Зарисовки. Дороги в айкидо

Главные ресурсы XXI века – время и деньги.
Каждый человек ежеминутно решает, куда их направить. Будет ли это забота о здоровье,  или получение образования, карьерный рост, путешествия, предметы уюта или статусные вещи, хобби. А может быть, человек выберет долгий, кропотливый и дорогой труд под названием «Любовь, отношения, семья». Для кого-то самым важным окажется оставить след в истории цивилизации. В конечном счете, каждый сам определяет свою цель жизни.
Слишком много вопросов – и нет никаких ответов. «Мы начинали без заглавий, чтобы окончить без имен».
 Мы закончили школу – и было столько надежд! Казалось, все дороги открыты.
Университет. Хвалебные слова. Интересные идеи. Работа в тандеме. Кажется, нужно было только рвануть вперед, и что-то будет!...
Но вдруг возникает работа. Где-то интересная, где-то рутинная.
Рутина. Ключевой бич, ключевое пугало века. Та, которая убивает сознание. Та, которая оставляет только проторенные тропы и отвергает все новое. Мозг медленно, но верно превращается в плохо гнущуюся резину.
Выход только один - заняться собой. Что это будет? Саморазвитие? Танцы, гимнастика, йога, выставки, кинофестивали, боевое искусство – что угодно, но только не рутина!
Если не развиваться – начнется регресс. Мозг надо нагружать, иначе он постепенно перестанет работать.
Лень. Телевизор. Диван. Интернет. Любимый компьютер.
Компьютерная игра? Интересный фильм, где герои сражаются и побеждают? Схватки? Дуэли?  Так хочется быть там, рядом с героем, помочь отбить этот летящий меч....
И ведь знаешь, что нужно делать!
А книги – не то ли же самое?
Сколько было их, этих пронзительно-захватывающих историй... «Три мушкетера», «Гардемарины», «Анжелика», «Графиня де Монсоро», «Хроники капитана Блада», - и это только на тему исторических романов! А про любимое фэнтези, пожалуй, просто умолчу.
Настал момент, когда нужно что-то менять. Примерно в одно время в зоне фокуса возник фильм «Дивергент» и в голове начала крутиться песня В. С. Высоцкого «Книжные дети, не знавшие битв».  Я и раньше любила эту балладу, но теперь уже строки не давали покоя:
«Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев, —
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы —
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы»

В конце концов, я себя спросила: «А почему бы и нет? С чего я взяла, что стезя меча для меня закрыта?» и просто пошла в зал… заниматься.
Так фантазии и «мысли о» перешли в плоскость «действие».

Это странное чувство, что ты перешла границу прежней реальности и сейчас твоя реальность – то, что еще неделю назад для тебя было сказкой.

А потом ты понимаешь, что нужен очень упорный труд. Годы ради... почти незаметного результата.

Я не спорю, система айкидо эффективна. Но она построена таким образом, что система начнет работать только после заполнения хотя бы значительной части ячеек. Множество техник и множество условий. Техника сработает при правильном исполнении – в конкретный миг в конкретных условиях. Самое сложное – на уровне рефлекса сработать именно нужную технику.  И если сработает на неподготовленном человеке – это будет страшно.
А много ли людей готово тратить кучу времени – заниматься три-четыре  раза в неделю  - годы, - ради того, чтобы в какой-то миг что-то сработало?
Но с другой стороны, лучше потратить годы, и сработает, - чем годы смотреть телевизор, а потом другие будут слушать печальную музыку, но без тебя.
Парадоксально, но факт. На тренировках мы изучаем не «как красиво бросить». Айкидо в принципе не про причинение вреда. Сама идея, что можно использовать силу противника и его инерции против него же самого, для кого-то покажется сложной, не говоря уже про идеал «нейтрализации противника без нанесения ему травм».
- Собственная безопасность, укеми, страховка.
- Ощущение и контроль себя. Всего/всей. Каждой точки организма. Управление до миллиметра своими руками-ногами. Координация движений.
- Внимательность.
- Ощущение себя в пространстве.
- Реакция.
- Взаимодействие с другими людьми. Диапазон от «Сохранение безопасной дистанции» до «Контроль противника».
- Понимание психологии.
- Понимание, что если хотеть чего-то достигнуть и работать над этим – реально очень и очень многое.
- Новый взгляд на себя. 
Наверное, каждый, кто приходит в зал, находит для себя целую гамму новых эмоций, других ощущений (в том числе того, чего нет почти нигде. Я про высокую страховку. Это ни с чем не сравнимое чувство полета и сальто), знаний, навыков…
- А как начтет того, чтобы посмотреть в глаза своему страху?
-А ты хочешь узнать правду о себе?
«…Здесь откроется твой истинный облик. Хочешь попробовать безупречный тестер на слабые стороны? Точность – 100%. А хочешь умение быстро и структурированно мыслить? В том числе – нестандартно?»
Что такое ответственность? Это когда в твоих руках здоровье другого человека – и невольно начинаешь думать по-другому.
Жаль, что в моем детстве не было такой секции. Хотя и не исключаю, что могла и не оценить в полном объеме тогда. Но то, что я вижу… это и большая работа, и очень ценный вклад в развитие ребят.
Я вижу, как они учатся выстраивать отношения между собой. Цель – научиться уважать другого человека. Когда двое веселых и бесшабашных малышей встают в пару и пытаются сделать технику, а один шалит и делает всё не так – второму часто бывает не очень приятно. Но через пять минут они меняются ролями, и первый в полном объеме вкушает, каково это – работать с человеком, который не хочет с тобой сотрудничать и не уважает. Недовольство, обиды... А потом очень постепенно появляется (вдруг!) зрелая и умная мысль: а может, чтобы та техника, которую показывал сенсей, получилась – нужно просто обоим делать то, что показали, правильно? 
Умение уважать другого человека не появляется само по себе.
Так же, как и умение быть ответственным.
А ведь всё начинается с малого. Приходит кроха в зал, еще ничего не умеет, даже, может быть, что такое дружба еще не знает. Право и лево – уже высшая математика. Где уж тут говорить про точные и сложные техники? А ведь потихоньку учатся двигаться... Сначала примерно, потом все точнее и точнее. И потом будет не медвежонок ходить, а внимательный и точный котенок.
Когда ряды ребят почти синхронно выполняют кихон и укеми (страховки и кувырки), невольно залюбуешься. А ведь они все раньше ничего не умели.
Когда есть система в обучении – это всегда видно.
Большое всегда складывается из маленьких кирпичиков.
Один вариант - если бесконечно далекий идеал находится где-то там, что и палкой не докинешь – это одно.
Другой вариант - если идеал находится на вершине горы, а к ней ведет длинная-предлинная лестница. Со ступеньками! Тут уже другое ощущение: ну да, сложно, даже очень сложно... Но можно!
Это дает надежду и оптимизм. А также – собранность и реальную оценку собственных сил.

С огромной благодарностью сенсею Антону Петровичу Болотову, шихану Дэвиду Эйрзу и всем сенсеям, которые со мной занимались. Осу.
13/07/2018 г. Ярославль, Goukenkan dojo, Четверикова Яна, 5 кю. Стиль Renshinkai.


Рецензии