Виктор-космонавт

- Мам, мама! - лохматый мальчишка бежал по деревенским лужам, то и дело, утирая своё лицо рукавом поношенной джинсовки. Позавчера был сильный дождь, а сегодня лужи окончательно расползлись по бездорожью, создавая сильную помеху не только сельскому транспорту, но и пешеходам.
- Мам, ты дом! – добежав до высоких ворот деревянной избы, бегун окончательно выдохся. Ещё бы! Пробежать почти всю деревню за такое короткое время по пути с препятствиями.
- Ты чего кричишь? Случилось чего? – женщина в белой косынке  и тёплом байковом халате шла ему навстречу.
- Ма, Виктор-космонавт приехал! Я его сам сейчас видел на остановке! Вот оттуда и бежал, чтобы сообщить! – прикрыв один глаз от солнышка, юнец улыбался, успевая поправить сползшие брюки.
- Ты с чего это взял? С чего взял, что это он самый? Ты его чай и не видел!
- Видел - не видел, какая разница! Я слышал про него! Вот и узнал! Всё как ты говорила: лысый, здоровый, букву «р» не выговаривает!
- Ишь, ты! Какая память то хорошая! И как ты узнал про букву? Вы что разговаривали?
- Не, не мы! Он с тёткой Дусей здоровался! Вот я и спалил картавость! Мамка, он же в наш дом идёт! Он так и сказал Дульсенее «Домой приехал, соскучился!»
- Ты мне ещё тут поговори! Нам дом его отец по закону отписал! Нечего бояться!
- Мам, а почему он космонавт? Дед Виктор не любил про это рассказывать, так может ты расскажешь?
- Мал ещё, такое спрашивать! Ты вон сначала восьмой класс окончи, да практику отработай в школе. А то одни жалобы на тебя, неслух!
Женщина пошла в дом, что-то бормоча себе под нос, а молодой человек вскарабкался на ворота.
- Идёт! Идёт!
Не прошло ещё и пяти минут, как тяжёлая щеколда заскрипела и в воротах показалась мужская фигура высокая, крепкая, с расправленными плечами и прямой, словно там вставлен кол, спиной.
- Есть кто дома? – голос гостя был громким.
- Есть! Я и мамка! Оба дома! А тебе кого? – мальчишка с любопытством осматривал незнакомца, желая уцепиться за любую деталь в его  городском образе.
- Да я вообще-то к отцу приехал, Виктору Степановичу Фомину. Дома он?
Пауза. Собеседники смотрели друг на друга, не моргая.
- Да уж как с полгода схоронили, - женский голос прервал тишину.
Сразу стало понятно, что мать мальчика и гость  хорошо знакомы, разговаривали очень спокойно, словно часто так прежде беседу вели.
 - Как схоронили? А почему мне не сообщили?
- А с каких это пор у вас там, в космосе почта работает? – женщина явно ехидничала.
- Да причём тут почта! Марина! Позвонить то ты могла! Ведь был у отца мой номер телефона и у тебя был! – в этот момент прежде сильный мужчина сделался каким-то совсем жалким.
- В этом то всё и дело, что был! Но сплыл!
Мальчишка засмеялся, мать, отвешав ему подзатыльник, скомандовала:
- Шёл бы ты Витюша уроки делать! Завтра понедельник, школа как-никак!
- Витюша!? Это твой сын? Ну, здравствуй, тёзка!
- Здравствуйте! А я знаю, что вы Виктор – космонавт! – в этом и вся суть деревенских людей, всё запросто и прямо в лицо.
- Да, было такое! Был космонавт, а стал простым диспетчером…
- Ну, вы чего это разговор у ворот затеяли, в дом пошли, там всё и обсудим. Ты надолго к нам? – Марина шла первой, поправляя платок на голове.
- Да я вообще-то думал навсегда. Устал я от города.  Город – это вам не космос.
- А деревня что наша – космос? – что шутка не удалась, юнец понял по выражению матери.
- Так, сын, иди, погуляй!
- Ты же мамка говорила в дом идти, уроки делать?
- Ну, теперь иначе говорю, стало быть – передумала. Всё, ступай! Нам с дядей Витей поговорить надо, а ты мешать только станешь.
Когда лохматая голова мальчишки скрылась за воротами, женщина направилась к крыльцу, рассказывая вполголоса.
- Очень сильно отец твой болел. Почти год лежал, не давал себя лечить, врачей не пускал. Только вот Витюшка иногда носил ему чай лечебный, так вот благодаря чаю и держалась его душонка. Исхудал весь, одни глаза на лице остались, чёрные прям как у тебя….
- Марина, ты прости меня. За ту встречу пять лет назад прости, что уехал и так не написал, не позвонил. Сама понимаешь, какая у меня работа. Я же по полгода дома не находился. А если и добирался до кровати, то сама знаешь, что это ненадолго было, снова тренировки, испытания, учения.
- Да ты чего сейчас оправдания ищешь! Нужны они мне разве? Давно всё забыла! И как в армию провожала, забыла, и как ты оттуда с какой-то татарочкой приехал, и как потом в город уехал учиться. Я рада, что ты смог исполнить свою мечту, выучился хорошо, да и потом всё сложилось. Отец твой радовался в тайне, кратче, чтоб люди не судили его за бесхарактерность. Виктор Степанович переживал ведь с вашей последней ссоры, а ведь ты неправ был!
- Да всё я понял! Только видишь, как вышло, опоздал покаяться… - мужской голос задрожал.
- Это сделать никогда не поздно… Смотрю вещей у тебя немного. Жить то где собираешься?
- Да у меня же в городе квартира осталась, заработал за 15 лет. Теперь вот хочу её сдавать. А сам тут буду. Может,  куда на работу возьмут. Хотя кто меня теперь, где с одним глазом ждёт….
- Да главное руки, ноги, голова на месте! Ты же вон какой умный всегда был! Не чета деревенским парням! Помню, как они тебя все слушали да в рот заглядывали, когда ты им байки про ракеты рассказывал, да что-то там сам конструировал. А что с глазом то? Может бабка Дуся полечит?!
- Да какая бабка! Там уже ничего не изменить, протез теперь у меня, сам виноват, винить некого. Так что на счёт жить? Пустите меня в отцовый дом?
- Да как не пустить-то. Только дом этот по документам теперь наш, мой и Витюшки. Виктор Степанович его ещё до болезни своей на нас его оформил. У нашего то давно крыша рухнула, мы долгое время жили у тётки моей, помнишь поди её в соседней деревне жила.
- Значит, теперь ты тут хозяйка? Как же так-то! Я тут родился и рос, здесь мои родители в мир иной отошли, а теперь я тут, стало быть, гость! Так получается? – мужчина грохнул табуретом об пол
- Выходит что так! Уж больно долго ты  об этом не думал. Да и что теперь говорить. Места всем хватит. Комната твоего отца свободная – живи там. Только люди начнут говорить.
- А что тебе люди?!
- Да мне-то ничего, сына жалко! Глупый он ещё, да и рассказывать ему всей правды не хочется….
Женщина подошла к столу и стала накрывать на обед. Нарядные тарелки, блестящие ложки – ничем не хуже кухонной утвари из городских ресторанов. Вскоре уже стало трудно дышать и сдерживать слюни: запах жареной картошки с луком, тонкий аромат солёных огурчиков, вынутых со дна трехлитровой банки,  квашеная капуста и копченое сало, аккуратно порезанное тоненькими кусочками на отдельное блюдце. Такой еды Виктор уже давно не видел и не пробовал. Продолжать, выяснять отношения дальше смысла не было – хотелось сильно есть.
- Мам, а я вовремя! Есть хочу, сил нет никаких! – Витюшка с горящими глазами ворвался в избу, но поймав строгий взгляд матери, вернулся в сени, где тщательно минут пять мыл руки.
Обедали молча, лишь изредка мальчишка посматривал на гостя, в надежде что тот, что сам первым скажет.
 - А расскажите про космос! – не выдержал юнец.
- Витя, дай поесть! Человек с дороги, погоди с расспросами, да и ни к чему тебе это совсем знать!
- Мам, ничего ты не понимаешь! Это же ужас как интересно! Меркурий, кольца Сатурна – видите, я много чего знаю! Да и дед Виктор мне рассказывал про то, что ваша работа самая трудная в мире.
Мать ударила по столу ладонью так, что тарелки загремели.
- Марин, да не серчай ты на сына, правильно он всё спрашивает и говорит. Работа – как работа, только теперь понимаю, что жизнь прошла. А у тебя папка где?
- А я не знаю! Мама один раз сказала, что он у меня лётчик, улетел и не вернулся. Пропал без вести. А дед Виктор меня всегда жалел, говорил, что судьба у меня на половину сиротская при живом отце.
Гость перестал жевать и бросил взгляд на хозяйку:
- Улетел и не вернулся. Видишь, как бывает! Кто-то не возвращается, а те, кто вернулись – их вроде, как и не ждали…
Чай с мятными пряниками пили молча. Было понятно, что в этот момент каждый думал о своём. Витюшка рассматривал  живого космонавта, понимая, что он бы никогда не хотел так жить: сначала долго летать, а потом раз и остаться никому не нужным, да ещё и без отцова дома. Марина смотрела на мужчин, понимаю, что невооруженным глазом видно одну кровь, что ничем это не замазать и не скрыть - родные люди. А Виктор Викторович только теперь понял, что во всех этих своих иллюзиях о космосе он совсем забыл главное: создать семью, где его бы любили и ждали возвращения.
Получается, что сейчас, может быть одного слова или даже взгляда хватило бы, чтобы каждый из присутствующих за столом перестал быть одиноким. У Витюши появился бы отец, у Марины – любимый муж, у Виктора – настоящая семья. Но не случилось… ни взгляда, ни слова.
Пока Марина убирала на столе, мужчины копошились в комнате, смотрели фотографии, что-то наперебой рассказывая друг другу.  Мальчишка смеялся, мужчина что-то ему объяснял как взрослому. До самой ночи в бревенчатом доме были разговоры.
Спать ложились поздно, каждый потом ещё долго ворочался в кровати, думая, как же будет завтра. Утром Марина, проводив сына в школу, уселась на крыльце и тихонько запела. Пушистая кошка стразу подбежала к хозяйке и принялась ей подмурлыковать. С песней она и не заметила как за её спиной появился лысый  Виктор. Лицо его было светлым и довольным. Он обнял её за плечи.
- Марин, а ведь Витюшка мой сын! Ты почему молчала столько лет!
- А с чего ты это взял?
- Да он же похож на меня, да и отец неспроста вам дом завещал, значит, нечужие вы ему люди были.
- Твой. Но только я не хочу, чтобы он об этом знал, ничего не хочу. Я так долго тебя ждала, а ты приезжал набегами на один день, толком поговорить никогда не удавалось. И теперь ты меня же в этом хочешь обвинить? Да ты же со своим космосом всех забыл! И отца и меня! Мы тебе не нужны были!
- Не говори так! Я отцу деньги высылал каждый месяц! И звонил, только он не отвечал мне…
- Вот я и говорю, что ты ничего не замечал и не знал! Телефон твой отец уж два года как отключил, его Светке в сельский дом культуры поставили, а та его открывает три раза в неделю,  вот ты не мог дозвониться! Или так часто звонил! А деньги…. они так и лежат на книжке деда. Наследник то ты у него один, тебе их и снимать, как вступишь в наследование. Так юрист из райцентра сказал.
Виктор молчал. Не так он планировал эту встречу. Всё он про себя понимал теперь ещё лучше,  чем когда-либо. Солнце на небе становилось всё ярче, начинало пригревать. А где-то там, на небе, за облаками был тот самый некогда заветный для Виктора космос…


Рецензии