Найдите 10 отличий

...или Как сделать плохое кино из хорошей книжки.
На примере "Орла Девятого легиона" (приключенческого романа Розмэри Сатклифф и фильма, неслучайно прозванного "Горбатым орлом" - по аналогии с "Горбатой горой").
Итак.
Характеры главных действующих лиц.
Роман: Марк, молодой римский офицер-калека, - чрезвычайно серьезный (что не удивительно, если учесть сиротское детство и тяжелое ранение), живущий напряженной внутренней жизнью, склонный к рефлексии. Очень добрый, даже несколько сентиментальный (жалеет гибнущих лошадей). Любит пофилософствовать, порассуждать об отвлеченных вещах. Часто размышляет о причинах человеческих поступков, вследствие чего становится хорошим психологом.
Эска Мак-Куновал, молодой воин из племени бригантов, взятый в плен и проданный в рабство, - гордый и замкнутый (что опять-таки не удивительно), жестоко униженный своим положением, но не озлобленный. Следует своим представлениям о долге и чести с упорством маленького танка. Умен, но на посторонних производит обманчивое впечатление туповатого угрюмого типа.
Фильм: Марк - брутальный мачо с нижней челюстью а/la Терминатор, шеей толще головы и каменным лицом. Мысли и чувства выражает с помощью играющих желваков. Говорит мало, отрывисто. Часто и громко орет. Плохо контролирует эмоции.
Эска - дерганый, ожесточенный, неуравновешенный.
И тот и другой - агрессивны и неумны, ведут себя как самоутверждающиеся подростки.
Отношения главных действующих лиц.
Роман: Два неудачника, как умеют, стараются поддержать друг друга. Эске не за что любить римлян, но он понимает, что глупо и недостойно вымещать эту нелюбовь на таком же, как он, невезучем парне, проявившем к нему участие и доброту. Марку тоскливо и одиноко, после краха военной карьеры его жизнь потеряла смысл, он чувствует себя несчастным - и, поддавшись порыву, выручает своего ровесника, которому повезло еще меньше. А бритт совершенно сознательно решает ему служить - потому, что это придает смысл его собственной жизни. Благодарность и преданность - его осознанный выбор: он не "говорящее орудие", как думают о рабах римляне, он человек и платит добром за добро.
Из этой взаимной поддержки рождается диалог, желание понять друг друга - и готовность принять даже то, что кажется непонятным. "Мне это место показалось подходящим для ночлега, но скажи только слово, и мы уйдем отсюда", - без тени насмешки говорит Марк, выяснив, что Эска верит в призраков и колдовство и ночью в руинах заброшенной крепости ему страшно.
На поиски орла они отправляются уже после того, как Эска получил от Марка вольную. Они стали друзьями, а друг не может быть рабом. Для них обоих это великолепное приключение, при этом Марк думает о престиже Рима и добром имени отца, а Эска - о том, что это нужно Марку, неважно зачем.
Фильм: Отношения характеризуются одним словом - фаллометрия. Взрослым парням, один из которых - кадровый офицер, а другой - принц (или как там это у бриттов называется), это как-то даже и не к лицу.
В конце фильма, правда, злобные взаимные выпады сменяются симпатией - точь-в-точь как в плохих любовных романах, где парочка без конца ссорится, с тем чтобы пожениться в финале (я не пошлая, я не пошлая!).
Романтическая линия.
Роман: В цирке, спасая побежденного гладиатора, Марк привлекает внимание своей юной соседки Коттии. Девочка сама иценка (одно из племен бриттов), она сочувствует бритту, которого вот-вот убьют на потеху толпе, но бессильна этому помешать. И вдруг симпатичный молодой человек вмешивается и спасает беднягу! И оказывается самым настоящим героем, совершившим самый настоящий подвиг!! И к тому же героем раненным!!! Словом, форменная девичья погибель.
Коттия - украшение романа, и нет никакой натяжки в том, что в итоге Марк, сперва не принимавший девчонку всерьез, обнаруживает, что влюблен по уши. В такую невозможно не влюбиться!
Фильм: Коттию сценаристы вычеркнули, и вместе с ней - несколько отличных сцен и прекрасных диалогов. То ли хотели сделать "мужское кино", то ли... наоборот (а я, как всегда, не пошлая!).
Сюжет.
Роман: Классический приключенческий сюжет, разворачивающийся в богатых исторических декорациях.
Фильм: Обоснуй умер. Его убили у Столба пыток синерожие "кочевники" из горной Шотландии с ирокезами на головах.
Идейное содержание.
Роман: Диалог двух миров, двух систем ценностей, носителями которых являются герои. Марк - это Рим с писаными законами, каменными крепостями, регулярной армией, дисциплиной, наукой. Эска и Коттия - это варварский мир с его отвагой, прямодушием, верностью и нелинейным мышлением, где мысль и чувство сплавлены воедино. Любопытно, что Марк осознает, насколько трудно бриганту и иценке понять его ценности римлянина, но вовсе не считает Эску и Коттию глупыми. Он понимает, что они просто смотрят на многие вещи по-другому, чувствуют иначе. Ему тоже порой трудно их понять. Но любит он отчаянно смелую иценскую девушку, а не благовоспитанную римскую барышню, и лучшим другом для него становится варвар, а не молодой человек его круга и воспитания.
Фильм: Дубль пусто.
Вывод: Налицо предельная примитивизация. Буквально всё: сюжет, характеры, идеи, матчасть - подверглось редукции и усекновению. Печально.


Рецензии