Занимательная этимология. Вот такие пироги
А в русском языке есть порА (время), можно парИть (летать-планировать, переходить из жидкого в газообразное состояние) и пАрить, когда в жаркой бане из каждой поры выходит пот с загрязнениями. И есть «пир», происходящий от неустановленной праславянской формы. Возможно, от «пить». Что опять наталкивает на связь с водой… Не понятно.
Ещё раз залезла в этимологию пирожка. Первая версия: от «пир». Вторая: слово связано с др.-русск. пыро "полба", пырей. Невероятно сближение с *рьrаti "бить, колотить" или с лит. spirgti, spirgau "поджаривать (кусочки сала)". Позвольте! И что же тут невероятного? Ведь пирожок нужно или поджарить, или испечь, иначе его просто не будет!
Кстати, на очень древнем и самом близком русскому языку санскрите «пурр» означает жаркий, горячий. Вот и жгучий древне-греческий «pеperi» (перец; др.-русск. пьпьрь, 1193 г.) тоже восходит к др.-инд. Рiрраli. А в русском? В русском языке огонь как раз можно за-палить! Видите, как всё взаимосвязано. Да, ели пирожки на пиру, но это потому что ритуал такой есть, с огнём связанный. И не только на Руси его знали и помнили.
Расскажу вам одну загадочную историю. Жили в Персии в плену евреи. И вот при царе Артаксерксе I (465—424 г.г. до н. э.) некий Аман-амаликитянин вознамерился убить весь еврейский народ. А помешала ему в этом Эсфирь, пригласившая царя на пир и разъяснившая ему, что к чему. Так появился иудейский праздник Пурим (аккадское «пуру» — «жребий»). А жребий тот бросал Аман, чтобы назначить месяц истребления евреев. Но истреблять стали как раз евреи.
Празднуется Пурим 14 и 15 адара. «Циммерн производит слово «пур» от ассир. puhru — пиршество, праздничное собрание, и находит в Пуриме отголосок вавилонского нового года с его собранием богов для определения посредством жребия судьбы людей…» Вики. Кстати, по мнению Георгия Синкелла, длится адар с 20 февраля по 24 марта (из Вики). А это не только вавилонский Новый год. Это и весеннее равноденствие (20 марта), с которым связано наступление Новолетия у наших предков. Вот вам и связь иудейского Пурима с русским словом «порА».
Как празднуется Пурим? Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири. Во время чтения свитка при произнесении имени Амана присутствующие поднимают шум топаньем ног, свистом, специальными трещотками. Прототипом подобной формы выражения презрения является введённый французскими и немецкими евреями в XIII в. обычай ударять одним об другой двумя камнями, на которых начертано имя Амана, до тех пор, пока имя не стиралось… Минуточку! Так говорите, невероятно сближение «пира» с *рьrаti "бить, колотить"?! По-моему, иудеи так не думают. И на Пурим они не только усиленно пьют, но и пекут особое треугольное печенье со сладкой начинкой и не очень благозвучным названием «уши Амана». Вот вам и связь с пирожками.
Раздвоение у меня какое-то получается: Пурим и Песах. Оба привязаны к весеннему равноденствию. Только плен разный: вавилонский и египетский. Может, и не в плене дело? А в пелене…
Теперь же я предлагаю вернуться к персам. Основа у них для этого подходящая. Происхождение этнонима персов, одного из союзов ираноязычных племён, появившегося на сцене истории как и ираноязычные скифы в VII в. до н. э., неотделимо от подобных названий других индоиранских племён: Паршу в Ригведе, парфяне, пуштуны — от индоиран. *parsu(a)- букв. «бокастый», то есть «крепкого телосложения», «богатырь».
Бокастый. Это интересно. Кто ещё может быть бокастым? Башня! Др.греч. pуrgos. Согласны? По ней, кстати, тоже принято стучать во время осады. Сравните с санскритским «пур» - крепость, город. Даже больше скажу. В Древней Греции укреплённая часть города и его культовый центр назывался Пергам.
А теперь давайте вспомним, кто такой фараон? Греческий «фараон» происходит от др.-егип. per aa букв. «великий дом, дворец». Получается, тоже «бокастый». Ну и кем по происхождению были первые фараоны?! Явно не греками (те ещё в колыбели тогда не валялись).
Что из себя представляет пирожок? Это такой «бокастый с начинкой». Конечно, и дом строят ради «начинки». И долбят ту же … пирогу, чтобы в ней плавать. Пирога – индейская лодка, но название у неё почему-то от испанского piragua «небольшое корыто». В Испании когда-то отметились готы, вандалы и аланы. Говорят, предков наших среди тех алан искать нужно. Не нашла я готского корыта. Зато, оказывается, в македонском языке корыто – «преку». А в ст.-слав. известна пира "сума". Опять же, «бокастая с начинкой». Всё хорошо. Но пиры не было у западных славян. А южные славяне не знают слова *рirоgъ (у них «пита»). И парус у них тоже не тот. А ещё у них большая составляющая из мужской гаплогруппы I2 (у русских чуть меньше). Очевидно, потому и язык слегка отличается.
Вообще, очень весело этимологические изыскания бывает читать. Тот же др.-русск. парусъ происходит от неустановленной формы и, возможно, заимствован от греков (fаros). Но тут же оговаривается, что др.-греч. слово в древности было поэтическим и позднее нигде не встречается. Зато слово «парИть» ещё праславянских корней сравнивается уже, разве что, с македонцами (paraоs aetоs – орёл) и, возможно, имеет общее происхождение с праславянской парой пАрить–преть. Ну и парОм… Тоже из праславянского: *perti (переть, значит). Причём, последнее слово в разных вариациях у всех индоевропейцев известно, так что и не узнаешь, кто у кого его «украл».
Что интересно… Санскрит: планета – парама и парунья. Ведь как поэтично! И явно не от греков. Плавает себе в космосе такой шарик с начинкой!
А в Южной Америке плавает кровожадная рыба пиранья. И как это понимать? Происходит из языка гуарани: «пира» — рыба и «аниа» — зуб, дьявол. Зубастая рыба. Учитывая, что пирс, происходящий от англ. pier ‘столб, мол, пристань’ — это узкая, вдающаяся в море «полоса», то и пиранью я бы перевела как «пыряющую зубами». Но это так, присказка, связанная с водой, а не с зубастыми пирожками.
Итак, ели пироги на пиру. Я так думаю, пир этот назывался на Руси тризной. А перед этим хоронили усопшего, сжигая его на погребальном костре пусть не в пироге, но в ладье. При этом чтили русичи бога-громовника Перуна (он же Перкунас), который молниями может и пырять, и бить-колотить, и сжигать запросто. Что интересно? В ведийской мифологии бог грозовой тучи и дождя носит имя Парджанья. Упоминается ещё в «Ригведе». Вот это какая давность!
На имени Перуна и можно было бы завершить историю с пирогами. Ниже будет лирическое отступление и уже не про пирожки.
Увлёкшись разбором, какие смыслы могут скрываться за простым «бокастым», я значительно отклонилась от персов. Вернее, от этнонима парша, который также упоминается ещё в «Ригведе». И не просто так. Это одно из племён, участвовавших в Битве десяти царей. Коротко поведаю, о чём речь.
Царь племени тритсу Судас вместе со своей армией был окружён союзными войсками десяти царей. Преследователи загнали Судаса с его войском на берег реки Парушни, которая была для него единственным путём к отступлению. В этот момент на помощь Судасу пришёл Индра, создавший для него брод и тем самым позволивший ему вместе с армией перебраться на другой берег. Когда к реке приблизилось вражеское войско, река снова разлилась. Большинство врагов Судаса утонули, пытаясь переправиться через реку. Уцелевшие воины были уничтожены Судасом с помощью Индры. По мнению учёных, описание битвы основано на реальных исторических событиях середины II тыс. до н. э.
Во-первых. Вспоминается исход евреев из Египта. Тогда по воле Бога воды Моря камышей расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, пытавшихся преследовать их. (Исх. 14:28). Главный вопрос, когда это было? Раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев в 1250—1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э. Прибавим 40 лет хождения по пустыне. Где-то так… События, описанные в Ригведе, явно происходили раньше коллапса бронзового века.
Во вторых. В ведийские времена с племенем тритсу враждовало племя бхаратов. Бхараты одержали верх над тритсу и завладели их землями на реке Ямуне. После этого столицей бхаратов стал город Хастинапура, располагавшийся на месте современного Дели. После смены семи поколений правитель бхаратов женился на девушке из племени тритсу. От этого брака родился сын Куру, ставший основателем Солнечно-Лунной династии, которая позднее разделилась на роды Кауравов и Пандавов. И только потом произошла знаменитая битва при Курукшетре, описанная в «Махабхарате». Если события «Махабхараты» и могут соответствовать времени Троянской войны и бронзового коллапса, то Битву десяти царей от них должно отделять не 200-300 лет, а, думается, поболе.
Вот город Мохенджо-Даро, возникший примерно в 2600 г. до н.э., был странным образом оплавлен и заброшен через 900 лет, т.е. примерно в 1700 г. до н.э. Это больше соответствует фантастическим битвам, описанным в «Махабхарате». А что показали раскопки в Хастинапуре? Период I (19-13 вв. до н. э.) дал желтую керамику, которая связывается с культурой медных кладов. В период II (11-5 вв. до н. э.) использовались предметы из меди и бронзы, серая расписная керамика. Находки этого периода связываются с племенами ведических ариев. Противоречие получается. Если только не допустить, что в Индии арии появились как раз во время бронзового коллапса. А вот события, описанные «Ригведе» и «Махабхарате», происходили вовсе не в Индии и гораздо раньше. Кстати, локально оплавленная кладка имеется и в храмовом комплексе Саксайуаман в городе Куско (Перу).
Так где же происходили события, описанные в «Махабхарате»? Найти ответ на эту задачу в текущей статье я совершенно не собиралась. Приведу для ознакомления только небольшой список.
СВЯЩЕННЫЕ ВОДОЁМЫ КУРУКШЕТРЫ
(на 3150 год до н.э.):
река "Вака"
река "Валука"
река "Варада"
река "Варадана"
река "Вараха"
река "Венна"
река "Вишалья"
река "Дева"
река "Каверим"
река "Кумара"
река "Матура"
река "Пандья" (приток)
река "Варуны"
река "Плакша"
река "Пинда-рака" (т.е. Пинда-река)
озеро "Рама"
река "Сараю"
река "Уплава"
ВОДОЁМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
(наше время):
река "Вака"
река "Валуйка"
река "Варадина"
река "Варадуна"
река "Варах"
река "Вена"
река "Вишля"
река "Девица"
река "Каверье"
река "Кумаревка"
река "Матыра"
река "Панда" (приток)
река "Вороным"
река "Плаксам"
река "Пиндам", озеро "Пиндово"
озеро "Рама"
река "Сараев", река "Сара"
река "Упа" и река "Плава"
(сливаются в одну реку).
Также я прочитала интересную статью, в которой автор в поисках Хастинапура отправляет нас на Селигер, где есть остров Хачин. По тексту Махабхараты, на запад от Хастинапура, который был столицей царства Куру, за рекой Ямуна, находилось поле Курукшетра. В западном направлении от острова Хачин (предположительно, древний Хастинапур), по правому берегу реки Нямунас, расположена территория, которую жители Прибалтики называют Курземе, а жители Восточной Пруссии называли Курляндией.
Кстати, столица Латвии – это город Рига. Назван так по речке Рига, именуемой так предположительно от названия острова Рюген и проживавших там ругов, мигрировавших позднее в район нынешней Риги. Ругии – предположительно восточногерманское племя. Не знаю, что означает это самоназвание. Могу только догадываться. А вот «Ригведа» - это «веда гимнов». А Ромове-Рикойто – это прусское святилище. А прусаки по свидетельству М. Ломоносова – это славяне. А вот Ромове при чём? Ведь это же Рим. А правили Римом сначала цари (рексы). Всего их было семь (последние три считаются этрусками). Я вот давно думаю, куда ушли этруски? Но что интересно, задолго до этого (примерно 5000 лет назад) "разошлись" западные и восточные славяне. Об этом я у А.А. Клёсова услышала. Уж не это ли событие отражено в «Махабхарате»?
Вот такие пироги…
----------------------------------------------------------
13.06.2018 г.
Прорыв
Обычно после таких публикаций я очень внимательно отношусь к последующему сновидению: какой будет реакция? Требуется ли корректировка?
Затрудняюсь воспроизвести начало сна. Мы в комнате. Светло. Я замечаю, что вдоль всей стены под обоями наметилась трещина. Обращаю на неё внимание одной из наших сотрудниц. Но она совершенно спокойно реагирует. (Отмечу, что именно она как-то раз отловила меня за ногу).
Сдвиг под обоями всё больше. И, наконец, происходит прорыв. Верхняя часть стены разваливается. В проёме видна смежная комната. Видна в другом свете: тёмно-жёлтом.
Слышу разговор с участием моего отца, который не доволен, что действия привели к такому результату.
У меня в руках несколько плоских прозрачных коробок (пластиковые кейсы?). Верчу их, соображая, куда бы пристроить? И аккуратно подпихиваю в новую комнату. Да я и сама уже там, осматриваюсь.
Слышу, как кто-то осуждает моего отца... Это довольно молодой ещё человек. Он тоже вышел в проём.
— Что ты сейчас сказал? — спрашиваю мужчину с металлом в голосе.
Он смотрит на меня и молча отступает в сторону. Правильно!
Я, дочь, буду НАСТАИВАТЬ на уважении к своему отцу.
---------------------------------------------------------
В заключение небольшая подборка по именам. Вернее, по имени. Потому что все они об одном. Судите сами.
Рекс - латинское (Rex) "царь". Соответственно: лат. regere «управлять, направлять; исправлять» (восходит к праиндоевр. *reg- «выпрямлять»).
Ригас - происходит от греческого "король", формы - Риг, Риас, Рис. (Вообще-то этот Риг хорошо сочетается с русским "рык").
Рей - 1. английское имя ray "луч, слабый свет, проблеск". 2. уменьшительное от Раймонд [ragi+mund] "дающий оберегающие советы". 3. японское "дух". 4. испанское rey "король".
Ра – египетский бог солнца.
Рашид - происходит от арабского «Идущий правильным путем, разумный».
Рас - арабское имя "голова".
Раззак - арабское имя "дающий средства к существованию".
Рух - арабское, персидское имя "душа, дух".
Рахи - персидское имя "раб".
Рахим, Рагим - арабское "милосердный, сострадательный". Одно из трёх имён Бога в исламе, наряду с именами Аллах и Рахман.
Раиф - арабское имя "жалостливый, милосердный".
Райк - производное (Rajk) имени Раджа. Имя Раджа - 1. арабское "надежда, желание". 2. санскрит "король".
Ракеш – хинди "властелин полнолунного дня".
Регинальд - германское (Reginald ) "властный правитель".
Регем - происходит от арамейского. Арамейское "друг".
Раик - арабское имя "блестящий, прекрасный, неповторимый".
Рахша - персидское имя "блестящий, лучезарный".
Ряха - старославянское имя "чистоплотный".
Райт - от английского right "правый, правильный- верный- справедливый".
Рахат - арабское "отдых, покой, комфорт, удобство".
Рахиб - арабское имя "с широкой душой, великодушный" или от "монах".
Райнгольд - «Сильный советчик». Производное имени Райнольд. Из древневерхненемецкого ragin "приговор судьбы, богов"+ waltan "править".
Раз - персидское имя "виноградная лоза". 2. еврейское имя "тайна".
Раким - арабское имя 1. "луг, пойма". 2. "скрижаль".
Расих - арабское имя "стойкий, твердый- основательный, серьезный".
Раск - происходит от английского. От английского rusk "сухарь, сухарик".
Роки - от английского rock "скала, утёс, горная порода".
Ракиб - арабское имя "страж, стоящий на страже".
Ражил, Рижал - арабское имя "мужественный, мужчина".
Рийго, Ристо, Рыгор – производные от греческого Григорий (бодрый).
Рейган - от гаэльского (ri- odhgach) "яростный, импульсивный".
Ричард - от 1) английского «Богатое сердце», 2) немецкого «Могучий, смелый».
Раи - арабское имя "стражник, охранник, покровитель, защитник, спонсор".
Раис - происходит от арабского «Воинственный».
Рат - 1. славянское имя "сварливый". 2. от английского rat "крыса".
Ратай - происходит от славянского. Славянское имя "воин, пахарь".
Райл - от ирландского (Riley) "храбрый".
Рактим - хинди "трепещущий, яркий, багровый".
Рассел - французское (Russell) "рыжий".
Роган - ирландское имя (Rogan) "рыжий".
Рыж - происходит от старославянского. Старославянский "рыжий".
Росс - 1. кельт. (Ross) "горец". 2. немецкое "конь, коннозаводчик". 3. французское "рыжий". 4. латинское "роза".
Рагоза - старославянское имя "ссорщик, бранливый"?
Рогдай - форма персидского имени Рахдар "сборщик налогов".
Ракша - происходит от санскрита. Санскрит - "покровительство, сатана".
Свидетельство о публикации №218061300169
Игорь Тычинин 15.02.2021 10:49 Заявить о нарушении
Светлана Каплун 16.02.2021 20:19 Заявить о нарушении