Струны понимания. Глава 94

1. В этой главе мы рассмотрим первый "лодка" (03001) и второй "якорь" (03002)смысловые факторы софрономной контекстной модальности (03). Здесь я должен напомнить, что в основе этой модальности лежит смешанная экзистенциально месономная парадигма софрономики IKMB (от греческого слова sophrosyne мудрость), которая является одной из четырёх ключевых актономных парадигм: сюнетономики IALD, асперономики IDKC и символономики IBJA.

2. В составе софрономики можно в свою очередь выделить четыре различных парадигмы идентичности: оригономику ICB, директономику СМВ, протерономику ICM и телеономику IMB. Теперь нам надо понять, как эти парадигмы взаимодействуют в рамках вышеупомянутых смысловых факторов.

3. Оригономика ICB это парадигма тесного семейно-родового и дружеского круга. Такой круг в виде семьи Турбиных и их близких друзей был описан Булгаковым в романе Белая Гвардия. Центральная горизонтальная ось оригономики IG (то есть правая половина центральной коммуникативной горизонтали GIE) соединяет центральное контекстное поле I сердца/смысловых взаимодействий с правым средним контекстным полем "своих" G. "Чужим" в этом круге нет места, также как само тесно связанное с оригономикой понятие "места", предполагает понятие "своих" Иными словами место как таковое это прежде всего "своё место".

4. Интересно, что числовая форма оригономики В 3 I 1 С 4 даёт числовое значение знаменитой константы пи, то есть соотношение длины окружности и ее диаметра. Нумерация контекстных полей начинается с центрального контекстного поля I "сердца"/ смысловых взаимодействий, которая имеет значение единицы и продолжается в алфавитном порядке А 2 В 3 и т.д.Те из моих читателей, которых интересует разработанный мной числовой вариант контекстного анализа, могут познакомиться с ним в книге Числа и идентичность.

5. Понятие места играло центральную роль в физике Аристотеля. Он не знал пустого пространства как такового, отдельного от находящихся в нем предметов, такое самостоятельное понятие пространства появилось и в европейской живописи и в физике около 1600 г в начале эпохи Барокко. Ещё в физике Галилея встречается понятие места, но в системе Ньютона это понятие утрачивает всякий смысл и положение тела определяется внутри пространственных координат. Таким образом Ньютон доводит до логического завершения процесс релятивизации места, как лишь одного из моментов движения, начатый ещё в эпоху позднего средневековья схоластами в университетах Оксфорда и Парижа и такими философствующими мистиками, как Николай Кузанский.

6. Место связано с исходностью покоя, также как пространство с универсальностью движения. Это верно и в социальном плане: жёсткая средневековая иерархия социальных природ/пород и статусов, постепенно заменяется пучком функциональных социальных ролей внутри общественного механизма, который мыслители Барокко нередко сравнивали с часами. И даже внутри консервативной элиты Московской Руси спорившие о месте за царским столом бояре договаривались о том, чтобы во время походов быть "без мест", с тем, чтобы распри и препирательства не нарушали военную дисциплину и родовитые командиры могли подчиняться менее родовитым начальникам, не утрачивая своего высокопоставленного положения.

7. Но задолго до появления понятия об универсальном пространстве наряду с понятием места существовало понятие направления. И если понятие места связано с экзистенциальной оригономикой BIC, то понятие направления соотносится прежде всего с ее месономной соседкой- директономикой СМВ (directus это причастная форма от латинского глагола derigo направляю).

8. Когда Бог в 12й главе библейской книги Бытия говорит Авраму: " Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе" (Бытие 12:1), Он предлагает ему сняться с оригономного якоря родового семейного места и отправиться в путь на директономной лодке веры/направления и духовного наставления. Такая вера не имеет ничего общего с обычной комфортабельной уверенностью и заключает в себе элемент дерзновенной духовной устремленности способной подняться над инерционностью сомнений.

9. Как объясняет странник своему собеседнику в жемчужине русского неоисихастского религиозного ренессанса 19 века книге "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу": "Покой мой зависит не от квартиры, а от духовного наставления". Иными словами покой веры это сознание того, что Бог наставляет тебя и ведёт тебя в правильном направлении. Покой здесь не оригономен, а директономен, это покой снявшегося с пристани и плывущего корабля.


Рецензии