Дикая охота короля Стаха

Отличная вещь, белорусская "Собака Баскервилей". Конец 19 в, затерянная среди болот и вересковых пустошей ветхая усадьба, её хозяйка - последний потомок древнего рода, над которым тяготеет страшное проклятие. Привидения - как же без них? - старинные легенды, от которых кровь стынет в жилах, цепочка жутких и необъяснимых событий. Тягостная, давящая атмосфера затхлости, вырождения, гниения заживо - недаром на балу Надежда Яновская напоминает главному герою пушкинскую Татьяну в шалаше, в окружении чудищ. Кажется, время остановилось и идет вспять, где-то кипит жизнь, а сюда, как в сырой подвал, не проникает ни солнечный свет, ни свежий воздух. Великолепно передана зловещая, ядовитая атмосфера - все эти старинные портреты и их пугающее сходство с живыми людьми, эта местная шляхта - коллекция монстров, один другого краше, эти совпадения имен с именами предков (отца героини звали Романом, как и Романа Старого, первого из Яновских; один из убийц, Алесь Ворона, - также полный тезка своего проклятого пращура). Надежда Яновская на балу в честь своего совершеннолетия надевает подаренное ей платье средневековой аристократки - и тоже словно превращается в одну из своих прабабок.
Повесть не только мистична (мистическая атмосфера сохраняется до конца, несмотря на то, что преступления совершали отнюдь не призраки, а живые люди), но и символична. Даже перенасыщена символами: говорящие имена и фамилии - Надежда, Свецилович. Описания местного общества напоминают картины Босха. Они - эти злобные и спесивые дегенераты, эти живые мертвецы - и есть самое страшное, куда страшнее, чем говорящий портрет или призрачная кавалькада, скачущая в ночи по вересковым пустошам.
Сюжет повести лаконичен, как всё совершенное: в старинную усадьбу Болотные Ялины приезжает ученый-фольклорист, собиратель древних легенд, и встречается с предметом своих научных изысканий лицом к лицу. Хозяйка усадьбы, юная Надежда Яновская, ему поначалу совсем не нравится, кажется некрасивой, странной и чуть ли не сумасшедшей. Но одиночество девушки, её отчаянное положение, её стойкость, а главное - удивительное благородство вызывают у него уважение и сочувствие, и он остается, чтобы вывести её мучителей на чистую воду. "Каким-то чудом из этой девочки получился настоящий человек. И этому человеку нужно было помочь", - говорит Белорецкий, и как же это меня подкупает! Естественно быть рыцарем по отношению к женщине, в которую влюблен, но защищать женщину, которая не нравится, станет не каждый. Это поступок.
Как в "Соборе Парижской Богоматери" один из главных героев - собор, так в "Дикой охоте" - поместье Болотные Ялины. Хозяйка живет впроголодь, сидя на золоте, поскольку дворец, обстановка, картины, библиотека и столовое серебро принадлежат майорату, и их нельзя продавать. Надежда Яновская ненавидит свой дом и в финале без сожалений покидает его навсегда, но у остальных - даже у управляющего, даже у старухи экономки - это гиблое место словно отнимает всё человеческое, превращая их в каких-то вампиров, пьющих живую кровь. Даже во внешности этих людей (людей ли?) есть что-то зловещее - так, пальцы управляющего Бермана в два раза длиннее, чем у нормального человека, это какие-то сегментированные паучьи лапы.
Теперь о героях. Самый симпатичный персонаж - это, несомненно, сама Надежда Яновская. Как отважно эта одинокая девочка противостоит убивающему её безликому злу! Если так прессовать сильного взрослого мужчину, он сойдет с ума или от ужаса и безысходности наложит на себя руки - а молоденькая девушка, почти ребенок, сохраняет разум и человеческое достоинство, да еще и ухитряется не ожесточиться, не возненавидеть весь этот жестокий и страшный мир.
Андрей Белорецкий тоже наш человек. Ехал за старинными обрядами, а влип в готический роман с родовыми проклятиями и привидениями - но не сбежал, не оставил в беде эту чужую и поначалу совсем несимпатичную ему девушку. А вот Свецилович -  типичный пример того, как автор хотел изобразить идеального героя, а получилась бледная немочь. Пока он анемично обожает Яновскую, какие-то негодяи изуверским способом сживают её со свету - и только волшебный пендель от Белорецкого заставляет этого Ланцелота Позорного что-то предпринять для её спасения! Хорош влюбленный рыцарь! Пока этот оратор произносит напыщенные речи, округу держит в страхе неуловимая банда, с особой жестокостью убирающая крестьянских вожаков! Хорош народный заступник!
"У ног её умереть" - это дурная риторика. Очень Надежде нужен труп под ногами, она ж не богиня Кали! А вот телохранитель с берданкой пригодился бы. Но Свенцилович абстрактно наслаждается состоянием влюбленности ("Ах, как я богат духовно! Какие возвышенные чувства я способен испытывать!") и, по сути, безразличен к бедам "любимой" девушки, совершенно не воспринимает её как личность. Тем симпатичнее на фоне этого токующего тетерева выглядит Белорецкий, который вначале вообще не видит в Яновской женщину, зато глубоко уважает её как человека.
Главгадом, как водится, оказывается единственный, кто вне подозрений. И он-таки действительно гад. Медленно убивать беззащитную девушку, которая тебе доверяет, - на такое способен только законченный подонок. Интересные у него представления о чести: залетный фольклорист, оказавшийся крутым парнем, ему нравится, поэтому поначалу он пытается заставить Белорецкого уехать - чтобы не пришлось его убивать. Скажите, какая щепетильность! А когда его усадьбу окружают крестьяне с ружьями и вилами, настроенные более чем серьезно, - он еще имеет наглость возмущаться: "Сорок на одного! Благородство!" - "Заткнись, не тебе рассуждать о благородстве!" - отвечает Белорецкий, и он прав.
Два слова о мистике. Тайны дикой охоты, Малого Человека и Голубой Дамы, как выясняется в финале, не имеют никакого отношения к потустороннему миру, но мистическая атмосфера, как я уже говорила, сохраняется. Самый яркий эпизод - разговор Белорецкого с портретом средневековой дамы, которая рассказывает ему о своей полной роковых страстей и преступлений жизни и смерти на плахе. Вскоре Яновская подтверждает этот рассказ - эта дама, одна из её прабабок, убила пасынка, покушалась на убийство мужа и была казнена. Значит, говорящий портрет не был плодом его разыгравшейся фантазии.
Охотник Рыгор, крестьянский вожак, тоже очень колоритный персонаж. И снова без символизма не обошлось: в усадьбе Яновской Рыгор смотрит на статую святого Георгия, и в глаза Белорецкому бросается странное сходство между ними. Странное сходство там вообще на каждом шагу: опекун дарит Надежде на совершеннолетие портрет её предка, Романа Старого, и Белорецкий, мужчина не робкого десятка, не на шутку пугается этого портрета. Роман Старый, предатель и убийца, навлекший проклятие на своих потомков, и его далекая праправнучка поразительно похожи, но одни и те же фамильные черты у Надежды говорят о цельном и благородном характере, а у Романа - о коварстве, жестокости и жажде власти. Потом, разыскивая следы дикой охоты, Белорецкий набредает на старый каменный крест, отмечающий место гибели Романа. В финале, когда выясняется, что "призраки" - живые люди, напрашивается вывод, что никакие они не люди. Нелюди. Дикая охота и есть.
И самое главное - временами чудится, что время поворотило вспять и люди, чьи тела давно истлели в могилах, реинкарнировали в своих потомков, чтобы развязать этот узел. В финале, когда "дикую охоту" загнали и перебили без всякой жалости, Рыгор подыскивает этому рациональное объяснение: нельзя оставлять свидетелей, выживет хоть один - на каторгу пойдем, - но это больше для скептика и атеиста Белорецкого. У меня сложилось впечатление, что крестьяне истребляют пойманных "призраков" так, как всем миром истребляли деревенских ведьм.
Язык повести мне тоже нравится. Такая, например, фраза: "Я был зол, как поп, пришедший на похороны и обнаруживший воскресшего покойника".
На меня произвел сильное впечатление страстный монолог Надежды о проклятии древних родов, о грузе преступлений, предательств, убийств, отягощающих дворянские гербы, о том, что такие, как она, не имеют права жить - они должны умереть, искупая грехи предков.


Рецензии