9. Дорогой подарок

НА СНИМКЕ: Михаил Алексеевич Лаврентье и Вера Евгеньевна улетают в Москву после непереизбрания в 1975 году академика Лаврентьева Председателем СО АН. Рядом с ними их сын Михаил Михайлович.


Марлен Топчиян рассказывает в тватье "Порядочность - главное требование", опубликованной в сборнике воспоминаний об академике Лаврентьеве:


"Студентом МФТИ я какое-то время был старостой довольно большого студенческого джаз-оркестра.

Кстати, в оркестре играли В.П. Бородин (впоследствии доцент НГУ) и Алексей Баташов, который сейчас на радио "Маяк" ведет передачу о джазе. Он тоже учился на Физтехе и играл в этом оркестре на саксофоне.

Мы с Всеволодом Павловичем Бородиным, когда приехали сюда, решили здесь создать такой же оркестр. Базой были студенты университета и молодые сотрудники СО АН.

Обычно скрипачи, гитаристы, баянисты имеют свои инструменты, а ударные и духовая часть (саксофоны, тромбоны, трубы) предоставляются коллективом. У нас ничего не было, ни ударных, ни саксофонов, и мы стали искать инструменты.

Обратились за помощью в местком Сибирского отделения, чтобы приобрести инструменты для оркестра. Но он не смог найти денег. А оркестр готовый лежал в одном из промтоварных магазинов. Я даже не помню, сколько это все стоило, но сумма была порядочная. Причем саксофоны хорошие были, "селмеровские".

Как купить оркестр? Поскольку профсоюз оказался неспособным, я пошел к Михаилу Алексеевичу, да не я, а целая делегация пошла.

Пришли к нему и сказали, что хотим создать самодеятельный оркестр, но не можем никак приобрести инструменты.

Он в затылке почесал (была у него такая привычка) и сказал:

"Ну ладно, я подумаю".

Дня через два вызывает меня и говорит:

"Знаете, я зарплату как председатель Сибирского отделения Академии наук не получаю. Я получаю только зарплату вице-президента большой Академии. Но я договорился с бухгалтерией, чтобы они Вам мою зарплату председателя СО АН СССР за шесть месяцев выдали".

Мы взяли эти деньги, поехали и купили оркестр", заканчивает свой рассказ Марлен Топчиян.

Откровенно говоря, у меня закрались сомнения насчёт того, что академик Лаврентьев договорился с бухгалтерией о выплате ему денег как председателю СОАН.

Тогда получение двух зарплат строго запрещалось, и согласие бухгалтерии было бы должностным преступлением. Вероятно, академик Лаврентьев просто отдал сэкономленные деньги из семейного бюджета. А историю с бухгалтерией выдумал, чтобы ребята не вздумали отказаться от такого щедрого подарка.

Здесь не обошлось и без участия Веры Евгеньевны, жены Михаила Алексеевича. Во-первых, речь шла о семейном бюджете, а, во-вторых, игра в оркестре для академика Лаврентьева была отвлечением от науки, пустым времяпрепровождением. поэтому, я думаю, решение принимала Вера Евгеньевна, с которой Михаил Алексеевич всегда "советовался". Он обычно так и говорил:

"Мы посоветовались и приняли решение". С кем - он никогда не говорил.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/26/538


Рецензии