Сад заключенный

Есть два основных подхода к организации среды обитания человека. Для одного характерно стремление «топить» жилые постройки в натуре, так делал тот же Фрэнк Ллойд Райт, так поступали и наши предки, для другого характерна установка границ элементам природы внутри архитектурных идей. Устроенный в городском дворе-колодце сад итальянца Карло Скарпа (1906-1978) - прекрасная иллюстрация последнего.

Дворец Кварини Стампалия, в глухом дворике которого разбит этот чудный сад, затерян в бесконечном лабиринте венецианских улочек и узких каналов. Если бы не знакомая художница, учащаяся в Венеции, незанесенный в наши популярные путеводители садик и его автор так и остались бы для нас в безвестности. Несмотря на то, что в тот день, когда я обнаружил его, остров был залит жарой до краев и сопутствующей ей ленью, сад был полон различных движений, юрких сквознячков и забавных звуков.

Объем его похож на простую коробку с голубой крышкой, но воздух в нем всегда находится в движении из-за диафрагмы - бетонной "ломаной" перегородки, южная сторона которой разогревается солнцем, а теневая, наоборот, дополнительно охлаждается медленно текущей в неглубоком пристенном канале водой. Перегородка не затеняет окон в стенах домов в северной, самой светлой части двора, но скрывает присутствующих, создавая и внутри помещений, и в саду уютную атмосферу. Простейшая арка-проем в ней влечет идущего вдоль канала из прохлады и сумрака помещений дворца в радость солнечного дня, на открытую зеленую лужайку сада. Где в центре посажены дерево черемши, куст магнолии и гранатовое дерево. Вокруг, по периметру ровной, словно бильярдный стол, лужайки в «диком беспорядке» расположились островки карабкающихся вверх по стенам растений и кустики хосты. Глухая же восточная стена двора будто стена леса вгустую заросла плющом. Его шелестящая листва легко гасит звуки многолюдного города.

Вода – душа этого сада. Она отражает дворец снаружи (городской канал), проникает в здание через внутренние ворота и всегда зеркально спокойна там в искусственной «заводи» - portego, образованной дополнительно сложенными внутри вестибюля невысокими стенами. В саду она создает ощущение покоя и, одновременно, интриги. Она звучит и постоянно производит легкое движение в неглубоких белых лабиринтах из алебастра и истрийского камня, окаймленных рыжей бронзой. Наполненная светом до белизны, она журчит, словно только что выбилась на поверхность естественного родника. В «шорах» живописно заросшего камышом и осокой бетонного линейного канала, соединяющего лабиринты, вода уже густо-синяя, со спокойными красными рыбками – от нее исходит ощущение глубины и таинственности. Тугие струи ее по углам говорят о самодостаточности и полноте этого мира.

Скарпа использовал воду во многих своих работах. Вода для него имела духовное значение. Он считал, что она очищает ум и умиротворяет душу, сообщая им положительные эмоции. Что она сильнее камня и ее природа учит нас мягкости и долготерпению... Кроме того, для Скарпа вода означала еще и его Венецию, чья красота, словно от избытка переливаясь через край, отражается в окнах домов, теснящихся у каналов, в их толстых золоченых дверных ручках, в солнечных очках многочисленных туристов и, конечно, в воде, обрамляющей городские улицы и площади. И как художники используют краски для картин, так он в саду использовал разнообразие звучания воды, чтобы вызвать в воображении посетителей характерные сцены венецианской жизни: плеск весел веселых гондольеров в полосатых тельняшках и цветастых бескозырках, больше похожих на шляпки парижских модниц с ленточками, журчание воды за кормой неспешно проплывающих вдоль набережной огромных океанских лайнеров...

Удивляет в этом саду еще и то, что в нем нет никакой симметрии. Оказалось, Скарпа применял метод Де Стиль-Движения - разбрасывания элементов. Делал это так, чтобы в результате они подчинялись гармоничному единству и, взаимодействуя друг с другом, создавали бы напряжение. И правда, подчеркнуто прямые параллельные линии бассейна и каналов, серые стенки с классическими скульптурными формами круглого старинного колодца, капитель колонны ионического ордера и готический лев попали в сад из совершенно разных миров, но благодаря изысканной композиции автора смотрятся вместе очень гармонично.

В общем, городской сад этот легко убедил меня в том, что и внутри архитектурных идей, в их замкнутых пространствах бывает вполне достаточно места для прекрасных уголков живой природы.


Рецензии