Про занятия с НМ и программу Ученичество

Один брат спросил меня про то, занимаюсь ли я личным наставничеством и если да, то как это делаю. Я подумал, что будет полезно выложить свой ответ здесь, потому что время от времени говорю что-то из этого, отвечая на похожие вопросы, теперь смогу при случае давать ссылку на эту заметку, чтобы не писать повторно одно и то же. Может быть, если у того брата последуют уточняющие вопросы, я этот текст потом обновлю.

Во-первых, я хотел бы рассказать о личном наставнике, который был у меня на протяжении многих лет – это Николай Михайлович Крынец. Расскажу о наших учительско-ученических отношениях, потому что, как мне кажется, это пример того, каким может быть наставничество на практике. Сейчас, спустя годы, я вижу, что общение и занятия с этим братом были одним из (наверное, двух) основных факторов, которые повлияли на мое становление.

В некоторые годы (в первые лет семь и последние лет семь нашего знакомства) мы общались очень тесно, в некоторые почти не пересекались. Начну с того, что НМ был человеком, при котором я впервые вслух помолился молитвой покаяния. Это было в центре города, прямо на улице. Я приходил на христианскую библиотеку, и все два часа, а иногда и больше, оставаясь на улице, когда другие библиотекари расходились, НМ рассказывал мне разные вещи о Библии и учил меня.

О следующем периоде наших отношений, когда я принял крещение, я немножко рассказывал в одном из уроков по программе «Ученичество», скопирую сюда текст оттуда. В первые годы своей христианской жизни я много ездил с НМ в Пинск, чтобы поучаствовать проповедью в небольшом тамошнем собрании. От Бреста до Пинска дизель идет четыре часа. Ездил с НМ я обычно два-три раза в месяц. Четыре часа туда, четыре обратно. С братом, который прочитал Библию 200 раз и охотно делится мыслями и уроками. Эти поездки были очень важными для моего становления как христианина.

За месяцы и годы этих поездок у нас сформировался определенный распорядок того, как проводить время в дороге. Первый час мы оба читали Библию. Потом НМ готовился к проповеди (еще около часа). Ну, и я проводил этот час в потугах нарастить или исправить свой конспект. Потом НМ выходил в центр вагона, говорил проповедь, и мы пели (либо пел он один). Потом раздавали трактаты. Потом (обычно оставшиеся часа полтора-два) обсуждали разные библейские тексты. Ну, как обсуждали, он мне рассказывал много чего, а я спрашивал. Четыре часа обратной дороги мы обычно проводили целиком за разбором Библии.

Плюс общение во время передвижения по Пинску до богослужения и потом обратно к вокзалу, плюс время ожидания на вокзале (там, естественно, НМ опять проповедовал, есть несколько историй, связанных с этим, а потом мы разговаривали). Плюс его почти часовая проповедь на богослужении. Итого около десяти часов изучения Писания в день.

Примерно в то же время мы встречались по инициативе НМ, чтобы провести два и больше часов в обсуждении разных библейских текстов. Тогда я завел привычку записывать наши разговоры, точнее, конспекты рассуждений. Потом эти конспекты иногда пригождались мне.

В последние лет пять-семь до смерти НМ мы делали так (опишу чуть дальше). Теперь инициатива исходила от меня. Где-то в это время я стал осознанно думать о поисках учителя, так как услышал или прочитал на толдоте, что для изучения Торы не обойтись без трех условий, и одно из них – это учитель. Я тогда стал об этом молиться, даже вклеил себе в Библию листик с несколькими основными нуждами, и эта была одна из них. Я молился об этом некоторое время, а потом до меня стало доходить, что учитель у меня уже есть – НМ.

«Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним... Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?» (Дн.8:31,34). Я понял, что мне, как и этому евнуху, нужен учитель. Мне надо пригласить этого учителя к себе или прийти к нему и начать задавать вопросы (ст.31).
 
Тогда я стал переводить наши отношения в плоскость ученичества (они и раньше в ней были, теперь я стал предпринимать сознательные усилия в этом отношении), например, попросил его о встречах раз или два в неделю для разбора «на двоих», плюс звонил ему с вопросами несколько раз в неделю, обычно перед разборами, которые проводил сам.
 
В последние годы разборы мы проводили так. Я заезжал за НМ, когда он оканчивал преподавать в школе, вез к себе домой. Мы вместе обедали. Потом садились за разбор, обычно на 2-3 часа. Разборы я подробно конспектировал. Потом вез его домой. Второй раз в неделю мы встречались во дворе возле его дома и проводили разбор на одной из лавочек.

Стенограммы наших разборов я показывал ему после набора на компьютере, он их иногда корректировал, и мы снова обсуждали изученные темы и тексты. Потом эти конспекты я сохранял в Эверноуте, обильно их тегируя.
 
Кроме того, я досконально знал его недельное расписание: в какой день недели во сколько он выходит из дома на какой автобус и сколько времени проводит в дороге. Поэтому я часто звонил ему, стараясь попадать на то время, когда он в пути, чтобы не отвлекать его, когда он дома или на служениях.
 
Я давал ему свои записи на проработку, иногда делал с его помощью по несколько редакций одного конспекта. Почти каждый разговор с ним был для меня равносилен прочтению десятку книжек, буквально так я тогда это и оценивал, такими словами говорил об этом своей жене. У нас и раньше стихийно проходили личные разборы и общение с ним, а когда я стал молиться об учителе, а затем понял, что вот мой шанс, то стал системнее к этому относиться.
 
Когда НМ умер, в первый же часы я помолился о том, чтобы Бог послал мне другого брата на его место, и молился об этом несколько месяцев. Я попросил у нескольких ответственных за объединения служителей, чтобы они помогли мне в поисках учителя. С этой стороны ответ не пришел.

Но пришел с другой, с какой – сейчас не буду рассказывать. Благодаря этому в настоящее время я продолжаю пребывать в ученичестве, теперь под опекой другого брата. Очень, очень благодарен за это Богу. Как там говорят китайцы? «Кто перестал учиться, должен перестать учить». И я не только учу других, но и сам продолжаю учиться.

Я достаточно подробно рассказал про это, чтобы показать одну из моделей отношений учителя и ученика, которая может существовать в практике.

Но это не ответ на вопрос о том, как наставничеством занимаюсь я (см. вопрос в начале заметки). Конечно же, я ни для кого не являюсь тем, кем был для меня НМ. И люди мы разные, и возраст у меня сравнительно молодой (он мне годился в отцы, я в отцы тем, с кем пересекаюсь по служению, еще не гожусь).

Я провожу разборы, иногда чем могу, помогаю людям в личных беседах, отвечаю на вопросы по переписке. В последние месяцы мы организовали курс занятий, который в какой-то мере тянет на заполнение ниши личного наставничества для желающих. Расскажу про это.

Полгода назад один брат подошел ко мне после отчетного членского собрания и спросил, считаю ли я достаточным то, что делаю как рукоположенный учитель для наставления молодежи. Мы поговорили с ним один раз, второй, пятый, седьмой – и пришли к идее (предложил ее тот брат) создать программу, которую я позже назвал «Ученичество».

Работает эта программа сейчас так. У нас есть группа в вайбере (только для брестских, почему – поймете дальше). В начале недели я выкладываю урок в виде текстового и звукового файла (в последние недели аудиоуроки я не записываю – спросил в группе и понял, что большинству достаточно файлов ПДФ).

Каждый урок начинается с библейского текста, потом идет его объяснение, а заканчивается урок практическими заданиями, которые надо выполнять каждый день на протяжении недели.

Это один из ключевых моментов в программе, ради этого она и создана, у нее уклон на практику. Когда мы будем проходить тему о благодарности, участникам надо будет каждый день практиковать благодарность (как именно – будет сказано в заданиях), во время недели о молитве – что-то изменять в своей ежедневной молитве. И так далее.

В субботу вечером в группе в вайбере я пишу расписание приема отчетов, обычно бывает около десяти слотов времени продолжительностью по пятнадцать минут, каждый может выбрать подходящее время и отметить его, поставив лайк возле соответствующего сообщения. Это удобный способ планирования времени приема отчетов.

В воскресенье и понедельник я принимаю отчеты, почти всегда в Доме молитвы до и после богослужений, а также до и после молодежного разбора. Я задаю вопросы о том, как занимающийся выполнял задания, что было сложно, что изменилось в его практической жизни, что из этого он хочет сохранить в будущем, что из прошлых заданий продолжает выполнять сейчас и т.д. Иногда прошу рассказать про истории и ситуации, возникавшие при выполнении заданий. Отвечаю на вопросы.

Отчет я принимаю в ходе личного разговора с каждым участником программы. Иногда отчитываются одновременно два-три человека, если они находятся на одном уроке. Если рядом в очереди есть люди, занимающиеся сейчас по другому уроку, они могут послушать разговор с тем, кто сейчас отчитывается, если этот человек не возражает. Это поможет в будущем при прохождении этого урока. Бывают такие уроки, на которых неудобно что-то рассказывать в присутствии другого человека, тогда отчеты проходят только по одному.

Если человек выполнял задание не каждый день, к следующему уроку он не переходит, а остается на второй круг, т.е. выполняет задания снова целую неделю, занимаясь той же темой. У нас нет цели пройти программу быстро или в какой-то срок, наша цель – достигать изменений в образе мыслей и образе жизни, пусть медленно, но верно.

Отчеты после прохождения урока – это то, что отличает эту программу от проповеди на богослужении или молодежного разбора Библии. Если проповедник или ведущий разбора спросит слушателей о том, как они на протяжении недели воплощали в жизнь урок с прошлой проповеди или разбора, они всегда вправе отмолчаться (и обычно так и делают). Здесь такой возможности нет.

Цель программы: поставить занимающихся в неудобное, непривычное положение, при котором им придется что-то менять в жизни. Обновляться духом ума и облекаться в нового человека.

Главное условие участия – выполнение заданий и отчетность. Я написал в нашем установочном документе: «Если вы не готовы делать каждую неделю маленькие шаги и отчитываться о них – даже не думайте записываться. Эта программа не для вас».

Если все нормально и занимающийся каждый день применял изученный библейский закон, то он переходит к следующему уроку и получает новый файл (кстати, объем урока обычно составляет 4-5 страниц).

Однако переход к новой теме не означает, что можно спокойно забыть о предыдущей. Я рекомендую продолжать повторять выученные ранее библейские стихи, размышлять о них и практиковать навыки жизни по ним.

Ученые (или журналисты) говорят, что для закрепления привычки надо повторять одно и то же действие ежедневно на протяжении 21 дня. Я советую доводить цепочки последовательного выполнения каждого задания до трех недель. Ведь смысл программы в том, чтобы изменения в жизни происходили не на одну неделю, а навсегда.

Оставаться на одной теме без перехода к следующей можно не более трех недель. Если занимающийся провалил три отчета подряд, то он выходит из программы занятий. Естественно, в любой момент это можно сделать и по собственному желанию – надо просто дать мне знать, и я удаляю человека из списка и из группы в вайбере. За десять недель такой возможностью воспользовались три или четыре человека из почти сорока участников программы.

Если участник программы заранее видит, что некоторое время будет очень занят (загрузка на работе, сессия на учебе, поездка на курсы или другие причины) и не сможет уделять время программе – он сообщает мне, и я просто приостанавливаю его участие. Это не то же самое, о чем сказано выше, т.е. такие недели не считаются «не сданными». Когда он возвращается к обычному режиму жизни, он продолжает заниматься с того места, где остановился. Мы между собой в группе про такую остановку говорим «поставить на паузу».

Хотя из практики я вижу, что можно продолжать заниматься по программе и во время поездок и командировок. Отчеты я тогда принимаю по вайберу.

С другой стороны, бывают недели и уроки, проходя которые надо обязательно быть в кругу своих обычных занятий и ближних. Например, у нас есть урок об исправлении отношений с теми людьми, к которым испытываешь неприязнь. Понятно, что для выполнения этого задания надо пересекаться с этими людьми. Поэтому в некоторых случаях, если человек отъехал, он либо становится на паузу, либо меняет некоторые уроки местами и проходит во время отъезда тот урок, который ему сейчас подходит.

По истечении первого месяца занятий я дал задание каждому написать сочинение о том, каким христианином он хочет стать, скажем, через полгода. Я просил писать максимально конкретно, т.е. перечислить изменения, которые занимающийся хотел бы увидеть в своей жизни.

В конце занятий по программе я планирую с каждым поговорить, прочитав вместе с ним еще раз его сочинение – и во время разговора посмотреть, что получилось изменить в жизни, что нет, если не получилось, то почему, в каком направлении человек движется и что ему надо делать, чтобы двигаться к этим изменениям увереннее.

На прошлой неделе мы сделали встречу участников программы на свежем воздухе. Жарили шашлыки, общались, рассказывали истории, связанные с занятиями, говорили о том, кому что сложно.

Какие у меня впечатления от занятий и отчетов? Я очень рад тому, что в добавку ко всем имеющимся нагрузкам столько людей взялись дополнительно заниматься по Библии. В основном это молодежь, есть и братья, и сестры, также занимаются двое семейных. О долгосрочных результатах говорить пока рано, но в краткосрочной перспективе у этих людей происходят реальные изменения в жизни. Каждый отчет – этому свидетельство.

Все практические задания связаны с нормальной христианской жизнью, с теми вещами, о которых все знают, что это делать надо, но нередко этим пренебрегают. Например, участники программы ведут дневник чтения Библии, ежедневно рассказывали ближним о прочитанном, изменили свои молитвы по образцу молитвы «Отче наш», учились непрестанной молитве, много рассуждали о качествах Иисуса Христа, практиковали соотнесение своих поступков с их корнями в сердце и так далее.

Правильно почитать ближнего выше себя, и для красного словца мы готовы сказать, что считаем себя менее духовными по сравнению с ближними, но на протяжении этих месяцев у меня много раз возникло реальное и насыщенное чувство, что те, у кого я принимаю отчет, лучше меня как христиане. Они провели вот эту конкретную неделю намного духовнее меня, проделали внутреннюю работу и выросли больше, чем я, практиковали жизнь по Писанию глубже, чем я. Мне и стыдно за себя, и радостно за учащихся несказанно.

За прошедшие недели я несколько раз слышал такие отзывы и от занимающихся, и со стороны: участников программы заметно в общем кругу молодежи. Например, их молитвы отличаются. Слава Богу за те изменения, которые происходят, хочется, чтобы они были и глубокими, и долгосрочными.

За этот период времени мне задавали много вопросов люди из других городов о нашей программе. Чтобы не рассказывать каждому по новой, я написал эту заметку. Может быть, попозже что-то в ней обновлю, допишу, исправлю.

Если бы у меня был блог, я бы подробно рассказывал там о разных этапах программы (и о других служениях, например, о разборах или о поездках в детский дом), а также о своих наблюдениях и мыслях по этому поводу, но что есть, то есть (точнее, чего нет, того нет), поэтому ограничусь такой заметкой.

12.06.2018


Рецензии