Гуси под Москвой

   Гууси  … - как часто мы вжимали головы при этом слове, медленно приседая, поднимали глаза кверху, там, в синем небе, летели эти загадочные, неуловимые, большие птицы. Гуси летели высоко, но все равно, дрожащие руки выдергивали из патронников пятерку и впихивали нулевку. Несколько раз даже звучали выстрелы, нет, не в надежде на то, что какая-то дробина да попадет, а скорее, от злости, от отчаяния. Зато потом, вернувшись с охоты можно было сказать; " Я стрелял по гусям "- и на вопрос: "Ну и как?", немного помолчав, задумчиво ответить: "Далековато".
        Встречи с гусями становились все чаще и чаще. То на вальдшнепиной тяге неожиданно налетят. То накроют шалаш, когда я охотился на селезня с подсадной. Или уже в полной темноте, пролетели над моей лодкой, когда собирал чучела, да так низко, что волосы на голове зашевелились. Чаще всего встречи с гусями происходили на весенней охоте. Видимо пролет проходит в более сжатые сроки, чем осенью.
Как-то, в 1991 году шли мы с другом на вальдшнепиную тягу. Маршрут наш проходил через заброшенную деревню, которая   находилась посреди большого поля на высоком бугре. С западной стороны раздались выстрелы, повернув головы, мы увидели огромную стаю белолобых гусей. Гуси летели на высоте метров сто пятьдесят. "Бежим!" - крикнул друг и, пригибаясь к земле, рванул к старым липам. Я повторил его маневр. Мы стояли за деревьями и не шевелились. Гуси летели в нашу сторону, они не набирали высоту и, пролетая деревню, оказались на нормальной дистанции. Грохнули два дуплета. Один гусь сразу пошел на снижение и, сделав полукруг, упал рядом с нами, другой улетел далеко и сел в поле под лесом. Пока я убирал первого в рюкзак, друг следил за ним в бинокль. Мы долго его искали, но нашли. Поняв, что его обнаружили, гусь встал во весь рост, вытянув шею. Мы попытались подойти ближе, но он тяжело разбежался и взлетел. Выстрелы,  метров на восемьдесят,  не причинили ему вреда.    Собаки бросились ему на перехват и мой дратхаар Буш, в красивом прыжке, метра на полтора, в высоту, взял его за шею.  Радости нашей не было придела. Вот так, можно сказать легко, мы взяли двух белолобых. Оказывается их можно  сбивать, и они падают. С другой стороны мы понимали, что это чистой воды везение. Тяга, в тот раз, была хорошей. Но, перед глазами стояла гусиная стая, а за спиной ощущалась приятная тяжесть рюкзака.
Из одного, который весил 2,800, мы сварили суп, а более жирного, на 3,200, мы зажарили с картошкой в печке. Суп получился просто изумительный. Гусиный нутряной жир такой ароматный. Под водку и с моченой антоновкой - это был царский обед.
Этот случай подтолкнул нас серьезно заняться охотой на гусей. Взяли журнал "Охота и Охотничье хозяйство" с понятной и толковой статьей по изготовлению гусиных профилей. Нарисовали трафареты  отдыхающих, кормящихся, переговаривающихся и сторожевых, нашли нужной толщены фанеру, тогда это было несложно и дядя Леша - краснодеревщик - дай Бог ему здоровья, выпилил на большом станке - лобзике пятьдесят профилей. Кстати,  мой друг Валерий  купил свой Бюхак у этого дяди Леши, отличное ружье, он  до сих пор с ним охотится. Но как оказалось, самое сложное,  - это правильно раскрасить профиля. В городской квартире, возица с олифой и масляными красками  не стали, все мы были женаты,  пришлось ехать в деревню. Там в доме, растопив русскую печь, принялись за дело. Ошкуривали, обтачивали напильником, олифили горячей олифой, грунтовали и только потом преступили к раскрашиванию профилей. С непривычки, я вам доложу, дело непростое. В натопленной избе, от красок, резало глаза хуже, чем от лука. Перешли на улицу, хоть и светило февральское солнце, руки мерзли, краска не хотела ложиться как надо, в общем, мягко говоря, намучились. Работа заняла не одни выходные, а сделать смогли чуть больше половины. Время пролетело быстро.
Вот и открытие весенней охоты. В 1992 году апрель был очень холодный, но по области охоту  все-таки открыли с 11-ого.
Друзья Виктор и Валерий поехали на "запорожце" на два дня раньше. Надо было доделать профиля. Договорились, что меня и Сергея  они встретят на станции в субботу, после 15.00.  Выйдя на станции, на площадь, мы подошли к одиноко стоящему "запорожцу", Виктор спал, разбудив, его мы быстро погрузились и поехали в деревню. По дороге я спросил: " Как открытие?" "Какое нафиг открытие, красим как проклятые " - а у самого лицо все опухшее. "Ну, а как гуси, есть " - продолжал я допрос. "Не видели, мы два дня из дому  не выходили. " Ммм… да, интересное  начало,  подумал я.   В избе везде, где только можно сохли профиля, жутко пахло маслеными красками, лицо, у второго моляра было не лучше. За обедом решили, что вечером пойдем на тягу, а так как вальдшнеп не начнет раньше половина девятого, то займемся скрадками на гусей. Взяли топор, лопату, бинокль. Место, мы с Валерой, присмотрели еще в прошлом году. Это была господствующая высота в округе. Дорога  до места заняла полчаса. Отсюда с холма было видно все.  Деревни, река с ее изгибами, огромные поля, дальний лес, перелески, мелиоративные канавы поросшие кустарником -  все было как на ладони.  Через холм проходила грунтовая дорога с глубокими кюветами, с одной стороны росли зеленя, с другой поле было распахано.  Отличное место, откуда бы  гуси ни полетели,  они заметят наши профиля.  В кюветах лежал плотный снег. Решили делать скрадки в снегу, капать легче, да и  маскироваться проще. Мы с Валеркой выкопали их в полный профиль, на расстоянии 80м друг от друга, подстелили соломки и на сиденье и под ноги, разбросали лишний снег, наломали сухой пижмы, репейника, замаскировали  края, проверили в действии. Получилось здорово, в десяти метрах пройдешь, не заметишь. Витька все это время сидел, наблюдал в бинокль окрестности. Где-то далеко бормотали тетерева, в небе одиноко пел жаворонок. "Чего не копаешь?" - спросил я. "Успею, услышали мы в ответ. Он явно не верил в нашу затею. Сергей тот вообще не пошел.
Тяга была неважной. Дул порывистый, холодный  ветер, на четверых мы подстрелили одного вальдшнепа. Возвращались уже по темному. В ночном, апрельском  небе, усыпанном звездами, вовсю кипела жизнь. Над нами со свистом проносились утиные стаи, свиязи, кряковые, гоголи, чирки. Небо крякало, скрипело, пищало, присвистывало. В утиный хор вклинивались кулики всех мастей; чибисы, бекасы, кроншнепы и конечно было слышно гусиные стаи. Мы остановились посреди поля, сняли шапки и, задрав головы, молча слушали весеннее небо. Это был вал, да, тот самый валовый пролет. Только весной можно ощутить эту силу жизни, эту вековую тягу птиц к своим родным местам. Многие тысячелетия охотники с трепетом ждут этих дней. Так было, так есть и  так будет, ведь весенняя охота более поэтична, более возвышенна и даже более благородна. Конечно, если соблюдать традиции этой  охоты, отточенные нашими прадедами  веками.
В доме было тепло, уходя, мы натопили печь, и теперь она медленно обогревала избу.  Быстро поужинав, стали собираться к завтрашней охоте. Взяв все, что нужно я  прихватил еще и валенки. Ночью  подмораживало и утро, 12 апреля (день космонавтики) обещало быть холодным.   Сергей, попросил его не будить, он не верил в нашу затею, а встать мы решили полпятого.  Я долго не мог заснуть, ощущалось волнение, а от тишины  звенело в ушах.  Мне казалось, что я слышу голоса птичьих  стай.  Когда я вроде бы заснул, зазвенел будильник.  Попив кофейку с бутербродами, мы оделись, взяли ружья, рюкзаки с профилями и тихо вышли из избы.  На улице  светало, от тетеревиного бормотания в морозном воздухе висел сплошной гул, временами, когда ветер менял направление, был слышен гогот гусиной стаи. Эти звуки разжигали в нас страсть, и мы шли  быстрей и быстрей, к скрадкам мы почти бежали. Сбросив на землю рюкзаки, положив ружья, стали расставлять профиля. Мы с Валеркой, покончив с профилями, попрыгали в скрадки, Витька отмерил от Валериного скрадка 80 шагов, достал саперную лопату и начал копать.   На часах было без пятнадцати шесть. Уже рассвело, я взял бинокль и стал осматривать небо, гусиная стая, которая сидела где-то  в зеленях гоготала все громче и громче. Без пяти шесть я заметил трех гусей, они летели на высоте метров 100 в нашу сторону. Тихо свиснув Валерке я показал ему гусей и дал знак, что стрелять не будем, это были разведчики, он утвердительно кивнул. Когда гуси были над нами Витька, который все это время копал, бросил лопату, схватил ружье и дал дуплет по гусям. Я в это время смотрел в бинокль, за разведчиками метров за 400 летела огромная стая белолобых гусей, штук 150. Стая летела ниже разведчиков и, похоже, намеривалась снижаться еще, но выстрелы напугали их и они стали набирать высоту. Что, тут началось! Стая, сидевшая в зеленях, подняла такой гогот, а в небе стаи стали появляться непонятно откуда, кругом все гоготало. Гусиные стаи, видя наши профиля, поворачивали к нам. Они снижались, но Витька, который все еще копал, бросал лопату, хватал ружье и практически не целясь, стрелял вверх. Это повторялось  всякий раз, когда гуси уже были почти на выстрел. "Что ты делаешь змей!?  Не стреляй, зарывайся. Валер, отбери у него ружье "- орал я.  Гуси летели и летели, их было много, очень много, стая за стаей, стая за стаей, с разных сторон. Нас тоже охватил этот психоз, и мы стали палить не в меру. Этот кошмар продолжался минут 30. Наконец у Витьки закончились патроны, он окопался, сел в свою яму и затих. Мы тоже слегка поостыли, успокоились и стали ждать наших гусей. Я взглянул на патронташ, из 20 патронов с нулями, осталось всего семь. Ждать долго не пришлось, на нас налетела не большая  стайка, штук 30, мы пропустили их через себя и ударили под перо. Два дуплета практически слились. Один гусь, в которого я стрелял, пошатнулся и стал падать.  Я не выдержал, выскочил из скрадка и побежал, чтоб забрать первого гуся, Валерка тоже бежал к нему. "Ты чего не стрелял? " - спросил я. "Как не стрелял? " - удивился он, "Я его сбил! ". "Ладно, забирай, потом разберемся " - ответил я.  "Сколько у тебя патронов осталось? " - спросил я. "Теперь три. На пару, посидим еще "- сказал я, и  мы разбежались в скрадки.  Просидели еще пару часов, но гуси не подлетали так близко, как утром. Солнце уже встало, окрасив все в яркие краски, небо стало, синим-синим, зеленя ярко зеленые, а лужи, отражая небо, казались тоже синими, такие синие лужи бывают только весной, это надо видеть. Достреляли патроны, на часах было 11-00, я  свистнул ребятам и  махнул рукой, чтоб вылезали. Сидеть больше не имело смысла, гуси летели очень высоко и не обращали внимания на профиля.  Мы собрали своих фанерных гусей, и пошли к дому. По дороге я высказал Витьке ВСЕ, что не смог сказать во время охоты. Он молча выслушал и сказал: " А Серега тоже стрелял ". " Когда? "- удивился я.  "Когда гуси пролетали над деревней " - добавил он. "Не выдержал-таки, теперь наверно жалеет, что не пошел " - сказал Валерка.  Вечером пошли на тягу, а на следующее утро на гусей пошли все. В ту охоту мы за 8 дней подстрелили 13 гусей, гуменника на 4, 500 и 12 белолобых. Да…, тот день космонавтики мы не забудем никогда. 

      Рассказ был напечатан в "Российской Охотничьей газете" за № 18 2002 года.               


Рецензии