Былинные земли. Тайна старой дороги, часть 5

(Продолжение)

ТОЧНЫЙ МОХ, ЗНАКОВОЕ МЕСТО

В кои же времена все поменялось, как давно здесь жили люди? В книге «Память. Лепельский район» есть список древних поселений, и среди них фигурирует городище, указанное «в урочище Дубок». Неужели здесь?

Теперь редко, но люди «забредают» сюда, восхищаясь необычными красотами. Как доказательство, в месте бывшей переправы приткнулось самодельное суденышко – выдолбленная из толстого дерева «дубица». «Очевидно, рыбак», - решили мы.

Значит, обнаруженная нами дорога с течением времени «пресеклась», устарела. Почему?

И Кулеши, и Святое настраивают на религиозную тематику. Когда-то на этой дороге стояла церковь Николая Чудотворца. Окрестности славились корнем «белый». Они выражали чистые помыслы людей, их чаяния, и отражали веру людей в божескую милость. Люди шли в сторону Днепра, в христианские обители. А если идти в противоположную сторону, то дорога выводила к Полоцку.

Место - уникальное. Недаром на нем акцентировалось внимание в средние века. Грозновские обследователи отмечали «волость Лепль», где по обе стороны озера «сельцо Белое и Ледное».

Белое, судя по всему, было превращено затем в укрепленную заставу, защищавшую «литовский город» с севера. Теперь в том районе Старый Лепель. Известно (из баркулабовской летописи), что в 1576 году «пан Баркулаб Иванович Корсак… ротмистр кролевский… c паном Романом Ходкевичом сами и з своим людом» замок возвели.

Наличие двух нынешних «стен» - деревень Матюшина Стена и Юркова Стена в прибрежье озера – укрепляет во мнении, что замок находился именно там. Открытый проход к нему был только с запада, со стороны Вильно. Это – наглядное свидетельство перемен, которые внесло союзное государственное образование - Речь Посполитая.

Явно и другое. Дорога через Гать, вдоль полоцкого рубежа, была настолько древней, что предшествовала не только Речи Посполитой, но и "литовскому" периоду - ВКЛ. Миновав Великий бор, люди выходили к реке Береща, далее путь лежал либо на переправу к Свяде, либо в Акно (так первоначально называлось нынешнее Оконо на западном берегу озера Береща, что символизировало некую оконечность). Акно – наверное, как «окно» в иной мир, в другое измерение - в другие земли, где уже властвовали не полоцкие люди.

Писцы Иоанна Грозного проводили полоцкий рубеж по Березине, отсчитывая путевые версты в сторону Западной Двины от Домжериц – административного центра нынешнего Березинского биосферного заповедника. Они плыли оттуда вверх по Береще и обозначали район современной минской автотрассы - Точный мох. Что могло обозначать слово «точный», неизвестно, однако напрашивается фиксация некоего знакового места. Там Яса принимала Берещу. Там располагались Великие Пожни, Плоская Гора (археологический памятник) и еще две горы – Круглая, усеянная белым бисером «духмяных» ландышей, и Тарентова, названная по имени страдальца-крестьянина, пытавшегося распахать лесной массив, чтобы прокормиться. Сейчас на пути к знаковым местам колючая проволока, вынутый грунт и заборы (к сожалению, наши ненасытные стремления к гостиным дворам и благоустройству по типу городского способствовали тому, что древний околоток превращен в неузнаваемый).

Во времена Великого княжества Литовского Белая Русь управлялась из Вильно. Период правления совпал с распространением капиталистического строя, проникнутого жаждой наживы и обогащения. Междуречье – область между Березиной и Западной Двиной – столкнулось с прагматичными намерениями. Все продавалось и покупалось. Достаточно сказать, что место воеводы можно было приобрести за деньги. А уж города и земли покупать сам Бог велел. Вот только сделать это могли самые богатые. Вот и «лепейшее» место – Лепель пошел с молотка. Считается, что в 1586 году великий князь литовский продал его своему ближайшему сподвижнику – за 1200 коп грошей канцлеру и земельному олигарху Льву Сапеге.

(Продолжение следует).

На снимке: лоно природы, деревья-братья на Плоской Горе.
13.06/18


Рецензии