В пионерском лагере

В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ
(из цикла “IN VINO VERITAS”)

«Питие есть веселие на Руси»
Владимир Красное Солнышко

Предисловие автора:  Рассказом «В пионерском лагере» автор открывает цикл повествований “In vino veritas”  о той стороне бытия русских людей, о которой не стоит умалчивать, хотя она приносит в жизнь не только множество радостей, но, равно как и множество горестей.

За Севастополем, по дороге на Ялту, где начинается настоящий Южный Берег Крыма, была  расположена до 1991 года сеть пионерских лагерей и домов отдыха.
Мой друг Илья Михайлович Павлов работал директором одного из таких оздоровительных учреждений, которое летом функционировало как пионерский лагерь, а в остальное время года как дом отдыха от Севастопольского морского завода.
Место чудесное, за мысом Сарыч,, рядом с Ласпи, недалеко от Фороса.
КрасОты здесь необыкновенные…  Сплошная айвазовщина!
Летом, когда я бывал в этих краях, я обязательно заезжал на денек с ночевкой к своему давнему приятелю.
Нам было что вспомнить. Нам было о чем поговорить. Когда-то мы работали вместе на Детской туристско-экскурсионной станции Севастополя.
Во второй половине 80-х, в один из солнечных дней я нагрянул к Илье с визитом без предупреждения.  Это для нас было нормально.
Илья был мне рад. Он разместил меня в комнатушке для администрации и целый день  до вечера я торчал на пляже.
Днем Илье заниматься мной было некогда (все-таки он на работе), но к вечеру мы уже могли встретиться у него в кабинете, чтобы побеседовать за рюмкой чая.

ххх
Вечер настал. В кабинет к Илье кто-то принес нормальную для его учреждения еду. Нормальную, имеется ввиду не просто, соответствующую норме, но и вообще отличную.
- Почему у тебя всегда так вкусно и качественно готовят, Илья? Ведь я не впервые у тебя. Ел у тебя и в общей столовой, и в твоем кабинете, - счпросил я хозяина.
- Потому что работники кухни не воруют и на приготовление блюд идет полная «закладка» продуктов, по норме.
- Странно, но почему у других не так?
- Все очень просто. Директора пионерских лагерей и домов отдыха набирают на кухню персонал из близлежащих поселков и деревень. А они, работая вблизи от дома, воруют продукты и время от времени находят время, чтобы отнести или передать их в родное гнездо.
- А у тебя, Илья, разве не так делают? Не воруют?
- Нет, не воруют. Я персонал набираю в Севастополе, в городе, на сезон. За 3-4 месяца сезона где-то пару раз отпускаю их в город на выходные. А в общем-то они находятся здесь, в лагере. И отсюда им некуда и некогда носить съестное. Дом-то далеко.
- Ну и ну, Илюша! Здорово ты придумал! – был мой отклик.
- Здесь у меня проблема другая, не связанная с моим персоналом. Ты ведь знаешь, что пионерский лагерь у меня ведомственный, от морзавода. Летом здесь пионеры, в остальную часть года здесь дом отдыха для работников завода. И выборочно я занимаюсь косметическим ремонтом объектов и обустройством территории.
Непосредственно от завода нас курирует и контролирует профком.
Всякая шалупень из профкома и кое-кто из заводского начальства иногда наезжают сюда. Любят это место очень.
Ведь для них это халява! Чистый морской и можевеловый воздух, водные просторы и горы, бесплатные жратва и проживание.
Приходится иногда им и рюмку наливать. А на прощанье просят, чтобы я им на дорогу еще какой-нибудь сверточек соорудил с колбаской, сыром, маслецем и еще кое с чем путным.
- Обнаглели, суки! – комментирую я, понимая, что эти деяния творились в эпоху всеобщего дефицита в стране.
- Да, обнаглели! Ведь для меня такую кодлу кормить и поить не так просто! В конце концов, я заявил заводскому начальству: «Ну ладно, покормить ваших посланников я могу, дать им что-то в дорогу могу, но поить их водяной это уж слишком! Выделяйте для этих целей питьевой спирт!
 (Дело в том, что на морском заводе спирта качественного,                питьевого было немеряно, так как он широко                использовался в производстве для всяких там                протирок-утирок оптики и других изделий –  примечание автора)

- Ну и что ты думаешь, Саша? Стали мне выдавать определенную квоту питьевого спирта.
Сегодня, кстати, попробуешь этот божественный напиток. Я спирт разбавляю 50 на 50 яблочным соком.
Так что забери обратно твою бутылку из Москвы.
- Нет – нет, Илья,  это тебе в подарок. Она тебе еще пригодится, - отреагировал я.

ххх

Изюминкой стола был большой противень с поджаренным мясом мидий вместе с морковью и луком.
Оказывается, в течение дня, пока я купался в море и грел свои бренные кости на берегу, старший сын Ильи Ваня «нарвал» со скалы, возвышающейся из  воды в стороне от пляжа, целую сумку мидий. Потом повар довел дело до конца…
Мидии – это, конечно, прелесть! Да еще, приготовленные в таком виде…
Все это шло в сопровождении, упомянутого раньше напитка – спирта, разбавленного яблочным соком  в пропорции 50 х 50.
Пьется, надо сказать, легко!
Представьте себе: напиток с высокой степенью градусности, а потребляется как какая-то «фанта».

ххх
 
Когда мы уже произнесли несколько тостов, Илья вдруг заметил: «Кстати, Всеволод здесь в лагере. Он у меня на сезон старшим пионервожатым. Может, пригласим его?».
Всеволод был нашим общим другом.

Тогда Илья по какой-то неведомой мне связи передал через микрофон на территорию лагеря: «Всеволоду Щербичу срочно явиться в кабинет директора!».

Прошло какое-то время и на пороге нашей трапезной появился Всеволод.
Загорелый, с седой буйной, всклоченной шевелюрой, в шортах и в белой рубашке с коротким рукавом, пионерскими галстуком на шее и значком с маленьким Володей Ульяновым на груди.
Он, конечно, удивился, увидев меня. Равно как и я с удивлением смотрел на него.
Вдруг он поприветствовал нас пионерским поднятием руки (по диагонали перед головой  - примечание от автора для непосвященных из поколения сникерсов) и торжественно произнес стишок:
«Волосы дыбом, зубы торчком,
Старый дурак с пионерским значком!»

Все мы рассмеялись
Застолье продолжалось.

В конце вечера, когда нужно было расходиться по своим каютам, я с трудом поднялся со стула.
Оказывается, напиток, который мы пили, очень обманчив. Пьется легко, не чувствуется опьянения, но на самом деле сильно бьет по шарам.

==================   
Илья Михайлович работал директором дома отдыха и пионерского лагеря от Морзавода  до начала 90-х годов, но потом вынужден был уйти, потому что его начали «теснить» новые люди, которые стремились приватизировать комплекс, либо поставить его эксплуатацию на коммерческую основу.

Москва, июнь 2018 г

• С литературными опытами А.С.Попова читатель может ознакомиться на портале www.proza.ru , где через поисковую систему следует искать страницу автора под именем  Александр Попов 8 .


Рецензии