Письмо другу

Эта старая заметочка является одной из первых моих попыток осмысления духовного многомирия.

   Среди моих друзей есть одна очень хорошая женщина, которая потеряла сына. Я вижу, как она терзается виной за то, что не успела, не смогла его спасти, как глушит своё отчаяние неустанной работой, помощью посторонним людям и просто бесконечной суетой. Мне хорошо знакомо это чувство вины и непоправимости, которое охватывает нас после потери самых близких и дорогих людей. Если смотреть со стороны, то угрызения эти кажутся неоправданными, потому что изменить ход событий, приведших к смерти близкого человека, практически было невозможно. Но тут логика бессильна. Не уйти нам от беспощадного голоса совести, как не уйти от безысходной любви, потому что любовь эта – наша сущность и сердцевина.
   Но с некоторого времени я поверил, что безысходности нет, и выпавшие нам на долю страдания и угрызения спасают нас, грешных, очищают наши души. Безысходности нет ещё и потому, что наша любовь и наши мучения действительно помогают нашим близким, которых мы считаем безвозвратно ушедшими.
   Я верю, и вера моя подтверждается разумом и знаниями, что жизнь человеческая не ограничена тем отрезком времени и тем пространством, которые даны нам в нашем опыте. Очевидность воспринимаемой нами человеческой жизни есть, на самом деле, лишь привычка нашего разумения, образовавшаяся в рамках повседневности. Я убеждён, что разум наш, окрылённый верой и оснащённый новейшими знаниями о строении мира, скоро преодолеет привычные стереотипы и даст нам новое понимание жизни. Потому что явление, которое мы называем сейчас человеческой жизнью, есть на самом деле, лишь фрагмент её, один частный эпизод.
   По-моему, эта текущая жизнь является всего лишь одним качественным слоем действительной полной жизни. Таких слоёв много, и каждый из них является отдельной областью качественной реальности. Одни из этих слоёв лучше, другие – хуже нашего. Это значит, что подлинная, полная жизнь наша состоит из более или менее удачных вариантов, которые мы ещё не научились сознавать в совокупности. Между этими вариантами есть связь, но она не является последовательной. Неправильно было бы представлять, что за одной жизнью следует другая и качество её зависит от предыдущего варианта. Нет, они не сводятся в последовательный ряд, скорее существование разнокачественных жизненных слоёв можно представить себе, как параллельное. Причинная связь между ними носит динамичный, оперативный характер.
   Вещество, привычные материальные формы не могут переходить за рамки качественных слоёв реальности, потому что каждому слою соответствует своё собственное пространство-время. Но информационная связь между слоями реальности есть, несомненно, причём не какая-то волшебная, а обусловленная причинностью и материальными носителями информации.
   Итак, есть миры хуже нашего, где жизнь наша и близких людей складывалась хуже, чем здесь. В тех мирах мы тоже потеряли их, причём раньше и при худших обстоятельствах. Есть миры, соответствующие более благополучным слоям качественной реальности, где дорогие нам люди ещё живы, но им угрожает опасность. Есть, наконец, миры, где близкие наши благоденствуют вместе с нами в другой, более благоприятной реальности. Между всеми этими слоями существует постоянная и динамичная духовная (информационная) связь. Поэтому жизнь каждого из нас, в действительности, это совокупность всех частных качественных вариантов. От усилий каждого из нас, от работы совести, зависит, на сколько качественных слоёв и каких распространяется наше полное существование. То же самое относится и к нашим родным и близким и зависит от нашего к ним отношения.
   Поэтому ничего и никогда не поздно. Надо страдать, надо переживать, надо молиться за наших близких, даже ушедших из этой жизни. Тем самым мы помогаем им в других мирах, в других качественных измерениях, продлеваем их дни и делаем их более счастливыми. Ничто и никогда не исчезает, всё пребывает в вечности. И от наших усилий, от терпения и духовных подвигов, зависит, какими мы войдём в эту вечность, сможем ли осознать её, сделать нашу жизнь не только вечной, но и бескрайней. Ибо человек не спасшийся, не осознавший вечность, остаётся в ней подобно лягушке, вмерзшей в лёд. И если жизнь его была плоха, она остаётся вечным адом. Это хуже смерти, это дурная бесконечность, потому что неподвижность. Те же, кто осознаёт свою вину, свои ошибки и грехи, кто через страдания рвётся к Свету, тот сподобится беспредельно расширить свою благую жизнь, выйдет за рамки вещественных и телесных миров и обретёт подлинное Спасение.

Декабрь 2002.


Рецензии