О тональностях песен
Витас, Димаш показали огромные вокальные возможности, но их частоты всё же ограничены. И Витас, и Димаш могли бы прекрасно петь пониже, не уходя в область сверх высоких частот. Димаш Кудайбергенов великолепно поёт на низких и на высоких частотах, в области первой и басовой октавы, у Витаса прекрасно получается пение в области конца 1-й октавы и начала 2-й, - там, где у большинства вокалистов уже кончается диапазон их вокальных возможностей.Рекорд Гиннеса - у Светланы Феодуловой ( До 4-й октавы, и это ещё предел её возможностей).
Наиболее высокие ноты, которые брали профессиональные певцы - Анна Нетребко, Жанна Агузарова, Витас, Димаш Кудайбергенов , Светлана Феодулова, Ярослав Сумишевский, Александр Градский , Демис Руссос , Робертино Лоретти, Валерий Ободзинский и другие выдающиеся вокалисты.
Первой примеркой для тональности является возможность для исполнителя спеть самые высокие ноты. Приведу примеры. Песню "Однозвучно гремит колокольчик" Дмитрий Хворостовский, наверное, лучше всех, пел в тональности до минор. Эта тональность для него - низкая в этой песне, он использовал в ней свои басовые возможности, а самая высокая нота в этой песне при такой тональности - соль 2 октавы, что сможет спеть далеко не каждый вокалист.
Советская эстрада вырастала из того, что остаётся от решений так называемых "худсоветов", а российская эстрада всегда культивировала бездарность и выталкивала талантливых исполнителей. Сейчас много талантливых детей, и их тоже учат петь низко, без высоких частот.
Считается, что с возрастом у человека голос ломается и становится более низким, но на самом деле, у детей и подростков диапазон голоса с возрастом может увеличиваться.
Саида Мухаметзянова - это высоко - художественное, профессиональное пение. В песне "Су буйлап" самая высокая нота - ми второй октавы, в 2015 году Саида в 13 лет уже выходила на большие сцены. Звонкий, чудесный голос, и ей не стоит увлекаться пением на низких частотах.
Робертино Лоретти, - "О sole mio" ( вердианский строй) - самая высокая нота - ми бемоль третей октавы.
На самом деле, диапазон голоса - это возможности певца или певицы. Профессиональный певец мужчина должен вытягивать ноту фа второй октавы, а профессиональная певица женщина должна доставать до 3 октавы. Низкие женские голоса - это так называемое цыганское пение, к которому прибегают и певицы без голоса.
Как можно было бы определить для профессионального певца тональность песни - именно, от самой высокой ноты, которую он уверенно берёт. Также в песне могут быть самые низкие ноты. Например, у Ярослава самая высокая нота в песне "Чёрный ворон" - до 3 октавы, в тональности ля минор. Ноты выше ля второй октавы Сумишевским поются уже со значительным увеличением громкости голоса. Слушать его приятно. Он исполнял гимн России на Красной площади а - капелло, и не все бы это смогли.
Мы хотим петь сами, и ищем "свою" тональность для песни Александра Дольского "Исполнение желания" ( Мне звезда упала на ладошку ) . В тональности ре минор самая высокая нота - до 2 октавы, в ми минор - ре 2 октавы, и эти ноты надо спеть чётко и уверенно. Если вокалист уверенно исполняет ноту ми 2 октавы, а фа второй октавы для него уже высоковата, то он может петь эту песню в тональности фа # минор, но не выше. Тогда стоит посмотреть, как звучит эта песня в тональности - 1/2 тона и 1 тон ниже от максимально возможной, в данном случае - фа минор, ре# минор. Для такого вокалиста, как Сумишевский, эту песню можно было бы исполнить в тональности на полтора тона выше, чем фа # минор, - в ля минор, свободно. Но в ней наиболее высокая нота для этой песни - соль 2 октавы, что уже доступно не всем вокалистам - мужчинам. Сам Александо Дольский пел эту песню в тональности фа минор, от до 1-й октавы до ми бемоль 2-й октавы. Мне повезло в том, что мы слушали Александра ещё в 1969 году, но он и тогда пел эту песню без души.
Демис Руссос исполнял песню "Souvenir" в тональности ре бемоль минор, самая высокая нота этой песни - ре бемоль 3 октавы, что в герцах в 2 раза больше возможностей среднего мужского голоса ( ре бемоль 2 октавы). На самом деле, песня - о грусти мужчины, для которого сувенир напоминает о любимой женщине, а Руссос демонстрировал всю силу своего необычайно сильного голоса.
У Александра Градского в песне "Как молоды мы были" ( ми минор ) - самая высокая нота - ре 3 октавы, самая низкая нота в этой песне - ля первой басовой октавы, огромный диапазон, и высокие ноты Градского представляют собой не фальцет, а чистое пение с большими техническими вокальными возможностями ( вибрато, звонкое звучание и модуляция), которые мы видим в песнях, исполняемых Александром - как эпизоды. Хотелось бы слушать ещё больше песен в его исполнении.
Когда песню исполняет Дина Гарипова, она может петь и на 2 - 3 тона ниже своих вокальных возможностей, (о низком пении уже упоминалось), но песни у неё звучат классно, у неё голос звучит великолепно на всех частотах,"Любовь и разлука" ( И. Шварц, Булат Окуджава)- тональность ля минор, самая высокая нота - до второй октавы. "А напоследок я скажу..." - соль минор, самая высокая нота - до второй октавы. Превосходное исполнение русских романсов. "Есть муки у огня ..." - ( И. Шварц, Б. Окуджава) - ми минор, самая высокая нота - ре второй октавы.
Ансамбль "ABBA" не исполняли ноты выше До диез ( ре бемоль ). Интервал песни "Happy New Year" - (ля басовой октавы - до диез 2-й октавы), тональность - ля мажор.
Все эти рассуждения можно воспринимать только как некие ограничения " сверху " и "снизу" по тональности для мужчин, а ограничение "снизу" по тональности, наверное, более актуально для женщин; хотя парадоксальным является то, что мужчины на эстраде поют более высокие ноты, чем женщины. Если же мы подбираем тональность , то для нас важно выполнить ограничения по самым низким и самым высоким нотам. А когда такие ограничения "выполнены", то уже дальше тональность можно подбирать под песню и под голос.
Вроде бы, - всё ясно, тональность песни зависит от самой песни и от голоса и от его состояния. И конечно же, надо проверять самую высокую ноту в той песне, которую собрался петь для того, чтобы понять , в какой тональности можешь спеть сейчас. Но есть ещё есть и такой фактор - микрофон в зале даёт пол тона или даже тон возможностей выше. И песня может быть приготовлена, выверена по возможностям на "сейчас". А выходишь на сцену с хорошей акустикой - и там уже понимаешь , что лучше было бы петь повыше, что голос звучит как - то глуховато, не на 100%.
Ещё примеры самых высоких и самых низких нот у некоторых исполнителей.
Сергей Трофимов, "Ты мой свет" - ( на стихи Сергея Есенина) - от ля первой басовой октавы до ми второй октавы ( тональность до - диез минор ).
Александр Иванов, "Боже, какой пустяк" - от ( слова и музыка Сергея Трофимова ) - тональность изменяется, сначала - си бемоль минор, потом - до минор. Самая высокая нота - ля бемоль 2-й октавы, самая низкая - ре бемоль первой октавы.
Александр Иванов и Владимир Пресняков, дуэт, - "Я буду помнить" - в тональности соль мажор, самая высокая нота - ми второй октавы.
Владимир Пресняков, "Путник", - в тональности до минор, самая высокая нота - ми бемоль второй октавы.
Крис Норман и Сюзи Кватро, "Stublin in" ( ещё называют эту песню - "сто балерин", а идиома "stumblin in" означает - случайно) - в тональности соль мажор, самая низкая нота - ре первой октавы, самая высокая - ми второй октавы.
Иосиф Кобзон, "Где - то далеко..." - в тональности ля минор, от ля первой басовой октавы до до второй октавы (самая высокая нота).
Алла Пугачёва, "Лето" - в тональности ля минор, в повторении припева слышатся ноты до ля второй октавы ( бэк вокал ?) , а вся основная мелодия - от ля первой басовой октавы до ре второй октавы. Если певица может вытянуть ноту фа второй октавы, то эта песня была бы звонче, если её петь в тональности до минор.
Песню "Журавлик" Алла Пугачёва поёт в тональности си минор. Диапазон песни - от си басовой октавы до си первой октавы. Если бы эту песню исполнять в тональности до минор ( на пол тона выше), то наивысшая нота была бы - до второй октавы, что для певицы с голосом не было бы проблемой. А если бы певица вытягивала ноту ми второй октавы, то тогда она смогла бы спеть эту песню в тональности ми минор.
Наиболее высокая нота у Аллы Пугачёвой в песне "Миллион алых роз" - си первой октавы, песня исполняется в тональности фа минор. А в песне "Арлекино " наивысшая нота - ре второй октавы, (этот мир изменится со МНОЙ). В смехе Арлекино фальцетом проходят ноты до фа второй октавы включительно. В песне "Айсберг" самая высокая нота Примадонны - до второй октавы. В интернете есть исполнение "Беловежской пущи" Примадонны вместе с Мулявиным, у которого максимальный диапазон на 5 тонов выше...
Алла Пугачёва была нам дана как советский проект "женщины, которая поёт", на неё работали лучшие поэты и композиторы.
София Ротару, -"Червона рута" ( автор - Владимир Ивасюк), - в тональности до минор, от соль первой басовой октавы до си бемоль первой октавы ( очень низкий голос). Песня - про то, как парень любит девушку, он поёт ей - "Червону руту не шукай вечорами, ты у мене едина, только ты, повир" - ( не ищи вечерами приворотную траву, ты у меня только одна, поверь). Песню Червона рута должен петь мужчина - по её смыслу.
Диана Анкудинова, победитель детского конкурса "Ты супер" 2018, - французская песня, соль мажор, самая высокая нота - ля первой октавы. Мэтры продвигают низкие голоса.
Лариса Долина, - "Стена", фа мажор, самая высокая нота - ре бемоль 2-й октавы. "Телефонная книжка" - фа минор, самая высокая нота - ре второй октавы.
Песня "Течёт река Волга" - мужская песня, как и "Синий платочек" - а их исполняли истошными голосами женщины.
Валерия, "Часики" - в тональности ре минор, ля первой басовой октавы - до второй октавы. Приятный голос, и приятные песни.
Энгельберт Хампердинк, - "Последний вальс", в тональности ре мажор, самая высокая нота - фа диез второй октавы, это голоса, богатый низкими частотами.
Лайонел Ричи, - "Hello" - в тональности ля минор, от ми первой октавы, а самая высокая нота - соль второй октавы.
Филипп Киркоров, - "Немного жаль", в тональности ре минор, самая высокая нота - фа второй октавы.
"Замыкая круг", поют знаменитости - самая высокая нота - ля бемоль второй октавы, Градский.
Николай Басков, - "Шарманка", - от си басовой октавы до ля бемоль 2-й октавы, ля бемоль минор ( соль диез минор ) . Баскова мог бы петь песни так, как он исполнял "Шарманку".
Валерий Леонтьев, "Ты меня не забывай", самая высокая нота - соль 2-й октавы.
Лев Лещенко, "Родительский дом" - от до первой октавы до ми бемоль 2-й октавы.
Майя Кристаллинская, самые высокие ноты - ля первой октавы ("Нежность"), ля бемоль первой октавы ("А за окном то дождь то снег"). Низкий голос, советская самодеятельность.
Эдита Пьеха, - "В нашем доме поселился замечательный сосед", в молодости - тональность ля минор, нота ля первой октавы - самая высокая. В зрелом возрасте Эдита Брониславовна пела эту песню в тональности до минор, самая высокая нота - соль первой октавы.
Татьяна и Сергей Никитины, - "Под музыку Вивальди" ( песня - музыка В. Берковского в обработке C. Никитина, слова - А. Величанского),- в тональности си бемоль минор, самая высокая нота - ми бемоль второй октавы.
ВИА "Ореро", "Тополя", - (Г. Пономаренко, Г. Колесников) - группа исполняла два куплета песни, тональность - ля бемоль минор, самая высокая нота - ля бемоль первой октавы. Песню "Тбилисо" - в фа минор (вердианский строй), если у мужчин - низкие голоса, то самая высокая нота в этой песни у солистки - фа второй октавы.
Нани Брегвадзе, - "Тбилисо" - в тональности до минор, самая высокая нота - ля бемоль первой октавы.
Юра Шатунов, - "И снова седая ночь"- в тональности ми минор, самая высокая нота - ля первой октавы.
Глюкоза - "Танцуй Россия" - в тональности ля минор, (соль первой басовой октавы - соль первой октавы.
Платтерс, - ( The Platters), "Only you" (1955) - ми бемоль мажор, самая высокая нота - си бемоль, самая низкая - соль басовой октавы. В такой же тональности эту песню исполнял Элвис Пресли.
Элвис Пресли, - "Love me tender" - самая высокая нота - ля бемоль 1-й октавы. Реальный король мировой эстрады.
Билтз, (The Beatles),- "Yesterday" ( Пол Маккартни ), - в тональности ре минор, самая высокая нота - фа второй октавы.
Виктор Цой, "Кукушка" - в тональности ля минор, от ля первой басовой октавы до ля первой октавы ( самая высокая нота).
Георг Отс, "Севастопольский вальс", фа минор, ( ля бемоль - ре 2-й октавы).
Муслим Магомаев, "О море, море" - фа минор, (си бемоль - ми бемоль 2-й октавы).
Булат Окуджава, - "Старинная грузинская песня "( Виноградную косточку в тёплую землю зарою ...) - ля минор, ( ля бемоль басовой октавы - ля бемоль 1-й октавы). Песни Булата облагородили своей музыкой симфонические композиторы - Исаак Шварц, Матвей Блантер. Старинную грузинскую песню можно исполнит так, что самая высокая нота в песне будет ми второй октавы, тогда тональность - фа минор, на 5 тонов выше, чем пел Булат, а профессиональный певец смог бы спеть эту песню ещё на 1-2 тона выше, в той же тональности, какой её исполнял Булат, только на октаву выше.
Владимир Высоцкий,- "Лирическая", - ля минор, ( ля басовой октавы - ре второй октавы).
Людмила Сенчина, - "Золушка" - ( ми бемоль 1-й октавы - ми - бемоль 2-й октавы). "Белой акации гроздья душистые" - в тональности ре минор, (ля первой басовой октавы - ми второй октавы).
Валерий Ободзинский, - "Восточная песня, (ре 1-й октавы - фа 2-й октавы), ля минор, такая же тональность- "Что-то случилось" - самая высокая нота - ля 2-й октавы.
Марк Бернес, - "Журавли" - (си первой басовой октавы - до 2-й октавы). "Тёмная ночь" - самая высокая нота - соль первой октавы, самая низкая - ми первой басовой октавы. Песни Марка Бернеса не могли, не могут не трогать душу.
Фредди Меркюри, "Show must go on" - самая высокая нота в песне - ре второй октавы, тональность - си минор.
Способность голоса звучать на высоких частотах даёт возможность пения без напряжения на тон, два и даже на октаву ниже. Особенности голоса на низких частотах несколько отличаются, - существует пороговая частота, ниже которой голос уже не слышно. Если певец вытягивает фа второй октавы, то его голос звучит с напряжением и на ноте си первой октавы, а ноты ля, соль - для такого голоса будут звучать лучше всего. Если голос "достаёт" до ми второй октавы, то лучше всего будут звучать ноты фа - ля.
Верхняя граница фактичесого диапазона частот у некоторых исполнителей.
Глюкоза, - соль первой октавы.
Нани Брегвадзе, - ля бемоль первой октавы.
Ля первой октавы -
Юра Шатунов
Майя Кристаллинская
Эдита Пьеха
Элвис Пресли
Виктор Цой
Булат Окуджава
Диана Анкудинова
Си бемоль 1 -й октавы
Платтерс
София Ротару
Си 1 -й октавы
Иглз (Отель Калифорния)
Сергей Васюта ( На белом покрывале января)
Элвис Пресли
До 2-й октавы
Валерия
Марк Бернес
Анна Герман
Иосиф Кобзон
До диез 2-й октавы - "ABBA"
Ре 2-й октавы
Алла Пугачёва
Тамара Гверцители
Владимир Высоцкий
Лариса Долина
Фредди Меркюри
Георг Отс
Дина Гарипова
Ми бемоль 2-й октавы
Татьяна и Сергей Никитины
Лев Лещенко
Муслим Магомаев
Ми второй октавы
Людмила Сенчина
Сергей Трофимов
Николай Расторгуев
Владимир Пресняков
Смоки (Smokie)
Фа 2 -й октавы
Пол Маккартни
Юрий Антонов
Вячеслав Добрынин
Филипп Киркоров
Марина Капуро
Сергей Пенкин
Энгельберт Хампердинк, - фа диез второй октавы
Соль 2-й октавы -
Валерий Леонтьев
Лайонел Ричи
Владимир Мулявин
Игорь Корнелюк
Николай Гнатюк
Жанна Агузарова
Дмитрий Хворостовкий
Ля бемоль 2-й октавы -
Николай Басков
Анатолий Иванов
Ля второй октавы
Валерий Дейнеко
Валерий Ободзинский
Ярослав Сумишевский
ДО третей октавы
Анна Нетребко
До диез ( ре бемоль) 3 октавы
Демис Руссос
Витас
Робертино Лоретти - ми бемоль 3-й октавы.
Ми 3-й октавы
Александр Градский
Фа 3-й октавы
Димаш Кудайбергенов
Си 3-й октавы
Ада Сари
Ре 4-й октавы
Светлана Феодулова
Соль 5-й октавы
Алексей Боровко
Свидетельство о публикации №218061201873