Соль

       Август был жарким, щедрым, как всегда на юге. Солнце хорошо прогрело землю и
 урожай был большим. Наступило время засолки на зиму.

 Мама подготовила помидоры и занималась чесноком, зеленью. А я вымыла трёхлитровые
 банки и повесила их на штакетник обсыхать.
 Но вот незадача - соли почти не было. Мама меня окликнула:

     - Нужна срочно соль, купи пачки две.

 Мелочи не оказалось и мама мне дала рубль.

 Я побежала в наш магазин, но там соли не было. Пошла в магазин на другом квартале,
 но и там соль отсутствовала. Что же делать?
 Услышала, что женщины рядом говорят о том же. Одна из них сказала:

    - Придётся идти в десятый, там есть.

 И раньше слышала я, о каком-то "десятом" магазине... наверное, это был номер магазина,
 но я там никогда не была. Женщины пошли и я за ними. Другого варианта не было.
 Запоминала дорогу. Мы шли около пяти кварталов. Когда пришли, то увидели отдельную
 очередь за солью.

 В очереди пришлось услышать много разговоров - кто сколько возьмёт пачек. Пачка
 стоила семь копеек.

 Стала думать: сколько же мне взять, наверное, больше... В ту пору я закончила
 третий класс и считала уже хорошо. Но вот как быть с солью... Почему она исчезла?
 Очевидно весь город что-то солил. Сколько её нужно, чтобы хватило?

 Очередь незаметно подходила. В моей голове боролись две мысли: две пачки или больше?
 Думала, думала...

    - Девочка, тебе сколько пачек? - громким голосом выкрикнула продавщица.

 Я потерялась в мыслях... и молчала. Сзади женщины меня стали подталкивать в спину:

    - Девочка, ты берёшь или нет? 
               
 Я протянула рубль продавцу.

    - Тебе сколько?... На все?

 Я кивнула. Продавщица на прилавок мне положила две копейки сдачи и тут же начала
 выкладывать пачки соли. Одна, вторая, третья ... четырнадцатая. У меня пересохло во рту.

    - У тебя сетка есть? - спросила меня женщина в очереди.

    - Есть, - ответила я и стала укладывать эти пачки... Одна из женщин заметила:
 
    - Надо же, девочку заставляют носить такие тяжести...

 Я это услышала и подумала: никто меня не заставляет. Но когда взяла в руки сетку, поняла,
 что это действительно непомерная тяжесть.
 Тащила в двух руках, приседала, отпускала, тянула... отдыхала и опять тащила... Мама
 ведь волнуется, ждёт меня... а я тут застряла.

    - Ох!...  остался ещё квартал.

 Бабушки, сидевшие на лавочках около своих дворов с жалостью смотрели на меня,
 перешёптывались. До моих ушей донёсся голос:

    - Молодец, девочка, трудолюбивая...

    - Почему я не взяла хотя бы пять пачек, - подумала я.

 Но вот показалась уже насыпь трамвайных путей. Надо было тянуть вверх... Ну, ещё
 немного... Перетянула через рельсы, начала спускаться по траве и уселась вместе с сеткой.

 Осталось немного, вот и дом наш уже. Открываю калитку.
 Мама кинулась ко мне, она смотрела на меня огромными испуганными глазами...

    - Людочка, зачем столько соли?

 Освободившись от сетки, я прильнула к крану... пила и пила воду. Мама смотрела на мои
 красные передавленные руки...

    - Ты и сама теперь всё поняла, да? - спросила мама.
   
    - Да. мамочка... пока тащила, многое поняла.

 Мы с мамой смотрели на эту гору соли и в глаза друг другу. Засолим всё и зимой будем      
 вспоминать: "Почём пуд соли".

  12.06.18.


 
 

 


Рецензии