Парадигма аскетической психологии

Христианская Психология Аскезы.

«Введения в Христианскую Психологию Аскезы».

Предисловие к Введению.

Парадигма аскетической психологии.

«Как жаль, что наша церковная власть в своё время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается, в сущности, патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого.»  (Архиепископ Никон (Рождественский), Дневники, «Козни врагов  наших сокруши…»)
 ***
Популярный «Курс…» по христианской аскетике и христианской психологии для всех любителей Евангелия, ищущих Его отражения в философии, психологии и других «науках о человеке», увлечённых святоотеческой аскетической традицией. В помощь  преподавателям основ психологии, интересующихся христианством, преподавателям христианской психологии, как нового и активно развиваемого направления, а также  специалистам-практикам, православным психологам и психотерапевтам. Для священнослужителей и катехизаторов и работников различных социальных служб. Мы предлагаем всем взглянуть на Писание и Предание христианства через призму философско-богословского синтеза.
 ***
Христианская аскетика и психология, в своём единстве, для современного общества и всей человеческой цивилизации в целом, стали чрезвычайно актуальны. Их необходимость такова, что ни одна из сторон сегодняшней жизни, в её мельчайших проявлениях, не может более оставаться без христианского, нравственно-аскетического, одновременно, философского и богословского, подхода к психологии. То же самое можно сказать и повторить ещё раз, обо всех общественно-исторических процессах, происходящих ныне, и обо всех футуристических усилиях современной науки и искусства. Важной особенностью проблемы, затронутой этим «Курсом…», является непреложность философско-богословского синтеза, ибо без него не представляется возможным возвращения «нравственности» на то место, которое оно, без сомнений, непременно, должно занимать в душевной жизни общества - психологии.
«Курс…» является попыткой, вызванной практической необходимостью, научно-методологической систематизации и концептуализации святоотеческого «духовно-нравственного» и «опытно-аскетического» наследия. Проводимого с помощью понятийно-категориального и методологического аппарата современной философии и психологии. В частности, томалогии, которая представляет собой отдельное направление психологии. И занимается исследованием «идеи» о вертикальном («духовно-нравственном») развитии человека. Предлагается, по сути дела, разработка философских основ аскетического взгляда на психологию: Психология Аскезы или Аскетическая Психология. Хотя, исследования подобной тематики уже известны под рубрикой Вертикальная Психология. Но здесь наблюдается некоторое отличие в основах.

Основа «Курса…»
В основу философско-богословского синтеза положен принцип онтологии нравственности, который  объединяет (интегрирует) натурфилософский и религиозный взгляды на мир, и присущие, данным взглядам, знания (естественнонаучное и духовное).
Попытка расширения когниций существующих представлений о «природе» и функционировании человеческой психики, производится путём привлечения соответствующих «духовных знаний», накопленных богословской онтологической и антропологической традицией, и практикой христианской аскетики, и подтверждённых догматическим богословием Христианской Церкви.
Данный «Курс…» представляет собой одну из попыток целостного и систематизированного изложения святоотеческого учения о человеке, в методологических основах современной психологии, и научного подхода к пониманию структуры «психического бытия». Это желание поставить богословскую теорию и аскетическую практику христианского духовно-нравственного совершенствования на строго научную, насколько это возможно, психологическую основу.

Задача «Курса…»
Перед читателями этой книги ставится задача - заново переосмыслить тот колоссальный потенциал «духовного знания», теоретического и практического, о возможностях духовно-нравственного роста. Сделать вертикальное направление развития человека научно-религиозным достоянием. Соединить то, что на протяжении многих веков, составляло основу аскетической традиции христианства, с поистине научным методом. Объединить Откровение – знание, полученное от самого Первоисточника всего сущего, с человеческими трудами по возделыванию Эдемского Сада. Свести божественное и человеческое знание в богочеловеческую целостность.
В данной книге предпринимается попытка показать соотношения «горизонтальной» психологии и «вертикальной» психологии. Первая – это «рациональное сознание», занятое только интеллектуально-логическими построениями и соответствующим им составлением когниций в сфере «эгосознания». Вторая - исследует «духовно-нравственные» процессы «неэгосознания». И переходы от «эгосознания» к «эмосознанию» (душевности и жертвенности). А затем и к «духовному сознанию» (самопожертвованию и святости).

Новизна «Курса…»
Новизна состоит в попытке научной систематизации «нравственного» взгляда на «природу» человека. На все сферы его «сознания» и на его совершенствование. Это непривычный, для науки, совсем не «рационально-материалистический» подход. И не попытка выработки «рационально-прагматических» алгоритмов и «технологий». - А «духовно-нравственный» призыв к крестоношению и «пролитию крови» в борьбе со своим собственным «эго».

Метод «Курса…»
Метод исследования базируется на христианском богословии, в первую очередь на христианской онтологии (догматике), антропологии, эсхатологии и аскетической практике. То есть, полностью основан на Писании и Предании, в святоотеческой традиции их толкования. Этот метод можно, в полной мере, считать диалектичным и интегрированным. Так как он, в первом случае, рассматривает не одно только состояние «сознания». Каждое из состояний «сознания» исследуется не только исходя из себя самого, но и из других состояний, предшествующих и последующих ему. То есть, учитывается динамика процессов происходящих в «сознании». Во втором случае, учитывается «Я» агрегатное состояние когнитивной сферы всех трёх качественно различных состояния «сознания»: «я сознание», «не я сознание» и «мы сознание». Первое, известно как «эго состояние» или «эгосознание». Второе, названо «эмо состоянием» или «эмосознанием», характерным для душевного состоянии «сознания». В нём отмечается общее преобладание «эмоциональности» в обоих аспектах «сознания»: рациональном и иррациональном. Третье, - это «духовное сознание», которое лучше всего описывается словами прп. Антония Великого: - «Кто воспитает свои чувства, тот сделается премудрым!» Все три состояния рассматриваются в динамике их взаимосвязей.
Трём указанным состояниям «сознания» соответствуют три состояния когнитивной сферы:
- «Я» - физические когниции или телесные когниции, в которых «самосознание» воспринимает себя только как «тело», а окружающее, как «телесность». В нём наблюдается наиболее сложное «Я» агрегатное состояние;
- «Не я» - психические когниции или душевные когниции. В них «самосознание» воспринимает себя в алгоритме – «Я – не моё тело» или «Моё тело не я». Здесь мы встречаем более упорядоченное «Я» агрегатное состояние; и
- «Мы» - метафизические когниции или духовные когниции, при которых, «самосознание» отдаёт предпочтение общению над познанием в «созерцании». Оно знаменательно полной победой над процессами «Я» аберрации и искоренением «Я» агрегатного состояния. [1]

[1] Хотя в дискуссиях по поводу «Я» агрегатного состояния существуют различные мнения. Оно, возможно, в определённых пределах, является естественным и необходимым состоянием.

Трём приведённым состояниям, соответствуют три принципиально различных типа мировосприятия: иллюзорное или эгоцентричное, эмоциональное (жертвенное, душевное) или психологическое и духовное (святости) целостнологическое или целомудреннологическое. А этим типам мировосприятия соответствуют три фундаментальных управляющих программы «сознания»: программа «эго», программа «эмо», программа «духа». Все они динамически перетекают одна в другую, создавая большое поле психологии и пневмологии - от психологии эгоизма до пневмологии святости.
«Курс…» выступает, по существу, основой методологии исследования пневмологии как психологии аскезы, которая непротиворечиво объединяет в едином подходе три принципиально различных для «ветхого сознания» типа «созерцания», отражая его метафизику (познание), диалектику (познание плюс общение) и триалектику (общение как познание).
Данная «вертикаль созерцания» или «аскетика созерцания», с христианской точки зрения, есть не что иное, как Психология и Пневмология Спасения. Посредством поэтапного перехода человеческой «природы» от падшего (ниже естественного) «эго» состояния к более высокому нравственному (естественному) «эмо» состоянию. И далее, к (выше естественному) состоянию - «духовному» или совершенному состоянию - святости.
«Курс…» является общеметодологическим путеводителем, обеспечивающим святоотеческую традицию в аскетической психологии. Только традиция обеспечивает реальную «нравственную ориентированность» всякого психологического подхода к человеку и его «сознанию». Обеспечивает реальность «духовно-нравственного совершенствования» его «личности» и её борьбы с эгоизмом. То есть, реальность покаяния и реальность смирения. А так же, реальность его победы над  многочисленными страстями «души», над последствиями «грехопадения» и первородным повреждением самостью его «воли», его «Я».
Интегрированный взгляд на психологию, предложенный в данной работе, затрагивает, по существу, все отрасли психологии, известные сегодня: рациональную психологию, академическую психологию, естественнонаучную психологию. … И т.д. и т.п. Ибо исследуются три различных вида психического строения «сознания»: психология эгоизма, психология душевности, психология духовности. Они исследуются в диалектике их взаимосвязи. Здесь рассматриваются так же, - три типа мировоззрения: эгоцентричное, эмоцентричное или жертвенное и духовное или целомудренное (целостное). Причём, рассматриваются в их естественной динамике и диалектике перехода от одного ко второму, а, затем, и к третьему.
В «Курсе…», впервые предпринимается попытка сформулировать Парадигму Аскетической Психологии, её методологию и основополагающие категориальные принципы.
Особенностью подачи материала в этом «Курсе…», является то, что в нём всегда указан источник: традиция - для духовного знания и метод - для психологического знания. Потому, каждый читатель может чётко разграничивать и контролировать все компетенции, предлагаемые в рамках этой Парадигмы.
«Курс…» рассматривает психологические аспекты изменения когнитивной сферы человека, образа его «мышления» и преобразования его «мировоззрения», в ходе  воцерковления «сознания», исходя из аскетического и «духовно-нравственного» значения  церковных догматов и таинств, в которых «сознанию» является откровенное знание, содержимое Писанием и Преданием.
В работе, через традицию святоотеческого учения, даётся общая характеристика основных психологических доктрин: эгоизма, душевности и духовности. Затем проводится рассмотрение состояний человеческой «природы»: падшего, естественного, сверхъестественного, с рассмотрением соответствующих качеств каждого из состояний «сознания». Кроме этого, дан сравнительный анализ двух основополагающих Парадигм - рациональной психологии и христианской психологии. Основой для материалов, изложенных здесь, является результат коллективного (соборного) труда актива и членов Школы православной психологии при Духовно-просветительском Центре Дома православной книги (ДПК) под руководством К.В. Яцкевича, С.А. Куницкой и Ю.Э. Краснова. С октября 2014 г. Их труды были введены в программу Школы катехизаторов Минской Епархии Белорусской Православной Церкви.


Рецензии