Китайская тетрадь. Часть 44

Следующий объект внимания — труд Э.П. Стужиной «Китайское ремесло в 16-18 веках». Первое, на что я обратил внимание на «Дифанчжи» - «Географические описания», которые по своим землям составляли провинции, округа и уезды. Они касались истории и природных условий, рассказывали об экономике, налогах, местных обычаях и ремеслах.
 
Первым и главным китайским источником с описанием ремесел является труд Су Инсина «Тяньгун кайу». Су Инсин в 1581 г. получил звание сюцая, а в 1604 г. - цзиньши. Он состоял советником (дасюэши) в Нэйгэ (Государственном совете). Изучал сельское хозяйство и считал, что «сельское хозяйство источник всех богатств, а а гарантия его — хорошее состояние армии и военного дела».
Еще одна книга «Таошо» - «Слово о фарфоре». Ее написал китайский ученый Чжу Ян. Первое место среди ремесел занимают обработка металлов, шелкоткачество и керамическое производство. Вокруг некоторых городов возникали ремесленные села. «Прядильные и ткацкие станки шумят целыми ночами. На обоих берегах реки сотни и тысячи хан — контор по закупке и продаже шелка и тканей... Со всех четырех сторон купцы спешат закупать. Все это похоже на улей или муравейник».
Фошань — центр металлообработки; Уху —  по производству красителей; Чжунюань — по производству грубого холста; Наньцзин, Ханьчжоу — центры шелкоткачества. Хлопчатобумажные ткани производили в Фучжоу. В Уси работали талантливые мастера мелкой глянцевой пластики.

Сычуаньские шелковые ткани назывались шуцзинь (от древнего царства Шу). Они особо ценились в танское время, поставлялись ко двору императора в Чаньань, Лоян, Кайфын. Лучшими из наньцзиньских шелков считались юньцзинь (парча с облаками).Изготовление многоцветной ткани началось с «тяохуа» - буквально тянуть цветы.
Вплоть до конца 19-го века станки оставались деревянными, позже стало ввозиться европейское оборудование.
Конопля была традиционной для Китая культурой и одежда из конопли бытовала с давних времен. Из конопли делалась грубая и более теплая одежда.. Постепенно коноплю стал вытеснять хлопок. Хлопок был более урожайным и требовал меньше затрат труда. Хлопок проник в страну из Средней Азии. Он уже был в Сычуани при царстве Шу. Его называют «мумянь». В ткани «лин» и «бу» одевалась вся страна.
Когда в Китае появился фарфор, точно сказать никто не может. Но в 9-10 веках изделия из белого фарфора уже были распространены. В Сунское время производили белый, трехцветный и зеленый (селадоновый). Производили в 28 пунктах (печах) страны.

При монголах и при империи Мин фарфоровое производство после многочисленных войн и разрушений переживало кризис. Со временем крупным центром производства фарфора стал Цзиндэчжэнь. Там было вначале 20 печей. Описание сделаны в «Ван цзэ хун цзе» в (Записках Ван Цзехуна). От частного производство постепенно перешло к казенному.
Фарфор делали из каолина и фарфорового камня «циши». Добывали у реки Чанцзян, которая впадает в оз. Поян. Циши — горная порода, состоящая из серицита (слюдяного минерала). Особенность китайского фарфора — двухкомпонентность. Европейский состоит из трех компонентов. По этому пути шел Ломоносов и основатель первого завода в России Д.И. Виноградов (1744 год).

Производство фарфора возросло в 18-м веке в связи с ростом потребностей в Европе. Процесс изготовления фарфора изложен на стр. 66. Изображали красавиц (мэйжэнь), цветы и птицы (хуаняо), диких зверей (ешоу), сосны, стихи, образцы каллиграфии.
Любопытно, что именно с Минского времени стали для заварки использовать чайник. Раньше заваривали в чашках.
С наступлением Минской эпохи бумаги требовалось все больше, расцвело книгопечатание. При Минах и Цинах основным продуктом для изготовления бумаги бвл бамбук и бумажное дерево. Вымачивали, обрабатывали известью, получали целлюлозную массу, которая и шла на изготовления бумаги. Китайцы говорят: «Клочок бумаги очень не легок — прошел через 72 руки». Один из сортов бамбуковой бумаги назывался «бяочжи». Ветки бамбука рубят в горах в сезон манчжун (июнь), разрезают их на отрезки в 5-7 чи, погружают в водоемах в воду. Через сто дней начинают колотить по ветвям, чтобы отделить твердую кору и зеленую кожу.

 Еще до 16-го века в Китае существовал способ отвода газа из шахт с помощью системы бамбуковых трубок, тогда как в Англии, вплоть до 18-го века шахты от рудничного газа очищали «кающиеся грешники» - рудокопы, которые продавали себя на смерть, чтобы обеспечит семью. Они пробирались в отсек, заполненный рудничным газом, и с помощью рудничной лампы вызывали взрыв, погибая при этом.
Китайцы, одним слово «те», называли железо, чугун и сталь. Для получения чугуна руду плавили 6 часов, если его переплавить пять раз, получалось железо. Если железо переплавить девять раз, получалась сталь. Такие были правила. Для обеспечения печи углем требовалось сто человек. «Течан» - железоплавильное производство. Особенно на рынке славились фошаньские изделия. В Фошане создавались также изделия из бронзы, меди,золота и серебра, храмовая утварь, украшения.

Другим центром производства металлических изделий был Тэлучуан (пр. Шэньси). Однако китайская ремесленная техника застряла на стадии ручного труда. Китай не перешел от ручного труда к машине и к мануфактурам. Уровень мастерства превышал уровень техники.
Частные цеха обозначались термином «сы», казенные - «гуань». Землячества или объединения назывались «хан». Последнее распространилось до Ср. Азии и Крыма. Одна из причин развития ремесла — огромная численность городского населения. Ремесленник также считался владельцем двора (мастерской) «ху» и платил налоги. Сам ремесленник обозначался «цзян», списки ремесленников - «цзянцзы».
Ремесленники, которые трудились по месту жительства назывались «чжуцзо», «банцзо» - подмастерье, хозяева лавок «пуху», подрядчик «лаобань». Подробно о терминах ремесленного производства говорится на стр. 115.

 В городах все категории населения строго учитывались, никто не мог самовольно войти или выйти из города. Районы города назывались «ли». Для контроля за приезжими устанавливались должности чиновников — юэ, фу, бао, цзун. Все дворы, входящие в «ли» проверялись каждые полгода. Контролю помогала система поручительства (круговой поруки «баоцзя»). Бао — десять семей. Во главе стоял старший — баотоу. Он и отвечал за все бесчинства. Даосским и буддийским монахам вменялось в правила давать на подозрительных лиц доносы.
В Пекине насчитывалось 132 ремесленные специальности. Они были разделены на три категории и девять рангов, в зависимости от имущественного положения. Повинности у них были разные: поставляли императорскому двору товары; , выполняли «воротную повинность» (мэньи) -  по охране городских ворот; пожарную (хофу) — по организации пожарной службы, а также извозную.

Обиженные налогами и прочими притеснениями ремесленники поднимали восстания. Одно из известных было в Сучжоу в 1601-1603 годах.
Существовали цеховые уставы и все споры (у шляпников и сапожников в Чанша) разбирали дежурные по цеху (чжинянь). О ремесленных корпорациях (ханах и туанях) говорится на стр. 121.  Феодальные власти приходили и знакомились с купцами и их товарами.


Рецензии