Ценности, ценности, ценности
Казалось бы, дичайший парадокс: ради них готовы начать третью мировую войну! Парадокс, конечно, ложный. Речь идёт о банальном, хотя и безмерном, лицемерии. Говорят о правах человека – подразумевают права исключительно белого человека. Говорят о демократии – подразумевают исключительно западный тип демократии.
Но кто знает, что такое ценности? Мало кто знает. В статистическом выражении к населению планеты, наверно, почти никто. На каждом шагу ценности отождествляют с идеологическими принципами, национально-культурными инвариантами, а то и вовсе с тем, что принимают в ломбарде. Те немногие, кто знают, предпочитают помалкивать.
Может быть, и правильно делают? Попытки объяснить, что такое ценности, нередко плохо кончаются. Не только потому, что бестолково объясняют, но и потому, что некоторые материи ещё надо уметь понять. Здесь мало одного желания понимать, природного ума и житейского опыта – требуются гуманитарные знания. А с ними-то как раз проблемы…
Проблемы возникают не только из-за глупости, лени, алчной привязанности людей к собственным интересам и других общечеловеческих недостатков. Важно учитывать предметную специфику познаний. В отличие от естественнонаучного знания, развивающего рассудок и апеллирующего прежде всего и преимущественно к рациональному началу в человеке, гуманитарное знание апеллирует прежде всего и преимущественно к эмоционально-волевому началу в человеке, развивает его душевные и духовные способности. Гуманитарное знание охватывает всего человека в целом, естественнонаучное – лишь его рациональную часть. Гуманитарное знание не только образовывает ум, но и воспитывает душу, формирует дух и индивидуальную человеческую личность. Естественнонаучное знание также делает это, но в значительно меньшей степени, поскольку почти не затрагивает души и духа.
Важно учитывать и качественное различие видов знаний. Знание о том, что такое ценность, и знание таблицы умножения – не просто разные, они сущностно различные. Математические формулы – от «2х2=4» до «Е=mс2» – мы постигаем чисто рассудочно, стараемся по возможности исключить все индивидуально-личностные переживания, также и в практике используем их чисто рассудочно. Развивая ум, они не оставляют следа ни в нашей душе, ни в нашем духе. Наоборот, изучение языков, мифов, религий, философий, истории, литературы, искусства и т. д. ведёт к постоянному накоплению индивидуальной личностью уникального опыта переживний и, наконец, к качественному скачку – к духовно-нравственному возрастанию личности, которой удалось освоить сохранённые традицией ценности отечественной и мировой культуры, т. е. впитать их в себя, пережить и по-своему понять. Это ведёт к появлению у личности способности духовного сущностного усмотрения и, фигурально выражаясь, «третьего глаза» как органа этой способности.
Да: «ведёт». Но не обязательно «приводит». Противоположность предметной специфики как источника различий в ценностных ориентациях «естественников» и «гуманитариев» также не следует преувеличивать – в конечном счёте всё зависит от самого человека как свободной индивидуальной личности. Известно, что среди «естественников» много «лириков» (тех, кто осознаёт необходимость воспитания души и духовного образования личности), а среди «гуманитариев», наоборот, – «физиков» (тех, кто сознательно ориентируется на позитивистскую парадигму познания). К «гуманитариям-физикам» я бы отнёс профессиональных социологов. Они уже давно и, на мой взгляд, практически безуспешно эксплуатируют понятие «ценность», отождествляя его с различными языковыми реакциями «респондентов» в искусственно созданной обстановке на сконструированные ими вопросы.
Так что проблемы с гуманитарным знанием есть.
Ну, а теперь попробуйте объяснить кому-то, что его представление о ценности неадекватно, потому что из-за отсутствия «третьего глаза» он не в состоянии узреть духовно-бытийный пласт реальности, из которого вырастает и на котором держится понятие «ценность»!
Не очень хочется пробовать. Можно ведь натурального глаза лишиться, вовсе даже не фигурального. С другой стороны, а что остаётся делать?
Июнь 2018
Свидетельство о публикации №218061200521