовали в животном мире невидимые человеческому глазу бактерии, паразиты, микроорганизмы. Они были везде и всюду, даже в космической пыли. Это общеизвестный факт. От них напрямую зависело здоровье всех остальных обитателей животного мира. И вдруг появляется некто – человек, который объявляет, что он господин всех и вся, и все ему должны подчиниться. Такова воля творца всего. Сильным в мире животных это не понравилось. Началась борьба, как говорится, не на жизнь, а на смерть. В конце концов победили микроорганизмы (бактерии, паразиты, вирусы). Несмотря на все изобретенные противоядия, они и сейчас вольготно себя чувствуют и размножаются в живом организме с периодичностью каждые 20 минут. Это доказано наукой. В живом организме их сотни миллиардов. И исход противостояния в пользу человека или животного маловероятен. Пока спасает одно – множество из них, проникнув в человеческий организм, заключили мировое соглашение с клетками организма человека и не вредят ему. Другие затаились в организме, как пятая колонна, и ждут своего звездного часа, чтобы отправить человека в мир иной. Бог над ними потерял контроль, а руководство ими перехватил сатана»
С мнением Вячеслава, что налицо вторая ошибка Бога и она роковая для человечества, я полностью был солидарен.
Сделав передышку, Вячеслав продолжал изливать фонтан своих последующих умозаключений, которые давно, как я полагаю, осели в его душе и были осязаемы, так как он говорил, не путаясь и не повторяясь. Последующий его длительный монолог был посвящен первородному греху. Как стало ясно потом - с этой частью религиозного учения Вячеслав был категорически не согласен.
Его логические умозаключения по этому вопросу совпали с моими убеждениями, которые основаны на изучении многочисленный трактатов, писаний и т.д. Он их изложил в следующем виде - во-первых, доподлинно известно, и никем не оспаривается, что за грехи своих родителей дети не отвечают. Следовательно, первородный грех, связанный с нарушением Евой запрета Бога на срывание и поедание яблока с древа познания  в райском саду, не может быть вменено как греховное деянием для последующих поколений.
Во-вторых, разве может быть грехом тот факт, что, съев яблоко, Адам и Ева познали окружающий мир? Это сегодня выше человеческого разумения.
В-третьих, непонятно, почему брат убил брата только за то, что одно блюдо понравилось Богу, а другое нет. За прошедшие столетия человечество не пришло к единому мнению, что сказанное выше – это лукавые вымыслы живущих на Земле или происки сатаны.
Сделав короткую паузу, Вячеслав продолжал: «Я на все сто процентов убежден, что Бог создал не только земную цивилизацию – их бесчисленное множество, а если это так, их надо все облететь. И контролировать.
 Когда Бог в очередной раз вернулся на Землю, то ангелы ему поведали о «беспределе», который творили потомки Адама и Евы. Их грехи были настолько велики и многочисленны, что Бог не ограничился разрушением  Содома и Гоморры, а наслал на человечество потоп, что подтверждается артефактами».
Этот монолог Вячеслава не вызвал у меня особенных эмоций, я ждал более существенного продолжения своеобразной, и, можно сказать, оригинальной трактовки истории земной цивилизации. Она значительно отличалась от взглядов известных философов, ученых, писателей всевозможного толка.
Последний «писк» этой трактовки изложен в одной из книг Дэна Брауна, прочитанной мной накануне. Он вещал миру следующее: «человеческий разум развивается путем отрицания старых догм и принятия новых. Толкователи религиЙ, отрицая научные факты и отказываясь менять свои доктрины, напоминают рыбу в пересыхающем пруду, которая не хочет менять место поглубже, потому что не верит, что там более комфортные условия для выживания. Он (Д.Браун) задает вопрос. «В каком мире вы хотите жить? Без медицины, антибиотиков, развитых транспортных средств, новейших технологий, бытового комфорта или без религиозных фанатиков, воюющих за выдуманные тысячи лет назад мифы и воображаемых демонов, духов?» Ответ очевиден. Устами своего героя он произносит молитву, обращенную к человечеству – "Пусть земное человечество будет в согласии с философией и технологией. Да будет сила всегда сострадательной. И да движет вас всех не страх, а любовь! В одном с ним ряду стоит Блейк (книга «Все религии – едины») и ряд других ученых, писателей. Это свидетельствует о кризисе философской мысли и сохранении в неизменном виде догматов веры тысячелетней давности. Они пришли в противоречие с теми знаниями, опытом, которые накопились у земной цивилизации за этот период деятельности разумного человека.
По всей видимости, у Вячеслава были такие же мысли, как у меня. Он замолчал на какое-то время, сосредоточенно глядя в одну точку – на комара, изрядно напившего крови и едва державшегося на его руке.
После длительной паузы прибив комара, Вячеслав продолжил излагать свою точку зрения на мироздание.
 Когда Бог в очередной раз вернулся на Землю, то пришел в ярость – грехам и мерзостям человека не было предела. Бог решил послать своего сына, чтобы он взял на себя не все человеческие грехи (как это трактуют священнослужители сегодня), а только истинных евреев».
Я опускаю длинную череду слов, фактов, высказанных по этому поводу Вячеславом, считая их второстепенными.
Далее он сказал: «Как только сын, посланный Богом на Землю, повзрослел, скитаясь по Египту (к 30 годам), он проявил самостоятельность. Иисус Христос решил донести до человечества свое вероучение – перечень догм, правил поведения для всех без исключения – бедных или богатых, евреев и не евреев и т.д., дающее каждому земному жителю возможность попасть в рай, который, без сомнения, располагается на небесах, согласно  отдельным вероучениям».
Вячеслав привел ряд фактов, которые свидетельствовали о следующем: Бог Отец, видя самоуправство своего сына, призвал его к себе через нечеловеческие  муки.
Такое суждение о последних земных днях Иисуса Христа повергло меня в некоторое смятение. Я начал ему возражать, приводя изречения многих, уважаемых в религиозных кругах, и не только в них, мыслителей, философов, писателей.
Однако на полпути изложения своих мыслей я остановился – мне вспомнился случай. Будучи в Ростове Великом, я посетил монастырь, место где родился и рос отрок - Сергий Радонежский. Парадный вход в монастырь просто изумителен для Московской окраины – всё блестит, всё покрашено. В монастыре шли ремонтные работы. Послушники, молодые ребята, дружно работали, ими руководил священнослужитель, одетый в светский костюм «с иголочки», с перстнями на пальцах. Пройдя по монастырю, я вышел на противоположную сторону. Около выхода – памятник Сергию Радонежскому (в возрасте отрока), которого обнимает возвышающийся над ним монах. Местность за памятником была неухоженной – валялся мусор (банки, пакеты). Явно ощущался запах болота. До этого я много читал про жизнь и деяния Сергия Радонежского. Он был мне понятен и дорог. Однако описание в книгах современников усадьбы его отца и ландшафта местности не соответствовало увиденному.
Я возвратился в монастырь и обратился к служителю с вопросом: «Где родился Сергий Радонежский?». «Сергий Радонежский родился в избе, на месте, где сейчас находится вот эта церковь», – ответил он, указывая на рядом стоящее здание. «Странно, – сказал я, – нет даже таблички. А что за памятник за стеной?» «Памятник поставлен на месте встречи Сергия с монахом», – отвечал служитель. «Странно, – сказал я опять, – по описанию современников, место, где располагалась усадьба отца Сергия Радонежского, была волнистая. Обязанностью Сергия Радонежского было пасти стадо далеко от усадьбы. Странно и то, что в Радонеже, куда переехала семья Сергия, также нет таблички с указанием места постройки дома, в котором Сергий жил и который он покинул для служения Богу». Священнослужитель, оглядев меня, с презрением изрек: «Какая тебе разница, где родился и жил Сергий Радонежский до его ухода из отчего дома!» Я опешил от услышанного. «Так вы же обманываете мирян!», – сказал я с возмущением. На что тот махнул рукой, повернулся и ушел поспешно от меня. Я смотрел ему вслед и думал – такие, как он, священнослужители давно живут в условиях, максимально приближенных к коммунизму, то есть в раю на Земле, при этом обманывают прихожан. Желание зайти в храм у меня от таких мыслей сразу отпало.
Периодически мне вспоминается это посещение родины Сергия Радонежского, почитаемого всеми как наставника Дмитрия Донского – собирателя и защитника Земли Русской.
По этому поводу есть изречение классика испанской литературы Лопе де Вега: «Если вы услышали то, с чем вы согласны, то не имеет значения, кто это сказал. Если нет, то для вас не важен авторитет сказавшего».  В исламе, прежде, чем ознакомить с догмой или нравоучением проповедника, обстоятельно характеризуют его самого. Таким образом, обосновывается тот факт, заслуживает ли сказавший доверия.
В этой связи, я был почти согласен с высказыванием Вячеслава о том, что кто-то  записал сакральную фразу: «Если бы Иисус Христос и не вознесся на небеса, то это надо было бы обязательно придумать, так как это основа веры». Это суждение перевесило во мне чашу весов, на которой лежали труды теологов.
Горло у нас пересохло, и мы приняли очередную стопку виски, и Вячеслав продолжил изливать остатки словесного фонтана: «После того как Бог Отец переговорил с сыном, вернувшимся с Земли, они разошлись по своим небесным покоям. Если сын заснул быстро, то отец долго не мог успокоиться. Мысль, что на Земле начинается конфликт на почве вероисповедания между избранным им народом и всеми остальными, живущими на Земле, не давала ему покоя. Он искал решение. И к утру его нашел – никого больше не посылать на Землю, а через ангелов свои наказы и помыслы передавать избранным, наиболее достойным представителям рода человеческого».
Как только я это услышал, вся история земной цивилизации стала для меня прозрачной, однозначно понимаемой и не подлежащей сомнению. Особенно в таких суждениях, как Земной и Небесный рай.
Остальную часть своих умозаключений Вячеслав излагал в коротких и точных выражениях, устраняющих двоякое толкование. «Родоначальники различных верований (религий) – это избранные Богом личности, которым ангелы донесли откровения Бога. Отсюда появились индуизм, католицизм, конфуцианство, различные секты и  религиозные ответления. Все они имеют право на существование. Однако одно вакантное место долго не занималось – не было мудреца, которому бы Бог открыл пути к достижению рая на Земле.
Это место по праву занял К. Маркс. Его богоугодная вера, что предназначение человека –  создание своими руками рая на Земле, то есть в условиях коммунистического общества, нашла отклик в душах миллионов рабочих и интеллигенции. Он разработал основы  нового научного мировоззрения. В июне 1847 года на конгрессе Союза коммунистов был принят разработанный им «Проект коммунистического символа веры» в виде вопросов и ответов, то есть, по сути, катехизис новой веры.
К. Маркс писал: «Люди сами творят историю, но чем определяется мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречий идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ …, каков их закон развития». К. Маркс для своих исследований вел понятие – рабочая сила, отвлечённое понятие, аккумулирующая все стороны бытья конкретного человека. Это была ахиллесова пятка его теории. Активные действия последователей учения К. Маркса привели к революциям – буржуазным, потом социалистическим и других типов, переворотам, а порой к смуте и как следствие к контрреволюции. На мой взгляд реализация учения К. Маркса споткнулась на так называемом обезличенном понятии – рабочая сила. Историю движет не условно принятый объект, а живой человек в конкретных условиях бытия, которые определяют, через мотивацию, его действия. Наукой доказано, что мотивация — это результирующий вектор таких понятий как страх, наслаждения и признания человека в условиях социума.
На сегодня в сухом остатке от трудов К. Маркса осталась основная идея и ряд положений его теории. Последователи учения К. Маркса, В. Ленина свою энергию и мысли направляют на декларирование их идей. В этом они недалеко ушли от последователей других религиозных учений. Однако избранный им революционный путь привел к поражению. К.Маркс декларировал эволюционный путь развития человечества к земному раю.
По убеждениям Вячеслава, пути человечества прямолинейны и параллельны как линии в Евклидовой геометрии.
Надо только:
1) Чтобы ясность о неизбежных путях развития земной цивилизации была в головах у сильных мира сего;
2) Чтобы лидеры коммунистического движения взялись за руки с главами различных конфессий и шли вместе к «райским кущам» на Земле, дополняя друг друга. Как говорится, делить нечего: земное – кесарю, небесное – Богу. Как, например, частично это осуществляется в некоторых странах.
На этом словесный поток у Вячеслава почти что иссяк. Выпив еще по стопке, мы начали прения. Я заговорил первым, как более трезвый.
 -Уважаемый Вячеслав, – начал я, отдавая дань сказанному им, – но ведь сегодня живущие, устами Иисуса Христа вещают совсем другое, и их догмам внимают миллионы мирян.
 - Всё дело в том, – отвечал Вячеслав, – что за прошедшие тысячелетия священнослужители:
– во-первых, исказили отдельные догматы веры Христа;
– во-вторых, вероучение превратили в коммерцию. Ведь доподлинно известно, как Иисус Христос разогнал представителей капитализма из дома Господня около двух тысяч лет назад. Но гидра капитализма не уничтожена, она процветает сегодня в доме Господнем.
Пример тому: художественная  фабрика РПЦ изготовляет украшения с камнями, драгоценными металлами с изображениями ликами святых и продает их всем желающим; крещение, отпевание – всё за деньги, священнослужители разъезжают на дорогих автомобилях, живут в хоромах. Есть и другие факты».
 -Но, посмотри, – парировал  я, – с каждым годом всё больше людей приходят в церковь в дни Пасхи, Крещения; активно строятся новые церкви; утверждена программа строительства быстровозводимых деревянных церквушек чуть ли не в каждом дворе.
Характерно и то, что сейчас мы наблюдаем прямо-таки выброс статей, выступлений в прессе, на телешоу представителей от РПЦ. И всё об одном – о событиях столетней давности: о зверствах большевиков против РПЦ и участников «белого движения».
Большевиков винят в безбожии и потере русской идеи – отходе от христианства. С другой стороны, почти все руководители ветвей власти, как правило, бывшие коммунисты, бизнесмены, руководители КПРФ, стоят рядом на молебнах, службах, особенно по христианским праздникам.
Следует отметить, что советская власть(большевики) покаялась за деяния против РПЦ и деятелей культуры, науки, «кулаков». Аналогичных действий со стороны РПЦ за все формы противодействия советской власти до сих пор не последовало»
Наши прения подходили к концу. Было уже три часа ночи. У меня начали слипаться глаза, но заснуть не позволял один вопрос – есть ли светлое будущее у человечества, или оно будет находиться в плену у мракобесов.
Здесь потребовалось мое небольшое отступление от темы.
Слово «мракобесие» состоит из двух слов, как всё живое и неживое на Земле – «мрак» (темнота, ад и т.п.) и «бес» (он же сатана, шайтан и т.п.). Этот термин прочно занял место у русской интеллигенции в начале XX века.
«Мракобесием» называли вольные трактовки догматов веры отдельными, но с высоким саном, православными служителями. Так, например, С. Дурылин, родом из набожной купеческой семьи, был одно время пламенным революционером, потом искренне верующим, потом священнослужителем. За свою веру в советское время подвергался гонениям и ссылкам.
Сергей Дурылин так описал изучение предмета «богослужение» в гимназиях, семинариях: «Наш батюшка, который предавал нам православие, не требовал от нас непременного говенья в гимназической церкви, тем самым избавлял нас от этой отвратительной фальши. Мы могли говеть в приходских церквях, но от нас требовали специального свидетельства за подписью и печатью приходского духовенства. Особенно неприемлемым для нас,образо -ванной молодежи, был катехизис Филарета.
«Филарет, – писал С. Дурылин, – своим приспособлением заповедей Бога и заветов Христа к статьям «Свода законов Российской империи» приводил нас к отторжению от веры и к решительному протесту. В толковании основных законов веры Филарет (по своему внутреннему убеждению) доходил до пределов в своем желании законами Синая оправдать беззаконие крепостной империи Николая Первого. Он (Филарет) решался утверждать, что пятая заповедь Иисуса приказывает рабам (крепостным крестьянам и другим сословиям) непременно подчиняться своим «господам», а также своему начальству, т.е. всем, кто стоит выше по должностной лестнице. В катехизисе оправдывались под видом божественных установлений и карающий суд, и смертная казнь, и война. Убийство (по Филарету) вообще запрещено, но ежели по приказу «законно поставленной власти», то не токмо можно, но и должно (смертная казнь по суду). Катехизис вливал в наши души духовную муть (мрак) и уличенную ложь, которую  мы не могли терпеть».
Всё сказанное С. Дурылиным свидетельствовало о мракобесии со стороны священнослужителей в начале XX века, к сожалению, все это существует и сегодня, но в иной форме. Лукавое толкование наместниками Бога на Земле заповедей и заветов Христа дают все основания усомниться в истинности христианства и иудейства. К этому надо добавить, что есть учения без присутствия Бога. А вопрос в лоб: «Кто родил Бога, или может ли Бог покрыть козырного туза?» приводит в ступор священнослужителей любого ранга. Если он создал человека по образу и подобию своему, то кто его создал? И если Бог не может «покрыть» козырного туза, то он не всемогущ, а если он может, то он шулер?».С тех пор мало что изменилось.
Мой монолог Вячеслав слушал не перебивая, и периодически кивал головой в знак согласия. Высказывания С.Дурылина привели его в состояние возбуждения. -У меня есть все основания, – начал он после ,принятия на грудь, очередной порции спиртного, – что священнослужители выполняют свою работу после учебы в религиозных заведениях, как и все другие, чтобы получить высшее образование и обеспеченное существование после. Однако у них нет проблем с устройством на работу. Одна существенная разница – у нас больше обязанностей перед государством, в том числе по налогам, службе в армии. Многие переходят в веру, как корабль во время шторма идет в тихую гавань.
С этим тезисом я был согласен. Так, известный артист для пиара собственной персоны перешел на время в священнослужители с согласия Патриархата, исполнил ряд ролей в Доме Господнем, быстро вернулся в бытие и сейчас востребован во многих видах телешоу. Я знавал священников, которые, приходя в шумную компанию, снимали крест, вешали его на крючок и предавались мирским утехам. Я общался с деятелями церкви, которые большую часть своего времени занимались коммерцией. Встречался и с теми, кто организовывал спортивные секции и сам тренировал. Для них двери в кабинеты властей разного уровня всегда открыты, а их сан позволял решать все вопросы быстро и без мзды чиновникам. Чего не скажешь о других. Я это постоянно ощущал на своей «шкуре». Сегодня служители Церкви всё напористей занимаются мирскими делами.
На мои слова Вячеслав отреагировал мгновенно. -Уважаемый коллега (редкое, с его стороны, обращение ко мне), – начал Вячеслав, – если ты хоть немного знаком с историей православия в России, то, конечно, знаешь следующие факты. Со времен Петра Первого Патриархата в России не было. Он справедливо считал, что в государстве должно править одно лицо – государь, и он же помазанник Бога. Итог противостояния с церковью известен – священнослужители подговаривали сына Петра Первого свергнуть отца. За это сын и заговорщики поплатились своими головами. Екатерина Вторая также урезонила аппетиты РПЦ. Ликвидировала ряд льгот, закрыла свыше 30 процентов монастырей, призвала священнослужителей не влезать в мирскую жизнь, а служить Богу.  Одними из первых приветствовали свержение Николая Второго сановники от церкви. И, воспользовав- шейся смутой в стране, быстро восстановили Патриархат, то есть двоевластие в стране. РПЦ делало всё, чтобы свергнуть власть большевиков. Церковь предала Государя, в том числе за это народ отвернулся от нее. В этом РПЦ сегодня, по истечению 100 лет, винит всех, но только не себя. И сегодня, РПЦ сеет вражду между потомками красных и белых, перемывает кости царской семье, всячески выгораживает зверства со стороны Белого движения. Им вторят псевдодемократы и либералы разных толков. Особенно усердствует Ф. Разумовский, обласканный за свои деяния РПЦ. Он и иже с ним  стараются доказать молодому поколению, что в царское время крестьяне, рабочие и мещане жили достойно и обеспеченно, в условиях справедливости и спокойствия. Их не расстреливали десятками тысяч, их не вешали на столбах вдоль дорог для устрашения населения и т.д. Они специально замалчивают тот факт, что Деникин и Патриарх Тихон покаялись за содеянное в период Гражданской войны.
В 1923 году Тихон обратился к церкви с посланием, в котором говорится: «Осознав свою провинность перед народом и советской властью, я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа – монархистами и белогвардейцами, желая свергнуть советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий…  Мы осуждаем такие действия и заявляем, что Российская Православная Церковь аполитична и не желает отныне быть ни «белой», ни «красной». Деникин писал: « МЫ не просим прощения После небольшой паузы Вячеслав продолжил.
У меня часто возникает вопрос  – есть ли пути возрождения России? На сегодня полной «картины в  масле» (по фильму «Ликвидация») у меня нет, но часть шариков в моей голове сгруппировалась и приводит мой организм к необходимости послать их в лунку, то есть озвучить. Не кажется ли тебе, что основные положения Коммунистического манифеста совпадают с догматами Христианской веры? Я считаю, что искажение основ учения Христа современными посланниками Бога на Земле (из своих интересов и личных амбиций) не дает возможности решать мировые проблемы человечества совместно с последователями учения Маркса.
Какие шарики и в какую лузу покатились у него! – пронеслось у меня в голове. Сон как рукой сняло. - Как понять твои слова  – вместе, с кем и куда?» –  спросил я. В его взгляде сквозило превосходство учителя над учеником. – Кто  основной противник человека на Земле? – начал он. – От кого или от чего исходит угроза исчезновения человека на нашей планете?
От этого вопроса мои мозговые извилины сразу наполнились неопределенным веществом с критической массой, явно не в пользу моего здоровья. Я тупо уставился на потолок, но там кроме насекомых-кровососов никто не появился, чтобы подсказать мне, как правильно осмыслить услышанное.
Видя мое замешательства, Вячеслав начал с поучения. Если ты что-то хочешь познать, то изучай основательно, а не перескакивай с одного на другое, как блоха или кузнечик. И рассуждай токмо о том, о чем твои познания тебе сие дозволяют» (дедушка Крылов).
Как он меня «опустил», пронеслось в голове.
-Еще Евклид и Демокрит размышляли о структуре материи, – продолжал Вячеслав. – Сократ обсуждал со слушателями (свободными гражданами Рима) о трудности выбора средств выражения мысли; Платон учил, что есть образ, идея и т.д.
Богопочитатели и теологи различных направлений веры постоянно упрекают материалистов в пристрастии к анализу парадоксов веры, в то же время сами основывают свои догмы на фантастических гипотезах, принципиально отказываются от человеческого опыта, не признают результаты научных исследований, пренебрегая деянием природы, подчиняя свой ум другим и игу авторитетам, которые жили тысячи лет назад..
Для объяснения своих взглядов они придумывают существа (ангелов, бесов, сатану и др.), не известные им и требующие объяснений, а сами о них не имеют никакого представления. Всё ими построено на невежестве, отсутствии опыта, на испуге, страхе, невозможности мыслить самостоятельно, повторяя высказывания авторитета в далеком прошлом.
История – очень удобная почва для создания выгодных мифов. При анализе исторических фактов легко уйти в лукавую трактовку, а ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит не совсем пресвященное население в заблуждение. Есть те, кто специально вбрасывают  «жареные факты» в информационное пространство без их причинно-следственной связи, сталкивая лбами массу людей. Результат – кровавые бойни.  Однако я надеюсь, что современные достижения науки, в особенности атомной физики, информатики, дают все основания считать, что словесные столкновения догматических положений, различных философских школ уступят место трезвому усвоению того факта, что человечество находится на грани исчезновения.
-Когда в очередной раз Бог посетил Землю,- продолжал Вячеслав,-  он ужаснулся – отвратительные пороки человека расползлись по всей Земле. Войны, вражда, убийства и другие грехи стали повсеместным событием, так как частично прощались. Создалось множество религиозных учений, а число пророков не счесть. Сатана победил божьего сына. Бог решил больше не вмешиваться в жизнь смертных и не направлять их на путь истинный. Наказать человечество он передоверил природе, у которой к этому периоду накопилось множество претензий к деятельности человека…
По всему было видно, что высказанные Вячеславом мысли были им самим не совсем усвоены. Он говорил медленно, с остановками.  Основной противник человека сейчас, – Вячеслав сделал паузу и закончил, – природа. А спасение рода человеческого в его же руках.
Я чуть не упал с кровати. "Он в своем уме", – подумалось мне – "вот чем оканчивается принятие на грудь спиртного сверх меры!"
Уважаемый читатель, только представьте себе: далеко за полночь, двое в состоянии алкогольного опьянения средней и сильной степени, и один из них на полном серьезе говорит другому такое. - Занятые постоянной враждой и взаимным истреблением друг друга, тем самым исполняя враждебную нам волю сатаны,- продолжал Вячеслав ,устремив свой взгляд в потолок,-  мы не замечаем общего противника – природу и даже преклоняемся перед её силой. При этом постоянно вредим ей. Поэтому задача всех живущих на земле – установление гармонии с природой.
У меня начало проясняться в голове, так как очертание ранее сказанного Вячеславом приобрело, наконец, конкретную форму. Я перевел дыхание и, уже с интересом, посмотрел на него.
 По мере истощения природных ресурсов, роста населения, нарушения экологического равновесия на Земле, природа непрерывно наносит нам неожиданные и мало предсказуемые по степени разрушения удары, говоря образно, под самый «дых». Природные катаклизмы – землетрясения, разрушительные циклоны, наводнения, последствия парникового эффекта очевидны и все губительны для человечества. И противостояние с природой не под силу отдельным группам населения или отдельно взятой стране. Здесь нужны – солидарность всех, прекращение братоубийственных войн во имя будущего, достойной жизни наших правнуков. Если это не произойдет, то человечество погибнет от разрушительной силы природы раньше, чем наступит обещанное Богом царство на небесах».
Сделав передышку, Вячеслав нанес завершающий удар.
 - «Все живущие, – вещал он как пророк, – вне зависимости от богатства, вероисповедания, положения в обществе, должны объединиться на следующих принципах: пацифизме; справедливости, как внутри государства, так и между ними; гармонии в семье, между обществом и властью, между человеком и природой.  Ряд государств взяло на вооружение отдельные из этих догм (Лаос, Китай, Индия). В России представляется возможность в комплексе взять их за основу выработки путей своего возрождения».
Это был апофеоз всего сказанного Вячеславом. После этого разговора он сразу как-то сник, видно было, что желание исторгать что-либо еще из организма у него иссякло.
Мы молча улеглись спать, речь об утренней рыбалке не возникла. Я засыпал под мысли: по всем приметам Вячеслав похож на мудреца, так как его взгляды смахивают на догмы нового вероучения. На первый взгляд, всё верно, всё сходится. По всей видимости, у него есть и программа действий, которая способна сегодня консолидировать общество. Но поймут ли его другие?
 С этими мыслями я погрузился в глубокий сон.               


Рецензии