Юркины приколы

                Посвящаю доктору Юрию Щербакову.

   Пример по-настоящему талантливой, творческой личности явил мне когда-то человек, не имевший по большому счету никакого отношения ни к одному из видов искусства – мой однокурсник Юра Щербаков. Если бы он ценил свой талант и развивал его, то это был бы второй Юрий Никулин. Но он пошел другим путем – он стал врачом. Тем не менее, это нисколько не умаляет его таланта в моих глазах.

  Жизнь Юры – это цепь поступков так называемого психологами «девиантного поведения»(отклоняющегося от общей нормы). Такие люди не могут спокойно сидеть на месте, они обязательно показывают себя и становятся либо героями, либо хулиганами.

  Юра избрал для себя путь героя – он решил стать летчиком. (В его родном Армавире такое училище есть.) Но у парня были небольшие проблемы со здоровьем, и он не прошел медкомиссию. Перед Юрой встал нелегкий выбор. Среди предлагаемых в городе учебных заведений ни в педагоги, ни в зоотехники, ни в машиностроители он идти не хотел . Это было ему не по душе. Было еще медучилище. И Юра направился туда – все-таки профессия медика чем-то близка к военному: в медицине также есть место подвигу.

 Вскоре нашему студенту почему-то стало скучновато учиться. И он начал развлекать себя и окружающих. В память о своей несбывшейся мечте он смастерил самолетик (из какого материала – я тогда так и не понял). Самолетик был выполнен как настоящая моделька, выкрашен , и Юра играл с ним на лекциях (Сам на сам.) Иногда он устраивал и ролевые игры для соседей: из тетрадного листа складывал какие-то причудливые фигуры с горбатыми носами (не то Кощея, не то гоблина). Персонаж оживал в руках создателя и , в Юриной озвучке,  начинал ходить по партам, пугая или веселя других студентов. Это все при том, что парню на тот момент уже исполнилось восемнадцть лет!

  Юра не стеснялся быть таким, какой он есть. А он был романтик. Он жил в своем фантастическом мире, где не было возраста. Иногда он давал и нам наблюдать этот мир.

  Я жил в общаге, а Юра был местный, но жил далеко от училища. И между занятиями частенько кантовался у нас в комнате.

 - У меня сейчас зубы мудрости лезут, - признался он однажды. – Вчера так башка разболелась – места не находил. Так я взял книжку приключенческую и начал читать – только тогда полегчало!

  Фэнтэзи было его страстью. Юра читал запоем, а потом делился с нами впечатлениями. Где он брал книги? Скорее всего -  напрокат. Не думаю, что он покупал себе чтиво, ведь, как поется в песне ,«денег никогда у поэтов нет» .(А Юра в душе был поэтом, причем- эстрадным. Позже я вернусь к этому.) Он постоянно занимал у нас десятки даже на маршрутку, чтобы добраться вечером домой.

  Мне очень понравилось, как Юра пересказал нам одну книгу, и я тоже заинтересовался ею. Автором ее был известный, не нуждающийся в рекламе российский фантаст. Я без труда нашел ее в «Книжном мире», это был приличный томик и стоил тоже прилично. Но я не пожалел денег и времени ( уж очень Юра эту книгу расхвалил), и прочел от корки до корки. Да,это был именно тот роман, о котором говорил Юра, все упомянутые им в ней эпизоды я нашел. Но дикого восторга от знакомства   с данным произведением я не получил, и разочаровался. Я ожидал большего.

  В чем же прикол? А прикол был в Юре! Если бы книга была написана тем языком, каким рассказывал о ней Юра (живым, искрометным, с нескончаемыми щутками-прибаутками) – это была бы просто литературная бомба!

  «Это что же получается? – могут спросить опытные авторы. – На поверку доморощенный студент-приколист оказался более талантливым рассказчиком, чем раскрученный писатель–фантаст?» Да, именно это я и хочу сказать! В моем понимании поединок двух Юриев – Щербакова и Никитина – завершился уверенной победой первого!

  Как именно шутил Юра? Процитировать что-нибудь из его фантазий, чтобы читатель сам мог убедиться в таланте моего героя, я , к сожалению, не смогу. Все это была чистейшая, неповторимая импровизация. Так делать мог только Юра, на бумаге это не передать. Это надо было только слушать. Но, поверьте мне на слово: это было действительно талантливо! Иначе я бы про это не писал (мало ли у нас бездарных юмористов и балаболов?)

   Юра мог услышать по радио новую песню и тут же,на ходу, налагать на этот  мотив экспромтом свой текст, перепевая самого певца, а нам оставалось только покатываться со смеху. Но Юра пошел дальше – он записал собственные песни. (Ибо не может талант долго скрываться, он обязательно попросится наружу!) И вот Юра принес кассету со своим творчеством на урок.

   Что там было? Скорее всего, что-то вроде частушек. Своей сатирой Юра прошелся по многим студентам и преподавателям. Досталось там и мне. К счастью для исполнителя, не все герои его песен присутствовали на этом концерте (ибо там было на что обидеться). Иначе он бы потерпел «Горе от ума», в его случае – горе от смеха. Ему бы таких приколов не простили. Однако, учителя, имевшие чувство юмора, оценили Юрино творение достойно:
 - Да уж: погиб талант! – усмехнулись они.

        ***

  Я не просил у Юры разрешения, чтобы написать о нем рассказ. Он же не спрашивал меня, когда надумал сочинять обо мне веселую песенку, а потом крутить ее в аудитории! И потом:  я пишу здесь и о себе, о моих личных впечатлениях от встречи в своей жизни с таким прекрасным, позитивным человеком, как Юра. Я не думаю, что Паустовский , когда писал автобиографическую повесть «Далекие годы», спрашивал позволения у Булгакова и Льва Толстого, чтобы упомянуть о них в своих мемуарах, как о современниках и людях, с которыми он как-то соприкасался в прошлом. А Юра  - это теперь тоже мое прошлое.

  Вот уже десять лет, как мы закончили училище. Я надолго потерял связь с Юрой. Но не так давно наш однокурсник Серега, который по работе виделся с ним, дал мне его номер. Это был для меня настоящий подарок! Я узнал, что Юра по-прежнему такой же эрудированный, возможно сейчас уже даже больше- ведь он теперь доктор и заведующий отделением нервных болезней!

 - Интересно пообщаться с Юрой! – признался я в предвкушении новых приколов.
- Не знаю, чего ты от него ждешь, но ты будешь удивлен. Я уверяю тебя: это уже не тот Юра, которого мы знали, - предупредил меня друг.

  Я едва дождался вечера, чтобы позвонить.

 - Мне нужен доктор Юрий Щербаков.
 - Это я, - ответил спокойный, ровный голос – голос серьезного, внимательного, вдумчивого человека.

 - Мне нужна ваша помощь! Понимаете, доктор: после тридцати на меня напала жестокая ностальгия. Уж десять лет, как я закончил Армавирское медучилище, а такое ощущение, как будто прошла минута! Словно я закрыл глаза – а десять лет пролетело! Как так может быть? Я же не погружался в летаргический сон, правда, доктор? Я же жил все это время: с кем-то общался, где-то работал, куда-то ездил, женился, хлопотал с детьми. А потом остановился, посмотрел назад и не пойму: куда делись десять лет? Когда они успели пройти? Разве такое возможно?! Что мне делать, доктор? Помогите! Куда ушла моя юность? Неужели ее не вернуть? И такая хандра у меня по этому поводу, что верите, прямо хоть «разбежавшись, прыгай со скалы!» (*Это я вспомнил о любимой некогда Юрой рок-группе «Король и Шут») Представляете, доктор? А может, это болезнь такая – когда не замечаешь, как время убегает? И может, даже не только у меня? Может, это даже целая эпидемия? И если так, то какой прогноз? Как это остановить, не знаете? А то ведь еще чуть-чуть – и не заметишь, как придет время пропеть: «Вот я был – и вот меня не стало!» Что скажете, доктор? Да: и забыл самое главное – я ведь жил раньше в общежитии, в сто восьмой комнате!

- Ваня Ляпин, - он поставил диагноз так же ровно, не меняясь в голосе. – Да, я помню тебя.

  Я сразу немного опешил: я думал, что Юра подхватит мой розыгрыш, пошутит со мной, и этот заряд свежего юмора вернет мне частичку той энергии, того задора, которыми мы были так полны в юности! А он – нет…

  Да, теперь Юре не до приколов. Статус обязывает быть серьезным. Может, это  и к лучшему  - он перебесился, остепенился, повзрослел. А может, есть и другая причина? Может, в жизни произошло что-то, после чего ему больше не хочется шутить?

  Не знаю, кому-как , но мне дорог тот Юра – приколист, которого я знал. И по сей день меня вдохновляет именно такой его образ. С ним связаны мои самые яркие юношеские воспоминания. Если бы менялось только время! Меняются и люди. Почему-то меня это иногда огорчает. Не знаю – почему.

- Ты извини, что  я прикалывался над тобой. Я же над всеми тогда прикалывался. Надеюсь, я тебя не сильно обижал?

 - Юра, так мне это в тебе и нравилось – что ты был приколист! – воскликнул я. – Без этого было бы скучно! Тогда, может, я не всегда был в восторге от твоих приколов, зато сейчас я готов тебя обнять!

 - Почему?

 - Да потому что ты – моя юность! А все, что было в юности, теперь кажется самым радостным, самым счастливым! Кажется, что лучше того, что осталось в юности – ничего и не было!

                ***

…Где мои семнадцать лет?...
               
    (2018)


Рецензии
Иван, снова прошлась по Вашей, очень разнообразной по тематике странице. Для чтения вначале выбрала повесть "УЧИТЕЛЬ ШПАГАТА", состоящую из 18 глав. Несколько строчек даже прочитала. Мой совет: для публикации повести "УЧИТЕЛЬ ШПАГАТА" на страницах "ПРОЗЫ. ру" разделите произведение по главам - больше будет читателей. А Ваш рассказ, посвящение Юрию Щербакову, "ЮРКИНЫ ПРИКОЛЫ" прочитала с большим удовольствием. Почему? Из сорока восемнадцать лет посвятила работе с "трудными" подростками, будучи зам. директора по воспитательной работе в крупных средних школах. Столько подростков, которые "не могут спокойно сидеть на уроках", прошли через меня! Мы сами, детдомовцы, были похожи на Вашего Юрия. Об этом пишу в повести "От мира сего". Ваш персонаж Юрий Щербаков мне, Вашему читателю, даже понравился: типичный, притом не глупый, от природы умный шутник-юморист. Возможно, из Юрия Щербакова и получился второй Юрий Никулин. Соглашусь с Вами: "любой талант надо развивать." Но не каждый человек способен фантазировать. Юрий стал ВРАЧОМ - пошёл другим путём. Стал доктором. Верно: "меняется время - меняются люди". ОН же сразу сообразил, узнал Вас, кто с ним разговаривает по телефону. Юрий - типичный образ в литературе, значит, и в жизни. Иван, дальнейшего Вам творческого вдохновения и УДАЧИ в ЖИЗНИ. ЗДОРОВЬЯ крепкого - это главное! До встречи! Мне же надо прочитать главы из "Учителя шпагата": шпагат - элемент гимнастики. Всего Вам ДОБРОГО!

Роза Салах   23.07.2019 22:36     Заявить о нарушении
Благодарю за подробную и интересную рецензию! Спасибо и за совет. Однако, я как автор считаю, что "Учитель шпагата" по главам разбивать нельзя - это очень цельное и динамичное произведение. Это своего рода литературный экш. Я писал его на одном дыхании - и читаться он должен так же. Иначе не будет ощутим тот взрыв эмоций, тот адреналин в финале, которым я зарядил его. А "Юркины приколы" мне самому все больше нравятся. Я же попробую прочитать ваши мемуары "От мира сего".

Иван Ляпин Павловчанин   24.07.2019 19:43   Заявить о нарушении
Иван, здравствуйте! Дело АВТОРА. Я согласна с Вами, что нельзя разбивать повесть на главы... На моей странице опубликованы несколько повестей. ИХ читатель может найти - читать в целом и по главам. Сейчас я отправляю а Портал повесть "По утренней росе" по главам. Читают и в целом, и по главам. В трилогии "ДЕТДОМОВЕЦ" три повести. Удачи Вам!

Роза Салах   24.07.2019 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.