Т. Гумбатова. Католики в Азербайджане. Гл. 10

  10.Строительство костела продолжается, но конца не видно… 1912-1913
     Новый 1912 год ожидали с тревогой - он был високосным. Но эти опасения были напрасны. Год оказался одним из счастливейших в жизни бакинской нефтяной промышленности и привел к небывалому материальному благосостоянию определенной части  общества. В магазинах полно продуктов: московская ветчина и колбасы Белова, итальянская семга, сити, белорыбица, донской балык, шематка, американская лососина  и пр.  Сыры на выбор: швейцарский, камамбер, британский рокфор. Конфеты: » Ренье- Массиу», Крафта, Цона,  Гала- Петер, Квийе и Менье.
    Согласно «Бакинскому спутнику«  в 1911 году  католики располагались на Биржевой улице  № 36  против Биржевой площади в молитвенном  доме, который представлял собой простую одноэтажную постройку. 11 января там отпевали Леонарда Владиславовича Чаевского, члена Бакинского агентства учетно-ссудного банка Петербурга.
      Финансовый отдел Городской управы  начал проверку состояния лицевого счета  БРК прихода по его имуществу, находящемуся в доме по Биржевой ул. По их сведениям, за приходом с 1904 года числиться недоимка по сбору налога на недвижимость (государственного, земскому, оценочного  и  пр. )  в сумме 49 руб. 93 коп.  Но настоятель о. Демуров, ссылаясь на ст. 117  Устава Духовных дел иностранных исповеданий, напоминает, что церковь освобождена от всяких налогов.  Об этом ставится в известность Бакинская Казенная палата, которая 21 марта 1912 года  направляет письмо  приставу участка с требованием взыскать эти деньги с прихода.
     21 сентября 1912 года податной инспектор  1-го участка города сообщил  Казенной палате, что   у прихода  нет сооружений, приносящих доход,  и нет имущества, сдаваемого в аренду. Что же касается недоимки, то  в части государственного и   земского сборов  эти привлечения были неправильны. Остальной сбор  касается  квартиры, в которой проживает священник, и приход обязан оплатить его. Но настоятель Демуров  выражает свое несогласие.   Переписка и выяснение  обстоятельств  растянулись на долгие годы.               
    В мае в Баку прибыл администратор прихода Св. Станислава в Темир-Хан-Шуре Дагестанской области военный капеллан Пауль Францевич Шуберт(1873-1937), который 10 - 13 мая  с 7 до 3 дня в приходском  молитвенном доме  совершал служение и обряды исповеди и  Св. причастия над воинскими чинами  римско-католического исповедания. 
      20 мая  в 12.30  после святой литургии в приходском доме ксендз Демуров созвал  собрание прихожан, но подробности его отсутствуют.
    Грузинское общество продолжало писать жалобы на католиков. 1 февраля  Городская дума  рассмотрела их  и установила,  что  католическому приходу отведен обширный участок земли на Меркурьевской улице, постройки на котором частью уже закончены (школа), а частью (церковь)   - заканчиваются. При этом, приход не вправе сдавать внаем помещения на участке, который город безвозмездно выделил  ему для возведения построек для нужд прихода. Сдача его в аренду  доказывает, что  этот участок им не нужен. В связи с этим,   Городская управа   предложила католическому приходу до 10 февраля 1912 года безотлагательно освободить место от склада.
       Бакинское отделение Грузинского общества в 1912 году все-таки окончило постройку школы по Биржевой улице д.38.(10.1.) В трех отделениях школы  учатся  85 учеников, уроки ведут 4 учителя.  Освещение керосиновое, отопление дровяное. Двор общий и справа видна звонница   католического молитвенного дома. (10.2)


   И если с католическим  приходом отношения не ладятся, то с польской общиной дело обстоит вполне благополучно,  о чем свидетельствует прошедший 2 февраля 1912 года   «Обыкновенный грузинский вечер» , в котором приняли участие поляки  И.С.Вонсович и Е.Е.Мазинг. Хозяйками вечера  были : М.К.Вонсович. Елена Георгиевна  Мартынова,  С.В. Тагиева и др. Среди    жертвователей были  М. Мухтаров- 300, Г.З.А. Тагиев-100, С.И.Рыльский-30 руб.,   Иоакиф Александрович Мансветов и др.
     Католическое Благотворительное общество,  председателем  которого продолжает оставаться С.И.Рыльский, организовало 6 января  «в здании РК школы, при  новостроящемся костеле по Меркурьевской улице, рядом  с почтой»  новогоднюю детскую елку. Пригласили членов общества и лиц, интересующихся школой.
       В понедельник  20 февраля 1912 года с 1 до 3-х часов  кинематограф «Феномен» по инициативе И. Плошко  был предоставлен  в пользу католической  школы.   25 мая  БРКБ общество  провело  собрание членов в помещении католической школы.   17 ноября  в зале литературно- музыкального кружка по Гимназической улице представили благотворительный спектакль «Солдат королевы Мадагаскара»  на усиление средств  католического благотворительного общества.
     «Польский дом » остается в доме №19 на Шемахинке.  В субботу 14 января для членов и гостей  там   были  дружно разыграны  на польском языке две комедии:  «Дождь и погода«  Гозлянка  и »Семья Ележивых» Валенского. Исполнители заслужили бурные и долгие аплодисменты. Хозяйками вечера  были  Г.Ш. Бардская, М.К. Вонсович  и С.В. Тагиева .  После спектакля – танцы .
      15 апреля в зале Клуба моряков торгового флота «Польский дом» представлял любительский  спектакль на польском языке по стихотворной пьесе графа Александра Фредро -« Zemcta za mur Graniczny    - Месть из-за соседского забора» . Этот автор занимал видное место в польской литературе. Его называли польским Мольером. Его юмор  - широкий, открытый, чисто славянский, рисовал нравы польской шляхты  конца  VII  века.
       Все актеры играли хорошо. Среди них выделялись:   Журковский,   Рейтерович,  Жолопинский, Стопежинский,  Багинский, Мизерский, Германович  и др. Очень мила была  Е.Остен-Сакен.  Костюмы были строго выдержанного стиля. У шляхты оказались настоящие карабеллы (польские сабли ХVI   - ХVII  - ХVIII  века).  Всем много аплодировали. Затем - танцы. На вечере присутствовала супруга контр адмирала,  полковника баронесса фон дер  С. Остен-Сакен.
   11 июня - общегодичное собрание »Польского дома», которое прошло под председательством А. Рыхловского. Из 88 человек пришли только 21. Почтили память вставанием Болеслава Пруса, скончавшегося на днях в Варшаве.
Дела  в доме шли неблестяще. Для правильного функционирования  польского общества  необходимо было не менее 100 человек и регулярные  членские  взносы. А платили только 14 членов. Если ничего не изменится, то  «Польский дом» придется закрыть. И тогда  поляки лишаться угла, где они имеют возможность общаться. Правление ранее разослало письма, где указывало  на равнодушие   членов  к делам и их слабый интерес к проблемам.  Отмечали, что ни со стороны хозяев «Польского дома», ни со стороны других членов, не оказывается должного внимания  к  вновь появляющимся в помещении лицам. Поляки полностью индифферентны.
   Обсудив положение дел, постановили  что, несмотря на неудобное местоположение и тесноту небольших двух комнат, пока остаться с 1 до 3-х часов  Решили дать дамам  право голоса, наравне с членами –мужчинами   и ввести в состав Правления не менее 1/3 дам. Установили для членов- дам вступительный  взнос 1 ,  годовой- 3 руб.   Временно, до следующего собрания Председателем Правления  «Польского дома» оставили Я. Журковского,  членами Правления   - А. Рыхловского, Ю. Стемпковского, Г. Отто, К. Стопержинского, Ф. Девица, Б. Бруликовского,  А. Писанского,  Б. Мицкевича,  Рейтеровича, А.Плошко и Яголковского. Членами ревизионной комиссии  избрали : Гениуш,  Зейдлера,  Негребецкого, Борисова и Борейко.
          Учитель гимназии им. Александра III  Гржибовский собрал 150 учеников и организовал экскурсию  на Зых.  1 июня 1912 года курс  Бакинского коммерческого училища с золотой медалью окончил и  получил   звание кандидата коммерции-   Чеслав Иосиф Гославский.
    В городе проходят гастроли польских музыкантов, в том числе и известной пианистки и   клавесинистки   Ванды Ландовской  (5.7.1877, Варшава  - 16.8.1959 ).  Признав своими учителями композиторов ХVII века Баха, Перселя, Рамо и др., артистка разыскивала в архивах оригиналы нот этих авторов  и играла  ,  проповедуя музыку предков. Ее программа была составлена из произведений, особенно любимых Л.Н.Толстым:  Рондо- Моцарта; итальянский концерт Баха;   Соната Бетховена,  пастораль Генделя » Веселый кузнечик» и др. Услышав ее виртуозную игру, граф Толстой заметил: »  после клавесина,  звуки рояля слишком бледны». В Баку Ландовскую  шумно  и благожелательно приветствовали. Сборы были полными.(рис.10.3)
        В ресторане «Пале –Рояль»( что в Зимнем клубе)  12 июня  состоялись гастроли знаменитого польского струнного ансамбля под управлением Игнатия Августовича Кручевского (скрипка), Виктора Кручевского( мандолина, м-ль Марии Кручевской  (пение ) и г-жи Ковалевской.    
     В 1912 году в Российской Империи было 12 римско-католических епархий: пять в России  и семь  в Царстве Польском. Высшее управление римско-католиков было  представлено в лице Митрополита Могилевского, Архиепископа  Викентия Ключинского. Епископом Тираспольской епархии оставался  И. Кесслер.
 Администратором и визитатором  Кавказского и Закавказского округа был Михаил Антонов, грузин, хорошо знавший польский язык. Ранее он служил  капелланом Дагестанского Военного округа в Темир-хан-шуре. Армяно-католическое духовенство Закавказского края и апостольский администратор армян-католиков также  находились в Тбилиси.
    В 1910 году   в Царстве Польском и в  Виленском  епископате  был принят новый закон, согласно которому браки католиков, заключенные не в католической церкви, считались недействительными. Недействительным также был брак католика с людьми другого вероисповедания. В некоторых костелах могли признать смешанный брак только в том случае, если родители обязуются воспитывать детей в римско-католической вере. Этот декрет утвердил Папа Римский. 
   В России такое препятствие  к заключению браков между православными и католиками  вызвало неодобрение,  в связи с чем,  были внесены изменения в правовое положение смешанных браков  и  их детей. Государство стремилось ограничить деятельность католиков на территории Российской Империи. С этой целью  предложили вести богослужения и религиозное обучение на русском языке. По  распоряжению МВД  установили секретное наблюдение за лицами, занимающимися пропагандой католицизма, в том числе и  за  епископом  Кесслером. 
    Это  вызвало  недовольство Папского престола. Так, в 1912 году российскому посланнику в  Ватикане вручили меморандум о притеснении  РК церкви в России. В 1913 году было послано новое послание с выражением своих недовольств. Замечу, никакая другая церковь, включая русскую православную, не обладала правом выражать несогласие с политикой того или иного государства .

    1 января,  воцарившееся на земле присутствие 1913 года ( а за границей он уже был 13 дней), смущало суеверные умы в предвидении печальных событий. Надеялись, что Австрия будет уверять Сербию в вечной любви и ожидали торжество креста над полумесяцем.
    Вся Россия, в том числе и Баку, готовились к редкому исключительному празднику – юбилею 300-летия Царствования Дома Романовых. 28 января  во дворце Наместника ЕИВ на Кавказе Воронцова - Дашкова прошло особое совещание, где  была выработана программа  предстоящих празднеств.  Было принято Положение, согласно которому  празднование  должно пройти  достаточно скромно.
      В городе почти два года нет  Городского головы. Все это время должность исполнял Д.Д.Арутюнов. Городская дума до 15 января обязана была избрать , в противном случае на эту должность последовало бы назначение. Ситуация складывалась критическая. Уговаривали Ирецкого,  но он  категорически отказывался. Согласился баллотироваться гласный думы Лука Лаврентьевич  Быч. Получив 58 белых и 2 черных шара, он был избран Городской головой. Он родился в 1870 году, окончил екатеринодарскую гимназию и в 1894 году юридический факультет Московского университета. Служил в Новороссийске секретарем Городской управы и думы до 1900 года. Затем перешел в «Восточное общество товарных складов», и с 1909 году стал  Управляющим каспийского отделения в Баку(10.4). 
      Л.Л.  быстро включился в работу и принял активное участие в подготовке важного события.   Город  был празднично и красиво убран. Возле   дома Городской думы  на Николаевской улице и в других местах устроили арки из зелени и флагов.  Жители откликнулись на просьбу  городских властей и украсили балконы флагами и коврами.
     В самый канун юбилея везде торжественно зачитывали Всемилостивейший манифест  «Николай II, Императора  Всероссийского,  Царя Польского, Великого Князя Финляндского и прочая, прочая, прочая», к населению Империи, где даровались  милости  своим подданным.
      20 февраля во всех церквях, мечетях и молитвенных домах   были совершены панихиды с возглашением вечной памяти родителям Государя Михаила Федоровича  и всем почившим царям и императорам из Дома Романовых. Главные события проходили в  Александро-Невском соборе,  куда пройти можно было только по заранее выданным билетам. Богослужение проводил Епископ Григорий  во служении 14 священников, 6 диаконов  и сборного соборного хора. Форма –парадная, мужчины все с траурной повязкой на левой руке. (10.5)
  21 февраля в 3 часа прошла Божественная литургия, а в 12 часов - благодарственное молебствие с возглашением многолетия Государю Императору Николаю Александровичу  и всему Царствующему дому. В этих торжествах участвовал и настоятель  Римско-католического прихода о. Демуров, который теперь представлялся, как Степан Казимирович. На Соборной площади, где проходил парад войск бакинского гарнизона с участием учащихся, собралось огромное количество людей.  Дежурила даже скорая помощь.
    Биржевая площадь была  украшена флагами, иллюминацией и зеленью. Рядом с католической каплицей играл оркестр, работали карусели. Был представлен кинематограф, выступают канатные плясуны  и проводились различные состязания (бег в мешках и пр.) Для бедных организовали даровые обеды. Вечером город в иллюминациях  и фейерверках.
    Будни  города шли своим чередом. Инженер-технолог Белявский, временно исполнявший должность главного городского архитектора в Управе,  в феврале 1912 года ушел в отставку.  23 января 1913 года на вакантное место  назначили б. производителя строительных работ, участкового архитектора, гражданского инженера Н.Г.Баева.  Продолжаются массовые забастовки, грозившие полностью парализовать работу на нефтяных промыслах. Это не на шутку тревожило Правительство.
   В БРК приходе - своя жизнь. В начале января  к ним  поступили очередные  постоянные пожертвования от бакинской конторы Л.К.Зубалова в сумме  100 руб.  Католическое благотворительное  общество получило   200 руб.( за два года- 1911 и 1912). Шли благотворительные концерты в пользу БРКБ общества.

     20 января  в каплице на Биржевой улице  прошла панихида по скончавшемся  немцу  Мечиславе  Ивановиче Гофману,  а 4 мая хоронили Мечислава Людвиговича Бардского , 24 мая - панихида в 10 утра.
     Остается нерешенным вопрос о долге  по налогам, так как 25 июня 1913 года Казенная палата опять запрашивает копию лицевого счета прихода  и настаивает на взыскании недоимок с учетом пени по 1% с каждого рубля,  начиная с 1904 года по день взыскания. Но  настоятель прихода о. Демуров  и на этот раз игнорирует эти претензии. У него свои неприятности. На его квартире 27 сентября от неизвестной причины произошел пожар, прекращенный пожарной командой. Проводилось дознание.
      Сведения о ходе строительства костела за эти годы практически отсутствуют. Согласно «Бакинскому спутнику» на 1914 год (т.е.данные, полученные в 1913 году) католический молитвенный дом  (простая постройка) давно уже не удовлетворяет молитвенных нужд католиков, проживающих в Баку. Заложенный в  1909 году по инициативе главы фирмы Рыльских - С.И. Рыльского новый костел по Меркурьевской улице  предвидят окончанием в 1914 году. На рисунке (10.6)   фронтальный вид строящегося костела  в Баку
  Существует еще одно известное фото строительства костела, которое можно отнести к 1912-1914 годам (рис.10.7). Справа на фото- здание католической школы, на котором видна форма окон (овальные на первом этаже и квадратные – на втором).  Слева стоит человек с бородой, усами, в шапке и с тростью, которого, с чьей-то легкой руки, определили, как архитектора И. Плошко. Но если мы сравним  с достоверным фото И. Плошко,  то  от этого предположения необходимо полностью отказаться -  у Плошко  никогда  не было бороды.  Что касается  человека с тростью,  то он встречается  на фото среди поляков( 10.8.; 10.9;10.10 ) и в 1917 году. Это   П.И. Когновицкий , архитектор, члена Комитета    по строительству костела в Баку. И. Плошко  занят, в основном , частными работами.
      Не утихают страсти по поводу расположенного рядом с каплицей  участка земли.3 мая 1913 года  инвентарное бюро попросило  Земельное отделение Городской управы  провести  очередной обмер  участка земли по Меркурьевской улице, выделенного под католическую церковь. Было установлено, что он увеличился с  864 кв. саж.  до 951.86 кв.саж.
    Замерли планы грузинского общества о постройке собственного здания для общества и церкви. Причиной этому является отказ католиков освободить занятую ими часть участка. Грузины   предлагают  выкупить у них все постройки прихода на этом участке,  но католики оценили их так  высоко, что те вынуждены были отказаться от этой идеи.  Председатель грузинского общества И.Дадиани предложил  избрать специальную комиссию  для переговоров с прихожанами  католической церкви об очищении ими занимаемой площади и приобретении находящихся на ней построек.
      Школа грузинского  общества имеет уже четыре отделения и отвечает всем требованиям, предъявляемым к школам. Там  учиться  86 детей(51 м. и 35 д.).            
    В январе опять гастроли   Ванды Ландовской. 26 января в субботу в зале Артистического общества состоялся польский вечер. Любителями «Польского дома» были разыграны три пьесы: »Сегодняшние»- Гавалевича, «Девичник» Габриэли-Запольской и «Дядина песенка»-графа  А. Фредро. После этого, как обычно, танцы.
 17 февраля в Бакинском Общественном собрании бал – концерт при благосклонном участии  опереточной певицы Валентины Ивановны Пионтковской( 10.11),  Рутковской и   тенора  П. И. Амираго. Присутствовала избранная публика.  Форма одежды – фрак, смокинг, сюртук или военная форма. Вечер затянулся за полночь. Благодаря энергии   С.А. Вонсовича (распорядителя и ответственного за вечер),  вечер имел и материальный успех.    
  22 октября 1913 году прошла всеобщая перепись населения Баку и его промыслово-заводских районов. Это была вторая перепись (первая однодневная прошла 22 октября 1903 года). В обоих случаях она была проведена по требованию  главного  разработчика   водопровода сэра В. Линдлея.  По данным переписи   в Баку проживало 214 658 человек,  из них римско- католиков - 2907 человек (1573 м. и 1334. жен.) По национальному составу:  поляки –1770 ( 934  м и 836 ж.);  чехи –( 45+30); литовцы- (197 + 41); латыши –(11 + 4);  немцы-(174 + 294);  англичане- 9, шведы-4; французы –(16 + 66); итальянцы- (14 + 14); армяне- (131+129); перс- 1; цыган -1; сирийцы-4; грузины- 39; венгры-3; униаты(украинцы, старокатолики и пр.) –( 44 + 26).  Это еще раз подтверждает, что римско-католическая церковь в Баку была польской. Поляки по занятости были:  хозяевами -222 человека;  служащими в промышленности - 383 , рабочими -310, служащими  правительственных и общественных  организаций, включая    лиц  свободных профессий- 539 , прислугой – 114,  рентьерами ( живущие доходами или процентами с капитала) -  80, прочие 122 . По грамотности- поляки   заняли   первое  место.
   Римская курия, несмотря на происшедшие в начале ХХ века перемены в положении российских католиков, продолжала  требовать  от властей Российской Империи еще больших свобод католической церкви. В 1913 г. министр иностранных дел России С.Д. Сазонов предложил образовать особое совещание министров по католическим делам.
    При Наместнике на Кавказе  был утвержден отдел  Духовных дел.  В связи с разработкой вопроса об удовлетворении религиозных нужд, Департамент  Духовных дел МВД запросил  сведения о РК церкви в Баку,  в  Балаханах  и  об их наставниках.   На то время  в промысловом  районе  проживало  2183 католика, из  них: поляки- 413 (222 м. и 191 ж.); русскоговорящие- 69;  украинцы- 2;   чехи - 27 ; литовцы -29; латыши-2; немцы -134; евреи- 1; англичане-1; , шведы -1;  французы -7; итальянцы-1 ;  армяне-34;   финн- 1;  эстонец-1.  –75 . В ответе было сообщено, что  официально  в Балаханах молитвенного дома нет, но  при  столь значительном   количестве католиков, по всей вероятности,   богослужения проводились в съемном помещении без разрешения властей.
    Император  Николай II  даже дал разрешение на пересмотр российского законодательства о Католической церкви, но этому помешала война.
 

    
 


Рецензии