69. Контрнаступление Восточного фронта

В отличие от Владимира Высоцкого, писавшего о комбате, который повернул планету вспять, "оттолкнувшись ногой от Урала", командование РККА собиралось отбросить А.В.Колчака, "оттолкнувшись" от Волги.

Еще 5 апреля 1919 года главком РККА И.И.Вацетис приказал приступить к формированию ударной группировки для контрнаступления на Восточном фронте. 9 апреля план предстоящей операции, подписанный С.С.Каменевым и членом РВС С.И.Гусевым, был доложен В.И.Ленину и И.И.Вацетису.

На следующий день в Симбирске состоялось совещание представителей РВСР и командования Восточного фронта, на котором план контрнаступления предложили доработать. Директива РВС Восточного фронта ставила задачу Южной группе армий под командованием М.В.Фрунзе "разбить ударом с юга на север силы противника, продолжающие теснить 5-ю армию, собрав для этого кулак в районе Бузулук-Сорочинская-Михайловская".

Одновременно с этой директивой была образована Северная группа армий (объединившая 2-ю и 3-ю армии) под командованием В.И.Шорина. К уже существовавшей Южной группе, в которую входили 4-я и Туркестанская армии, присоединили 1-ю и 5-ю армии.

Разграничительная линия между группами армий была проведена через Бирск, Чистополь и устье Камы. 20 апреля РВС Восточного фронта представил главкому РККА свои соображения о задачах по разгрому армии Колчака.

Идея операции была необычной, поскольку вместо намеченной одной ударной группы было создано три. Основная группа включала расположенную севернее Бузулука Туркестанскую армию и одну бригаду 25-й стрелковой дивизии. На правом фланге 5-й армии должна была наступать ударная группа из двух бригад 25-й стрелковой дивизии.

В Михайловском сосредотачивалась третья группа, в составе которой была 24-я стрелковая дивизия. Разнородный состав ударных соединений вынудил руководство подчинить их напрямую командованию Южной группы Восточного фронта.

Вопрос о начале контрнаступления решался одновременно с отражением атак Западной армии, постепенно приближавшейся к Волге. 25 апреля колчаковцы заняли Сергиевск, а 26 апреля - Чистополь. С другой стороны, в это же время был разбит 6-й Уральский корпус белогвардейцев.

Наступило короткое равновесие, которое в любой момент могло быть нарушено вводом в бой новых сил. РККА к этому повороту была готова. Утром 28 апреля 1919 года Южная группа перешла в контрнаступление.

Из почти стотысячной группировки Восточного фронта в бой вступили только Туркестанская, 5-я (22 тысячи штыков и сабель) и часть 1-й армий. Эти силы (49 тысяч штыков и сабель при 585 пулеметах и 152 opудиях) превосходили измотанную в ходе наступательных боев Западную армию А.В.Колчака (23 тысячи штыков и сабель при 225 пулеметах и 62 opудиях).

30 апреля части 26-й стрелковой дивизии овладели станцией Бугуруслан. В тот же день Туркестанская армия заняла станцию Заглядино Самаро-Златоустовской железной дороги.

2 мая колчаковское командование получило от комбрига 74-й бригады 25-й стрелковой дивизии Авалова сведения о готовящемся окружении и начало спешно отводить войска к Бугульме.

Оценивая обстановку на Восточном фронте, 2 мая 1919 года, главком РККА И.И.Вацетис сделал вывод: "Казалось бы ясным, что при нынешней обстановке на Востфронте надо разгромить передовую линию противника, так как вряд ли у Колчака имеются в тылу крупные резервы."

4 мая к вечеру 25-я стрелковая дивизия под командованием В.И.Чапаева перерезала железную дорогу Бугуруслан - Белебей. В этот же день в связи с ухудшением обстановки белые оставили Чистополь. 5 мая части 5-й армии, отбив атаки противника, заняли Сергиевск. Перед Восточным фронтом открывались многообещающие перспективы.

Однако в это время в Донбассе развернулось наступление деникинских войск, угрожая разрушением всего Южного фронта. Учитывая новую угрозу, главком И.И.Вацетис и Председатель РВСР Л.Д.Троцкий стали настаивать на приостановке наступления Восточного фронта и переброске войск на юг.

Командующий Восточным фронтом С.С.Каменев и М.В.Фрунзе выступили против этого решения. Споры с командованием не предусмотрены уставом, поэтому вслед за конфликтом последовало отстранение командующего фронтом.

Как сообщил 7 мая Л.Д.Троцкий: "Напряженная и непрерывная работа командующего Восточным фронтом вызвала потребность во временном отдыхе. Увольняя Каменева в шестинедельный отпуск и выражая ему благодарность от имени Красной Армии, твердо надеюсь, что войска Восточного фронта под руководством нового командующего А.А.Самойло разовьют уже полученные успехи и дадут Советской Республике полную победу над Колчаком."

Кадровые перестановки происходили не в самый благоприятный момент, когда командующий Западной армией М.В.Ханжин попытался организовать контрудар против наступающих частей Южной группы Восточного фронта. Контратака районе Татарский Кандыз и Секлетарка закончилась разгромом Ижевской бригады и 4-й дивизии Колчака. 13 мая части 5-й армии заняли Бугульму.

Сразу после вступления в должность А.А.Самойло 10 мая вывел 5-ю армию из состава Южной группы для взаимодействия с 2-й армией. Против этого выступил командующий 5-й армии М.Н.Тухачевский и М.В.Фрунзе. А.А.Самойло, как и И.И.Вацетис, не терпел возражений и пригрозил командарму трибуналом.

Спасло положение вмешательство В.И.Ленина, который после доклада С.С.Каменева 20 мая передал Л.Д.Троцкому: "В связи с телеграммой шифром от трех командиров Восточного фронта я предлагаю назначить Каменева командующим фронтом."

14 мая А.А.Самойло приказал двинуть 25-ю стрелковую дивизию на Белебей, и вывел в резерв 2-ю стрелковую дивизию. Чтобы сдержать наступающие части Восточного фронта, М.В.Ханжин сосредоточил в районе Белебея свой последний резерв - Волжский корпус во главе с генералом В.О.Каппелем.

Командование Восточного фронта попробовало в очередной раз окружить колчаковские части, но те успели с большими потерями отступить к Уфе.

17 мая 25-я стрелковая дивизия заняла Белебей, после чего командование в очередной раз попробовало приостановить наступление и перебросить часть войск на Южный фронт, вызвав недовольное замечание В.И.Чапаева: "Враг бежит, следует на плечах у него сидеть, а не отдыхать над речкой."

20 мая командование Восточного фронта после очередных кадровых перестановок приказало возобновить наступление на Уфу. 23 мая М.В.Фрунзе писал в обращении к войскам Туркестанской армии: "Наш первый этап - Уфа, последний - Сибирь, освобожденная от Колчака."

25 мая двинулись вперед войска Северной группы. На следующий день части 28-й стрелковой дивизии заняли Елабугу. 28 мая возобновилось наступление Южной группы Восточного фронта.

29 мая белых выбили из Стерлитамака. Колчаковцы начали отходить за реку Белую. 30 мая 25-я стрелковая дивизия с боем заняла станцию Чишмы. 2 июня 28-я стрелковая дивизия заняла Сарапул и переправилась через Каму, создав угрозу правому флангу Западной армии Колчака.

4 июня 5-я и Туркестанская армии вышли к реке Белой и в ночь на 5 июня захватили несколько плацдармов на правом берегу. 8 июня плацдарм Восточного фронта возле Уфы был существенно расширен, вынудив колчаковское командование бросить в бой резервы для отражения удара.

Советские переправы начали бомбить с воздуха, в результате чего был ранен В.И.Чапаев и контужен М.В.Фрунзе. 9 июня части 25-й стрелковой дивизии перерезали белым пути отхода на восток и вечером заняли Уфу. Колчаковцы начали быстро отступать к Уралу.

Активизировались действия Северной группы против Сибирской армии, которой командовал Р.Гайда. 7 июня белых выбили из Ижевска и Бирска, а затем - и из Воткинска. 13 июня 3-я армия Восточного фронта овладела Глазовым.

В середине июня командованию Южной группы пришлось обратить внимание на положение осажденного Уральска, перебросив туда 25-ю стрелковую дивизию. Ухудшение обстановки на Южном фронте вынудило советское командование ослабить группировку, действовавшую против Колчака.

9 июня В.И.Ленин телеграфировал РВС Восточного фронта:

"Сильное ухудшение под Питером и прорыв на юге заставляют нас еще и еще брать войска с вашего фронта. Иначе нельзя. Вам надо перейти к более революционной военной работе, разрывая привычное.

Мобилизуйте в прифронтовой полосе поголовно от 18 до 45 лет, ставьте им задачей взятие ближайших больших заводов, вроде Мотовилихи, Миньяра, обещая отпустить, когда возьмут их, ставя по два и по три человека на одну винтовку, призывая выгнать Колчака с Урала. Мобилизуйте 75 процентов членов партии и профсоюзов. Иного выхода нет, надо перейти к работе по-революционному. Обсудите частью вместе с Каменевым как это провести, и отвечайте, что предпринимаете."

10 июня последовал приказ И.И.Вацетиса: "Главком приказал направить 2 дивизию в составе двух бригад с артиллерией в распоряжение командзап Надежного на Петроград, бригаду 5 дивизии с дивизионом артиллерии - на Южный фронт, на Филонове, в распоряжение командюжфронта Гиттиса.

Срок отправления, как вам было указано, не более 48 часов, а если можно, то через 24 часа. Главком приказал вам указать, что ответственность за боеспособность избранных частей и скорость отправки возлагается на командование Восточного фронта."

Впрочем, ослабление ударной группировки РККА ничуть не облегчило положение Колчака. 20 июня генерал М.В.Ханжин был отстранен от командования Западной армией по причине "неспособности остановить отступление", и, видимо, за аналогичные "заслуги" на его место был назначен начальник штаба этой же армии генерал-лейтенант К.В.Сахаров.

Сибирская армия была разделена на 1-ю и 2-ю под командованием генерала М.К.Дитерихса, а Западная армия была преобразована в 3-ю армию. Перестановки в командовании Восточного фронта РККА происходили в пользу победителей.

М.В.Фрунзе 19 июля назначили командующим фронтом, а его бывший начальник С.С.Каменев с 8 июля 1919 года стал главкомом РККА. Обычные красноармейцы в это время продолжали преследовать разбитые армии Колчака и отражать атаки противника на других фронтах.


1. М.В.Фрунзе на Восточном фронте. Сборник документов. Куйбышев. 1985.

2. Н.К.Лисовский. Разгром дутовщины. 1917 – 1919 гг. М. 1964.

3. В.С.Скробов. Военное поражение контрреволюции на Урале (ноябрь 1917 - август 1919 г.). Россия и АТР. 2006. № 4.

4. Е.А.Болтин. Контрудар Фрунзе и разгром Колчака (1919 г.). М. 1946. 136 с.

5. Е.А.Болтин. Контрнаступление Южной группы Восточного фронта и разгром Колчака (1919). М. 1949.

6. М.В.Фрунзе на фронтах гражданской войны: Сборник документов. М. Воениздат. 1941. 471 с.

7. А.Б.Громов. Нарком Фрунзе. Победитель Колчака, уральских казаков и Врангеля, покоритель Туркестана, ликвидатор петлюровцев и махновцев. М. Центрполиграф. 2017. 319 с.

8. Р.А.Бадиков. В тени М.В.Фрунзе и В.И.Чапаева: деятельность Г.Х.Эйхе в апреле-июне 1919 г. Российская история. 2016. № 3. С. 111-126.

9. Гражданская война в России: Борьба за Поволжье. Сборник М. ACT. 2005.

10. А.М.Зайончковский. Восточный фронт. Контрманевр Южной группы. Апрель-май 1919 года. Сборник трудов Военной академии. 1926. Кн. 1. С. 3-29.

11. А.Н.Боголюбов. Разгром Колчака (Оперативно-стратегический очерк). М. 1939.

12. Д.Рыбин. Уфимская операция 1919 г. Сборник трудов ВНО при военной академии. Кн. 4. М. 1923. С. 36-62.

13. А.П.Смирнов. Контрманевр Южной группы 1919 г. М. 1934.

14. Г.Х.Эйхе. Форсирование р.Белой частями 5-й армии Восточного фронта в июне 1919 г. М.-Л. 1928.

15. Я.П.Гайлит. Переправа через р. Белую 1-й бригады 26 стрелковой дивизии 5/VI 1919 г. Военный вестник. 1922. № 11. С. 38-40.

16. Н.К.Гончаров. На разгром Колчака. Москвичи на фронтах гражданской войны. Воспоминания. М. 1960. С. 246-256.

17. Н.Дмитриев. От Волги до Байкала. М. 1928.

18. З.А.Аминев. Октябрьская социалистическая революция и граж­данская война в Башкирии. Уфа. 1966.

19. Ф.Огородников. Удар по Колчаку весной 1919 г. М. 1938.


Рецензии