Имануил Кант Критика чистого разума
ББК 87.3(4Гем)
К20
Все права защищены.
Любое использование материала данной книги,
полностью или частично, без разрешения
правообладателя запрещается.
Кант, Иммануил
Критика чистого разума / И.Кант; пер. с нем.
Н.О. Лосского. – Москва : Издательство АСТ, 2018.
160 с. – (Величайшие люди и мыслители).
ISBN 978-5-17-107836-2
«Критика чистого разума» – философский труд
И. Канта, впервые опубликованный в 1781 г. и оказавший
значительное влияние на развитие европейской и рус-
ской мысли XIX и XX вв. Ключевой вопрос «Критики»,
исследование познавательной возможности разума, как
никогда актуален в век интернет-технологий в нашем
стремительно меняющемся мире. Исследуя тайны разу-
ма, Кант пришел к выводу, что все наши представления о
мире возможны только в категориях пространства и вре-
мени. Оставалось только понять, чем именно являются
пространство и время. Это чисто объективные реалии или
плод человеческого воображения?
УДК 1(091)(430)
ББК 87.3(4Гем)
ISBN 978-5-17-107836-2
К20
© К.А. Кедров, введение,
составление, 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Кант
Иммануил
5
Ни одно из открытий Канта не является устаревшим.
Исследуя тайны разума, он пришел к выводу, что все
наши представления о мире возможны только в катего-
риях пространства и времени. Оставалось только понять,
чем именно являются пространство и время. Это чисто
объективные реалии или плод человеческого воображе-
ния? Именно этот вопрос заставил философа усомниться
в достоверности как субъективного, так и объективно-
го знания. Само разграничение на субъект и объект уже
вызывает сомнение. Ведь и в первом и во втором случае
присутствует и реальный опыт, и игра воображения. Вот
почему Канту понадобились два новых понятия: чистый
разум и разум практический. Выяснилось, что и область
чистой игры мысли, и область строго научного, проверяе-
мого опытом знания в равной мере не свободны от проти-
воречий внутри собственных утверждений. Здесь откры-
вается прямая дорога и к диалектике Гегеля, и к теоремам
о неполноте и противоречивости любых формальных
языков Курта Гёделя. Если высказывание верно, оно не
полно; если высказывание полно, оно не верно.
Открытие Канта — разум, сам себя исследующий
и критикующий, — это тоже прямая дорога к лингвисти-
ческой философии Витгенштейна. Не только мы говорим
языком, но и язык говорит нами.
ВВЕДЕНИЕ
6
Исследуя противоречия чистого разума, или так назы-
ваемые антиномии, Кант находит смысловые первоато-
мы мысли. Мир вечен — мир не вечен; мир бесконечен —
мир конечен; всё закономерно и детерминировано — всё
случайно и хаотично. Из размышлений над этими проти-
воречиями выросла физика и космогония ХХ века. Раз-
мышления о природе времени и пространства привели
Альберта Эйнштейна к открытию СТО (специальной те-
ории относительности) и к ОТО (общей теории относи-
тельности). Оказалось, что практический разум великого
Ньютона, несмотря на грандиозные космологические
и физические открытия этого гения, всё же обманулся
из-за доверия к считавшимся незыблемыми понятиям
чистого разума — абсолютного пространства и абсолют-
ного времени.
Антиномия необходимости и случайности легла в ос-
нову квантовой физики и привела к открытию принципа
дополнительности Нильса Бора и принципа неопреде-
лённости Вернера Гейзенберга.
Утверждение Гегеля, что истина это не конечный вы-
вод, а само движение, сам процесс познания, тоже проис-
текает из кантовских антиномий и кантовского принци-
па — разум, критикующий себя во всех своих выводах и в
самом процессе познания. Критика чистого разума рас-
пахнула процесс познания в бесконечность. Был открыт
своего рода вечный двигатель мысли.
Кант поставил жирную точку на иллюзиях эпохи Про-
свещения, которые можно назвать слепой верой в разум.
Дело в том, что и сегодня не существует дефиниции разу-
ма. Часто разум путают с логикой Аристотеля. Но логика
логикой, а истина может быть и вне логики. Важнейший
критерий истинности в логике — не противоречивость.
Но Кант именно это свойство истинности поставил под
сомнение. Он доказал в рамках самой логики, что любые
7
построения разума упираются в извечные противоречия.
Таким образом, чистый разум — разум, оперирующий
логикой и интуицией, не обладает монополией на истину
и нуждается в научном подтверждении на основе опыта.
Но опыт тоже никогда не бывает чистым и полностью
объективным. И в самой постановке эксперимента, и в
его истолковании чистый разум задействован в полной
мере. Доказав противоречивость любого разума, Кант
вовсе не отверг разум как таковой. Он просто изобрел
новый метод познания — разум, сам себя критикующий.
Истина в истолковании Канта перестает быть догмой
или каноном. Она обретается в самом процессе позна-
ния. Гегель довершит эту идею Канта, провозгласив, что
истина не конечный вывод, а сам процесс постижения.
Проще говоря, Кант открыл в области мысли и логи-
ки новую, ранее неизвестную координату — движение.
Оказывается, мысль и разум это не то, что дано однажды
и навсегда, а то, что постоянно себя критикует, ставит под
сомнение, открывает новое. Речь здесь идет об эволюции
и развитии как мысли, так и разума, каким бы изначаль-
но чистым и совершенным он ни был. На вопрос: есть ли
предел в развитии и совершенствовании разума — Кант
не дает прямого ответа, но чётко очерчивает границы на-
шего постижения мира. Мы не можем выйти за пределы
модели, включающей такие фундаментальные понятия,
как пространство и время. Кант не знал, что само время
и само пространство возникли 13 миллиардов 400 мил-
лионов лет назад, но именно размышления над филосо-
фией Канта привели науку XX века к этому неожиданно-
му открытию.
Вернемся к одному из главных открытий Канта. Все
наши представления о мире так или иначе ограничены
категориями пространства и времени. Во времена Канта
это было абсолютное время и абсолютное пространство
8
Ньютона. Теперь, когда выяснилось, что ни того, ни дру-
гого в природе не существует, блестяще подтвердилась
правота Канта об ограниченности чистого разума, кото-
рый может выстраивать такие гениальные модели мира,
как физика Ньютона, и при этом заблуждаться в течение
столетий. Теперь, когда стало ясно, что время и простран-
ство не вечны и не абсолютны, а относительны и зависят
от скорости света, возникает вопрос — а не являются ли
эти понятия тормозом на пути познания. Строго говоря,
с точки зрения физики нет ни времени, ни пространства,
а есть то, что Эйнштейн называл пространственно-вре-
менной континуум, а гениальный русский филолог Ми-
хаил Бахтин обозначил термином хронотоп (хронос —
время, топос — пространство).
Однако все наши житейские представления по-преж-
нему зиждутся на ньютоновской, по сути дела неверной
картине мира. Мы по-прежнему представляем некое бес-
конечно протяженное время и отдельно от него якобы
существующее пространство. Хронотоп — реальность, ко-
торую мы так и не научились моделировать в своей пси-
хике. Чисто кантовская коллизия — мы как бы уперлись
в некую стенку из пуленепробиваемого стекла. Следую-
щим поколениям предстоит построить для себя модель
мира, которая будет соответствовать открытиям физики
и космологии ХХ века. Сегодня же, как это ни странно,
мы всё ещё психологически обитаем не во вселенной
Эйнштейна, а во вселенной Ньютона. Отстаем на целые
столетия.
Что касается кантовских антиномий о вечности и не
вечности, о бесконечности и ограниченности, о необхо-
димости и случайности, они активнейшим образом за-
действованы и в современной физике, и в современной
космологии. Например, выяснилось, что хронотоп огра-
ничен и не бесконечен, однако за этой небесконечностью
9
мира космолог Стивен Хокинг увидел модель, где време-
ни нет, но существует изначальное пространство, то, что
в обыденной жизни мы назвали бы вечность. И опять же,
что такое это вневременное пространство, мы не знаем
и даже не можем пока представить. Снова прав Кант —
дальнейшие открытия ждут нас за пределами привыч-
ных моделей времени и пространства.
Самое замечательное, что Кант дает нам представле-
ние о вещах, которые в принципе не могут быть обозначе-
ны, поскольку их смысл и сущность неисчерпаемы. Здесь
и чистый, и практический разум должны потеснить-
ся, уступая место искусству и образу. Это лучше других
сформулировал поклонник и переводчик Канта русский
поэт Афанасий Фет: «...не знаю сам, что буду, / петь — но
только песня зреет».
Согласно Канту субъективный мир человека бесконе-
чен, как мироздание: «Под каждым могильным камнем
погребена вселенная». Здесь заложен фундамент нового
гуманизма, основанный на уважении к личности каждо-
го человека независимо от его общественного положе-
ния и сословного происхождения. Для философа это не
было отвлечённым построением или несбыточной меч-
той. Знаменитые обеды Канта, на которые приглашались
представители всех сословий и самых разных профессий,
иллюстрировали этот несбыточный, но прекрасный про-
ект философа. Подняв каждую личность на высоту ми-
роздания, Кант дал человечеству пусть не достижимый,
но правильный ориентир — идеал. Эту мысль Канта бли-
стательно переформулировал Пушкин: «Цель искусства
идеал, а не нравоучение». «Поклонник Канта и поэт»
Ленский пел в своих стихах и «нечто, и туманну даль»
именно потому, что глубоко усвоил мысль Канта о бес-
конечности и неуловимости человеческих чувств. После
Канта внутренний мир человека приобрел вселенскую
ценность и значимость. И до сегодняшнего дня это от-
крытие не только не утратило свою ценность, но, наобо-
рот, стало ещё более значимым. Чем более притесняема
и ущемляема личность, тем ценнее и важнее открытие
Канта. Личность есть вещь в себе, и общество не в праве
посягать на её вселенскую бесконечную сущность.
Константин Кедров,
доктор философских наук
Свидетельство о публикации №218061300443
------------------------
"Личность есть вещь в себе, и общество не в праве посягать на её вселенскую бесконечную сущность."
Кант, замкнутый на самсебесамости не смог увидеть эволюцию сознания от личности к ипостаси.
Безконечная сущность Лица (ипостаси) не нуждается в защите от посягательства "общества" - т.е. от самой себя.
Кант умер. Как умирают и умрут все, кто не познал Христа или пыжится превзойти...
Ваня Сталкер 13.06.2018 10:44 Заявить о нарушении