Кочевники

Сегодня встретил чабанов, кочевников с отарой овец, табуном лошадей, собаками, осликами …И долго наблюдал за этим удивительным и красивым шествием, перетекавшим вдоль дорог, по степям, колеблясь волнами, растворяясь в тумане, моросящем дождике, наступавших сумерках … Скоро они остановятся в степи, и тихо уснут в холоде и темноте ночи. Лишь лай собак слышится то в одном, то в другом краю отары, и храп одинокой испугавшейся лошади. И снова наступает долгая тишина, и лёгкий, тёмный шум тумана, ветра и дождя.
Я вспомнил, как в детстве во вторую смену, чтобы успеть в школу, я должен был доверить своё стадо овец своему ровеснику Нуцалхану, который учился в первую смену, и который пас своих овец там же, где и я. А его овец я пас до обеда, пока он учился в школе в первую смену. Это было в сентябре, когда ягнят отбили от матерей и держали отдельным стадом. Стада ягнят в нашем ауле всегда пасли дети. Часто так случалось, что Нуцалхан не вовремя приходил после школы на пастбище, и я опаздывал в школу. С высокой горы пастбища нужно было бежать домой в аул, пересекая речку, ущелье, и ещё речку. Успеть покушать, затолкать в портфель учебники, тетради … И бежать вниз по узким улицам аула в школу … А звонок в школу давно прозвенел. Скоро первый урок закончится. Сердце стучит: «Прыг-прыг-прыг …» В мыслях одно: «Что же я учителю скажу опять … Как же я снова встану перед всем классом …». Захожу в школу. Шапка в одной руке, портфель в другой. В коридоре встречает меня пожилая уборщица Салтанат и шёпотом говорит, переживая за меня: «Саид, скажи, что немножко заболел … Поэтому, мол, опоздал. Не говори, что овец пас. Учителя не любят пастухов и овец …Иди. Сначала постучись …». В коридоре отовсюду слышатся голоса из классов, учителей громко кричащих на кого-то, учеников громко повторяющих за учителем какие-то слова … Открываю. Учитель Ахмед Магомедович: «Вот, пожалуйста, Магомедов … Полюбуйтесь на него … Магомедов, ты чабан или ты ученик второго класса? Твоим родителям, кроме баранов ничего не нужно …». Весь класс смотрит на меня. Весь класс смеётся надо мной. Наконец-то я слышу: «С-с-садись …», произнесённое громко и зло, почти криком.


Рецензии