Чудовищница-32. Святые Горцы

 Когда я думаю о временах Рюрика, понимаю, что нужно менять оценку всего того времени.  Не было понятий нация и народ. Государственные интересы  не обременяли многодумные головы лидеров человеческих объединений.  «Хорошо» и « плохо» понимались иначе.  Сами себя люди воспринимали  по- другому.
  Это древние философы бились над терминами   «дух» и «душа». Начинали отсчёт человеческой истории с Всемирного Хаоса, породившего  Мировой Океан  богов, вышедших из него. Греки стеснялись больших фаллосов,  напоминавших им  о родстве со « зверьём моим». Отпрыски семей с достатком получали образование в гимнасиях, во главе которых стояли знаменитые мудрецы,  ораторы.  Было и прошло.  Изменились мораль,  нравственность.
Историю вершили, по сути, «полевые командиры». Смелые, нахрапистые.   Лидеры  быстро просчитывали собственные выгоды,  руководствовались только нуждами родной мошны.  Кому теперь есть дело до того, кем были рыцари?  Кто задумывается над происхождением  доходов  своих королей и князей?  Ну, убили сотню- другую народа,  потопили с десяток кораблей, набитых золотом и рабами,  расстреляли из пушек несколько восстаний голых людей.  И что?  Всего-навсего, традиция. Пришёл- увидел- отобрал.   О тебе сложат легенды.  Кто сложит? Вот этот народ, который сам не знает, что ему нужно, пока очередной отец нации не ткнёт его носом в  корыто  с пойлом.  Может быть, зло сказано. Нам сейчас сложно понять путь, пройденный человечеством.
 К примеру. Показания свидетеля, полученные  не под пыткой, не считались достойными  внимания. Так думало не только государство и его исполнители. Так думали люди. Ходит какой- нибудь «Ивашка»- заплечных дел мастер между  ними.  Не боится косого взгляда в свою сторону, не то, что ножа в спину. Со всеми ест, со всеми пьёт. Работа у человека такая. Нужная. Мало ли. Враг не спит. А как его « вывести на чистую воду»? Ивашка для этого и поставлен.  Невинного загребут, не дай бог, меня? Разберутся.  Отпустят.  Может, помучают чуток, дык, говорорят,  деньгу оговренным платят.
Почему в  Европе  должно было быть иначе?   Просыпаешься над трудами  просветителей 18 века,  удивляешься их славе, авторитету. Поклонники,  последователи писателей боготворили людей,  изрекавших  скучнейшие и простейшие вещи. О совести, душе, честности, равенстве.  Сделаешь над  собой усилие, понимаешь, в те времена подобные мысли не приходили в голову обычным людям. Долгие годы воспитания, долбежа, обработки разделяют нас  от грамотеев былых времён.
 Почему к палачам и «Ивашкам» относились, как к людям второго сорта? Чем они хуже остальных? Работа  архиважная.  Требует определённых знаний и сноровки. Заставьте вольного обывателя  исполнить приговор. Не то, что четвертует. Изрубит в капусту по неопытности.  Какой- нибудь   мясоруб   добъёт бедолагу  из сострадания.

Работа была выгодной. Палач мог продать отходы  мяснику. Руки- ноги, филе. Главное - не попасться потом едоку, узревшему в мясе, «любимые морщинки и трещинки». Платили хорошо. Намного больше, чем врачи- любители или анатомы.  И опаснее. Этих  уже вели к инквизиторам.
Очень может быть, неприятие палачей существовало только в просвещённом сознании писателей позднейших времён. Нестыковочка какая- то. Понятия не имеют о чистоте, нравственной в том числе. Крысы, блохи, болезни, плохие запахи и мысли. На тебе! Палачи не в чести.
Мел Гибсон ввёл моду на грязь. Без иносказаний. Не мылись, значит, ходили грязные.  Забавно смотреть на пылкие встречи не мытых людей.  Когда герой любится с вонючей  жёнушкой, одни эмоции. Когда соблазняет жену наследника престола, другие. Впрочим, королевишны тоже не   грешили  чистотой.    Точнее. Они были восхитительно грязными.
  А наши? Единственное описание Святослава, между прочим, говорит о том, что князь русичей отличался от своих дружинников только чистотой одежды.    Стираных  рубашек с портами  у человека было больше.   
Или такая картинка. » Тёмные века».  Городская площадь. Баба замешивает тесто прямо на улице, в рядах городского рынка. «Зацепилась»  языком с соседкой. Глядь. В тесте копошится крыса. «Ёк - макарёк!» Бамс поварёшкой по башке грызуну и, в тесто.
Трудно представить себе подобное в нашей культуре.  Но, помнится, у Алексея Толстого Алексашку Меньшикова гоняли за что- то подобное. В бытность, когда Светлейший  торговал пирогами с зайчатиной. Ещё позже людей кормили червивым мясом. Тогда страну всколыхнуло восстание на военном корабле.  В наше время за это Главнокомандующего тех времён возвели в ранг Святых Мучеников.
И опять.
 Подробности пропущены. Замучен  Царь -  Ампиратор   со своим святым семейством был не большевиками или меньшевиками.  Маленькое отступление.  Смута. Марина Мнишек выходит замуж за двух Лжедмитриев. Последовательно. От одного рожает наследника престола Ваню. Официально. С согласия патриарха страны, отца Миши  Романова.
Потом казацкие старшины выкрикнули Романова  младшего  в цари. Мероприятие почти состоялось, да вспомнили, что у государства есть законный правитель. Маленький, но его   мама - вдовствующая царица.  Кинулись искать. Как Марина не пряталась, сдали.  Царицу отправили ко всем  чертям в одном из специальных заведений.  Монастырь  называется.    Царевича Ваню, которому исполнилось четыре года, повесили.  Повторить? По - ве - си - ли.  Но это ещё не всё.
 Я себе представляла  уединённую камеру, в которой  Филарет-  патриарх  России, стесняясь своего изуверства, но с, засученными по локоть рукавами, затягивает петлю на тоненькой шейке  ребёнка.
Согласна. Нагоняю мрака, пытаюсь подчеркнуть  уровень «святости»  этих  людей. Пастырей, так сказать.
  Действительность оказалась проще и циничнее.  Ребёнка  повесили на свежем воздухе  зимой и разошлись.  Буднично так.  Не стыдясь Белого Света.  Потом была куча самозванцев Ивашек, но реальный царевич, скорее всего, замёрз в петле. Мог выскользнуть. Холодно. Но погиб в любом случае.
 Монастырь, в котором первый Романов венчался  на царство, назывался Ипатьевским.  Дом,  в котором погиб последний Романов, принадлежал инженеру  Ипатьеву. Круг замкнулся.   Похоже, у Провидения были свои планы насчёт Романовых.  Дети ответили за повешенного малыша.
Нет! Вытащили то, по чьему поводу высказался сам Высший Суд…

Ой, да ладно. Кому что докажешь…
  Пытались мне втюхать в голову мысль о том, что наследники престолов ценнее простых детей. Не втюхалось. Не вдолбилось,  не зарубилось  на носу.
 
Вызывает определённую гордость знание высокой духовности  части  предков, но  опять детали портят благостную иконку. 
Начиная с Владимира Святославича, руководители государства готовились ко Второму Пришествию. Строили Золотые ворота, монастыри, Лобные места- Голгофы, заманивая Христа на свою территорию.  Киев,  Владимир,  Москва поставлены   по одному образцу.  Как в Иерусалиме.  Константинополь тоже таким был,  но он пал.  Погряз в грехах.  Бог»  возрадовался», когда великий грешник не смог устоять в борьбе против приверженцев ещё одной авраамической религии.  Какая Создателю разница, как его славят? Как Авраама или, как Ибрагима?
На Руси возрадовавшийся Бог плодил Святых в кроличьих темпах. Когда смотришь сериал Горец, закрадывается подозрение, что из маленькой Шотландии его  события  огородами переметнулись   на нашу территорию.   Куча Страстотерпцев.  Остаться должен только один.  Святые мочат друг друга,  не стесняясь других людей.  Не озадачиваясь причинами, по которым  это делают.
   Стоп! Зачем нам история о гладиаторах отца небесного?   «Проклятые короли».  Самое то.   Не могли замученные, сжигаемые заживо волхвы древлян,  не проклясть Святую Ольгу и всё её поколение до нинадцатого колена.  А там подоспело  проклятие Великого магистра ордена Тамплиеров.  Короли, которых он  обрёк на вымирание,  вели свой род от Ярослава Мудрого, так как их  прабабушкой была Анна Ярославна- королева Франции.

Может быть, с учётом Проклятия изучать нашу историю? Рюрик, Олег, Игорь, Святослав. Никто не знает, какими они были в действительности.  Обветренные такие. Сухопутные корсары.  «Примучивали» местное население,  заставляли работать- воевать  на себя.  Не считали славян достойными  внимания,  никогда с ними не смешивались,  не вели никаких записей,  так как ни в чём не собирались оправдываться.  Потребность в летописании возникла позже,  когда Владимиру понадобились доказательства права на самоуправство.   О, как!
Кем была Малуша - Малка - Малкотошва?  Еврейкой- рабыней или Царицей Савской, может не проблема вовсе. Владимир  прогнул массу народа под свои интересы.  Вот здесь нужна была серьёзная идеологическая обработка современников.
Законный - не законный.   Власть всё оправдывает.  Её никто не должен  оспаривать.  Даже священники.  Можно пить - нельзя пить.  Куча жён - одна жена. Мелочи всё.  Трусоват был?  Прятался под мостками?  Да.   Берёг жизнь правителя большого государства.  Убивал- насиловал?  Давайте вместе бросим камень. Кто без греха?    Женился на дочке портовой проститутки?  У всех есть недостатки.  Замучил кучу людей во время принятия новой веры?  Так, действовал в соответствии с  установившимися традициями.
Пока молод, силён, кто осмелится оспорить княжескую правоту? Одна забота печалила.  Любвеобилен был. После крещения и женитьбы на Анне даже созывал консилиумы врачей- священников.   Советовался. Как избавиться от похоти?  Младших сыновей любил, особенно, Бориса. Поговаривают,  хотел изменить правила  наследования  ради него.
Может, таким и был.  Как знать. Хозяин осдаб и  над страной поднялась тень Проклятия. Имя её Ярослав.  Никто не знает, когда он родился. Как подпекало,  Мудрейший   бежал за море. Всю жизнь прятался за спины охранников-  викингов.  Подозревают, Владимир нагулял  его с дочкой какого- нибудь тана  во времена бегства от старшего брата Ярополка.  Всё может быть.  Ярослав считал себя старшим и  убирал с пути  тех,  кто становился  между ним и Киевским столом.
 Пошли слухи о намерениях отца. Новгородский  князь отказался платить в киевскую казну. Борис признал Святополка законным правителем государства. Ярослав убил  сводного  брата. Глеба зарезали, как цуценю. Кухонным ножом. И бросили, где убили. Нашли случайно, месяцев через восемь. Когда сошёл снег.
Бравым воякой Ярослав был   тогда, когда ему противостоял слабый соперник. После поражения, нанесённого ему Святополком, бежал « мимо Новгорода с песнЯми».   Горожане  завернули. Порушили его лодьи, заставили снова воевать с двоюродным братом.  Ярослав победил.
Но только угнЕздился во власти, как его отправил назад в северную столицу Мстислав Тмутараканский. Шикарным марш- броском последний Рюрикович, в котором была сильна кровь Святослава, преодолел огромное расстояние между городами. Однако Мстислав Храбрый брать Киев не стал.  Остановился в Чернигове.  Предложил Ярославу поделить страну.  И не нарушал договора, но Мудрый не возвращался  в Киев до тех пор, тока полнокровный Мстислав не умер от апоплексического удара через 12 лет противостояния.
 Тут бы и отдохнуть Великому князю,  но Молох гражданской войны, подкормленный  Ярославом, в своё удовольствие  гулевал  по Киевской Руси.  Официоз  даёт этот период иначе. Естественно. Церковь не имеет права обвинять Советскую Власть в притеснениях и гонениях. Именно её версия преподавалась в учебных заведениях распавшегося государства.
А для Церкви главной заслугой князя  является  первая попытка получить автономию от Константинопольского патриарха. Правда Ярослава сохранила кровную месть, но сделала шаг к закреплению земледельца за одним хозяином. Существовал документ в единственном числе, действовал там, где находился его автор. Приведёт какой дотошный человек своих обидчиков к князю, потребует справедливоти в соответстви с содержанием Закона, перенесёт пытки, предусмотренные Ярославом. Глядишь, оправдают.
Пытки, вроде, не страшные. Надо опустить руку в кипяток. Если волдыри не повыскакивали на коже, невиновен. Бог уберёг.
 Крестьянин мог уйти от своего работодателя тогда, когда выплатит хозяину весь материальный ущерб, который тот потерпит, если работник уйдёт.  Заковыристая фраза.  Сел боярин, посчитал, какой доход  за предстоящие лет двадцать он планирует получить от земледельца,  ремесленника,  художника. Девальвация, преференции, что- то ещё.  Ага. Гони нинадцать рублёв.  Крестьянин почешет в затылке и плюнет на ту свободу.
Множество заграничных браков княжеского потомства закончилось одинаково для дочек Ярослава. Монастырь. Кто- то туда попал после издевательств мужей с изъянами психики.  Анна Ярославна -  по собственной глупости.  Это - уже другая  история. Для Руси счастье, что большинство зятьёв Мудрого не ввязалось в местные разборки, а занималось собственными.
 Здесь можно вернуться к вопросу о старшинстве. Вот эта история о Рогнеде - Гориславе, изнасилованной Владимиром на глазах родителей. Потом Креститель убил родителей  и братьев княжны,  чему девушка была свидетельницей.  Покойный Задорнов даже где- то взял информацию, что у одного из братьев Владимир вынул печень…
Вроде, не было изнасилования, может, и  убийства.  Летописец придумал историю,  пытаясь объяснить ненависть сыновей Святого,  друг к другу.   Слабенькая попытка. Изяслав, рождённый в насилии, после покушения Рогнеды на Владимира был сослан с матерью в разорённый Полоцк.  Со временем город восстановили. Князь передал княжение не брату, а сыну, внуку.  Номинально Полоцкое княжество оставалось частью Киевской Руси, но жило по своим законам.  Превратилось в могучее княжение.
Ненавидели  другие.  Слепили, бросали увечных в темницы. Самого младшего брата  Судислава Ярослав на 22 года посадил в поруб. В земле выкапывалась землянка. Как- то кормили, видимо, было что- то подобное туалету.  Света,  естественно не включали.   Ярослав приходил к брату.  Сложно представить эти посещения. Зачем приходил?  Унизить? Оправдаться?  После смерти князя наследники оставили дядю в порубе.  На всякий пожарный.  Выпустили уже немощного старика. Говорят, Судислав приходил посмотреть на останки тюремщика.  Что чувствовал? О чём думал?  Постригся в монахи,   умер.  Вся жизнь.
 Тоска зелёная  ваша история Владимира с Рогнедой.  Любили - не любили. Убили - так обошлось.  Съели ту печень сами или собакам выбросили.
Судислав  встретился с Ярославом?    В  глаза ему посмотрел? Ответом удовлетворился?    Может быть » благоверным»,  мучеником,  страстотерпцем человек,  оборвавший крылья другому человеку?  Но такими вопросами боголюбцы и ревнители веры не задаются.
О Правде Ярослава.  Как постскриптум. Подобно большинству русских источников, оригинал текста не сохранился.  Как- то  они у нас не задерживаются.  Просто принято относить время создания документа к  временам Ярослава.   Ну, кому,  как не ему?   Вумнющий такой.
 То- то историки отмалчиваются.  А я всё трясу этим призраком,  пылюку выбиваю.


Рецензии
Действительно, жизнь правителя любого времени и духовный подвиг, на мой взгляд, понятия абсолютно не сочетаемые.

Лидия Сарычева   14.04.2020 14:42     Заявить о нарушении
Мне частенько кажется, что совместить можно.

Оксана Самоенко   14.04.2020 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.