Г. Цаголов об успехах Китая

К статье Георгия Цаголова "Почему у Китая получается?" (ЛГ № 23 за 2018 г.)

Неплохая статья, успехи изложены верно, но упущено главное в объяснении их причин. 

Во-первых, неверен тезис: «Стало быть, ссылки на национальные черты не выдерживают критики...». Что это, как не чудовищное непонимание духовной национальной культуры и многовековых национальных традиций? Обратите внимание, как только у наших борцов за будущие успехи капитализма речь заходит о развитии России, так тут же всплывают многочисленные положительные качества русского народа, который и такой, и сякой, и самый, самый, самый…

Налицо конъюнктурное понимание роли национальных особенностей. Китайский народ, в силу своего древнейшего существования, обладает гигантским потенциалом выживания в труднейших условиях, послушания, дисциплины и т.д., и т.п. По-моему, это очевидно! Игнорировать этот фактор невозможно. А вот так, походя, отбрасывать его – ненаучно! 

Во-вторых, автор в очередной раз представляет социальное развитие Китая, как симбиоз капитализма и социализма, предлагая «внести коррективы в формационную концепцию и признать реальность появления и утверждения нового интегрального общества». Хорошо ещё, он считает, что «Китай наталкивает на мысль о необходимости поменять представление о социализме». 

Вот тут-то бы ему и развернуться, показать, как надо диалектически подойти к анализу современного состояния социализма в Китае. А это означает, что социализм нельзя рассматривать как общество застывшее, его важнейшие атрибуты (руководство партии трудящихся; плановость, сознательное руководство обществом; общественная собственность на важнейшие средства производства; правовая и идеологическая системы, соответствующего типа) в новых мировых экономических реалиях должны быть иными, нежели в прошлом и позапрошлом веке. Кстати, для сведения автора, наличие частной формы собственности на средства производства при социализме никак не «расходится с традиционным марксистским учением» (но это другая тема).

Как писал Энгельс: «Так называемое «социалистическое общество» не является какой-то раз навсегда данной вещью, а, как и всякий другой общественный строй его следует рассматривать как подверженное постоянным изменениям и преобразованиям» (письмо Отто Бёнигку).

Главное – это сохранение основных атрибутов социализма, определяющих его суть, формирующих соответствующие общественные отношения, которые также, несомненно, должны подвергаться изменениям. Энгельс заканчивает это письмо словами: «А с крупным производством мы будем хозяевами положения».

Китайские коммунисты, как мы видим, оказались на высоте, «не допускали мысли о капиталистическом перерождении страны». Таким образом, КПК удалось удержать основные рычаги управления страной. Китайским коммунистам хватило ума подойти к развитию социализма творчески. В чём, конечно же, сыграл огромную роль субъективный фактор - наличие в руководстве умных и думающих о народе людей. А не мягкотелых или запойных интриганов, думающих только об удовлетворении собственного тщеславия. 

Но автору очень хочется, чтобы его концепция «нового интегрального общества» получила признание. Вот он и продвигает её в жизнь, отвергая мысль о том, что в Китае существует нечто, наподобие НЭПа. А это, на самом деле, так. Более того, можно даже рассматривать наличие в КНР некоторых элементов «диктатуры пролетариата» (в кавычках, потому, что это не есть диктатура пролетариата советского типа. Да и слова этого очень боятся обыватели, «зашуганные» либеральной пропагандой).  Естественно, абсолютно не в такой форме, как это было в СССР. Речь идёт о сути, а не о форме воплощения.

Тотальный контроль над многими сферами жизни, разве не есть выражение диктатуры? Кроме того, только в условиях диктатуры и возможно наличие элементов частной собственности, которая неизбежно порождает и либеральную идеологию. Отсюда и жёсткие методы регулирования информационной среды, отслеживание возможных идеологических диверсий против социалистической идеологии.

Прочитайте (кто не читал) Устав КПК, и вы поймёте, какую огромную роль играет партия, её идеология, её организационная роль в жизни страны. И сразу всё станет ясно. _ Как станет ясно и то, что в России никогда не будет аналогичного общества (кто-то скажет: и слава богу) и поэтому никогда не будет таких темпов развития. Ибо важнейшие атрибуты социализма отсутствуют. И создание их не предвидится. По-крайней мере, в ближайшие 6 лет.

Статьи о либеральных взглядах академика Цаголова:

1). Еще раз об интегральном обществе Цаголова.
2). Г. Цаголов об успехах Китая.
3). Сорняки Георгия Цаголова.
4). Как Цаголов ломал рапиру марксизма.
5). Г. Цаголов и его интегральное общество.
6). Куда направляет Россию г. Цаголов?
7). Путь в никуда академика Цаголова.


Рецензии
Хорошо написано! Сбрасывать со счетов национальную самобытность китайцев просто глупость. Ни одной стране их опыт повторить не удастся. Ну не китайцы остальной мир.

Зюлёв Леонтий Михайлович   17.06.2018 04:25     Заявить о нарушении