Роман английского Возрождения

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Возрождения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Лили

Джон Лили (1554-1606) – английский драматург и романист; один из предшественников Шекспира. В качестве драматурга писал для придворной сцены мифологические пасторали – «Женщина на луне», «Эндимион». Имели успех его комедии – «Александр и Кампаспа» (1584). Считается, что он первый ввел в свои пьесы прозаический диалог взамен стихотворного и положил начало комической интриге, параллельной главному действию. Шекспир широко применял этот прием. Свою славу Лили получил благодаря роману «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» (1580). Современников привлекал в романе изысканный слог. Содержанием романа является история молодого афинянина Эвфуэса путешествующего по Италии и Англии. В Неаполе он ведет разгульную жизнь. В Англии автор описывает страну, нравы и придворную жизнь. В романе мало действий, главное – автор заостряет внимание читателя на переживаниях героев. Лили оказал значительное влияние на развитие европейского галантно-психологического романа 17 века.
Из «Эвфуэса»:
Постоянство в любви
«…Когда прибыла моя дама и узрела меня за месяц столь изменившимся, до самых костей отощавшим, более на призрак похожим, нежели на живое создание, то после многих речей утешительных (в коих женщины никогда не откажут больному) она, улучив удобный миг разговора, спросила, от меня ли послом приходил итальянец, и ежели от меня, то правдивы ли его вести, на какой вопрос я ответствовал так: «Госпожа! Притворство в сем мире (в час расставания с оным) не принесет мне пользы перед людьми и много повредит перед богом; претворение смертного ложа в обитель обмана может и кончину мою ускорить и опасность для души моей приумножить.
Я любил вас долго, и вот, наконец, вынужден разлучиться с вами, чье жестокосердие не припишу я недостатку невежества, но одному токмо злосчастию…»

Лодж
Томас Лодж (1558-1625) – последователь прециозной школы Лили. Окончил Оксфордский университет; был врачом. Много путешествовал – Канарские острова, Южная Америка. Творческое наследие Лоджа многообразно – драматург, поэт, романист, критик. В историю литературы вошел романом «Розалинда, золотое наследие Эвфуэса» (1590). Из этого произведения Шекспир заимствовал сюжет комедии «Как вам это понравится». В романе «Розалинда» много изысканных антитез, сравнений, цитат из античных и французских поэтов. От романа Лили это произведение отличается присутствием авантюрного элемента.
У Лоджа в романе много пасторальных мотивов, восходящих как к античной, так и к европейской пасторальной литературе эпохи Возрождения (Спенсер, Сидней). Галантные пастухи устраивают между собой поэтические состязания, как в эклогах Вергилия, в изысканных стихотворениях изливают свои чувства пастушкам, вырезывают любовные мадригалы на коре деревьев.
Из Розалинды»:
«… Едва Розалинда окончила свой мадригал, как вошел Торисмонд со своей дочерью Алиндой и со многими пэрами Франции, которые были влюблены в красоту его племянницы. Торисмонд, зная это и боясь, что ее совершенство послужит ему во вред и что его надежды погибнут в завязи, решил изгнать ее из своего двора: «Ее лицо, - говорил он про себя, - исполнено такой прелести, что оно возбуждает жалость во всяком, а красота ее столь божественна и дивна, что она может стать для меня тем, чем была Елена для Приама…»

Нэш
 
Томас Нэш (1567-1600) – английский писатель. В 1586 году получил степень бакалавра в Кембриджском университете. Путешествовал по Франции и Италии. Занимался литературной деятельностью: писал пьесы, сатиры и памфлеты. Он обнаруживает остроумие, пишет сочным языком, близким к народному. Значительное произведение Нэша – это реалистический плутовской роман «Злополучный путешественник, или жизнеописание Джека Уильтона» (1594). В этом романе, полном различными происшествиями, автор описывает похождения плутоватого Джека в Англии и за ее пределами. Сперва Джек Уильтон – паж при дворе Генриха 8, повествует о своих проделках в английском военном лагере. Позже он становится пажом графа Серрей, с которым он направляется в Германию. В Италии Джек переживает ужасы чумы, сопровождаемой ростом насилий и убийств. В конце его похождения приобретают мрачный характер. В финале романа он раскаивается в совершенных им дурных поступках, женится и доживает свои дни в покое.
Из «Злополучного путешественника»:
Джек Уильтон и маркитант (Первая проделка, обозначавшая пребывание пажа в армии, была направлена против маркитанта, выдававшего себя за лорда. Рассказ идет от лица Джека Уильтона).
«…Пусть он так и останется лордом – лордом сумятицы и бесчинства! И вот этот-то великий лорд, достойный лорд, благородный лорд, вовсе не считал унижением для себя (сохрани Бог!), если его широкие плисовые штаны оказывались залитыми тем восхитительным напитком, которым он торговал, а ведь он считался старым служакой, представителем знатного  дворянского рода, как то и подтверждалось гербом его предков, тщательно нарисованным маслом на внутренней стороне двери его шатра. Его именно, а никого другого, избрал я жертвою моей бесстыдной затеи. Придя к нему однажды, как раз в то время, когда он считал свои бочонки и на каждом отмечал мелом его цену, я почтительно раскланялся и объявил, что желаю сообщить ему некоторое секретное дело…»

 
«Злополучное путешествие» лист 1
 
«Злополучное путешествие» лист 2
 
«Злополучное путешествие» лист 3
 
«Злополучное путешествие» лист 4
Делони
Томас Делони (1543-1600) – английский писатель. По профессии – ткач. В свое время пользовался известностью, но был забыт и воскрешен только в 20 веке. В романах «Джек из Ньюббери», «Славное ремесло» (1597), «Томас из Рединга» он воспроизводит быт ремесленных корпораций. Эпоха становления мануфактуры нашла в нем своего изобразителя. По своей манере Делони – реалист. Писатель умеет видеть и в выразительных образах передавать окружающий его городской быт. Делони известен и как мастер в написании баллад на злободневные темы.
Джек из Ньюбери
Глава 5
(О картинах, которые Джек из Ньюбери имел в своем доме и как при посредстве их он поощрял своих служащих в достижении почестей и званий).
«…В большой и красивой гостиной Джек из Ньюбери повесил пятнадцать картин; они задернуты зеленой шелковой занавеской с золотой бахромой, и он имел обыкновение часто их показывать своим друзьям и подмастерьям.
Первая картина изображала пастуха, перед которым стоял на коленях какой-то король, это был Вириат, некогда монарх португальского народа.
- Смотрите, - говорил Джек, - отец – пастух, сын – король. Этот король управлял Португалией и завладел Испанией; он был изменнически убит.
Следующий портрет изображал Агафокла, который благодаря своей несравнимой храбрости и мудрости был сделан королем Сицилии и поддержал войну против Карфагена. Его отец был бедным горшечником, перед которым он часто становился на колени. Когда этот король устраивал пиршество, он имел обыкновение приказывать ставить на стол рядом с золотой посудой глиняные горшки, дабы это напоминало ему не только скромность его происхождения, но также дом и семью его предков…»

Бекон
 
Френсис Бекон (1561-1626) – выдающийся философ эпохи Возрождения. В историю английской литературы Бекон входит как автор неоконченного утопического романа «Новая Атлантида», а также как создатель английского жанра эссе – по образцу Монтеня.
В романе «Новая Атлантида», написанном на латинском языке, писатель примыкает к литературной традиции Томаса Мора – описание идеальных порядков на неведомом острове, куда прибывают мореплаватели. В этом произведении Бекон ставит главный акцент не на социальных отношениях, а на развитии точных наук, которые дадут власть над природой и приведут человечество к всеобщему благу.
Из «Новой Атлантиды»:
Дом Соломона
«…Мы пришли в назначенный день и час, и я был избран своими спутниками для частной беседы. Мы нашли хозяина в прекрасной комнате, завешанной богатыми коврами по стенам, подножие трона без ступенек было покрыто ковром. Он сидел на низком троне, богато украшенном; над его головой был вышитый балдахин из голубого атласа. Он был один, если не считать двух пажей, стоявших по обе стороны трона; один из них был в прекрасном белом одеянии. Его одежда была похожа на ту, в которой он был в колеснице, но вместо халата на нем была мантия с пелериной того же самого красивого черного цвета…
…Затем он приказал пажам удалиться, пригласил меня сесть рядом с ним и заговорил со мной: «…Цель нашего учреждения есть – исследование причин и тайных движений вещей и расширение границ власти человека для того, чтобы воздействовать на всевозможные вещи.
Условия работы и приборы следующие. У нас есть большие и глубокие пещеры разной глубины… Эти пещеры мы называем «нижняя область» и пользуемся ими для свертывания, закаливания, замораживания и сохранение тел…
У нас есть также скалы посреди моря и несколько заливов, которые мы используем для работ, требующих морского воздуха и испарений моря…»

 
«Новая Атлантида» лист 1
   
«Новая Атлантида» лист 2
 
«Новая Атлантида» лист 3


Рецензии