О Говорухине его кино говорит

Есть у каждого поколения  и народа люди, сам факт жизни которых  является своеобразной гарантией  от проникновения  пошлости и подлости в нашу жизнь.
И для того, чтобы оказаться таким знаковым человеком, оказывается, совсем не обязательно быть «туманным Блоком» или «сложным для восприятия Бродским». Можно быть почти мужиковатым или, как сейчас говорят, – «брутальным» Станиславом Сергеевичем Говорухиным.
Одной брутальности, бесспорно, мало, талан ещё нужен. Не гениальность именно, а – талант…
Когда-то было сказано, что «Талант попадает в цель, в которую никто не попадает. Гений попадает в цель, которую никто не видит».
Скорее всего, именно эта «невидимость цели» и раздражает в гениях современников, заставляет их называть такого человека «чокнутым» в лучшем случает.
Говорухин никому таковым не казался.
Для своего кино он брал темы, которые так понятны были любому времени: представитель власти должен быть благороден, подлость необходимо наказать, за жизнь нужно биться, чтобы её сохранить…
Как же всё удивительно просто. Но при этом – не пошло. И – не стыдно. За себя и за мастера, который одним из первых смог распознать талант Высоцкого и Ходченковой, который Куравлёва не побоялся  сделать «англичанином».  И компромисса не побоялся. Не хотел снимать Конкина в «Место встречи…», а, ради  сохранения вышней правды, согласился с кандидатурой, предложенной властью(ничего худого не хочу сказать об актёре Владимире Конкине).
А его Том Сойер и Гек Финн – это же крайне русские мальчишки, такие, какими они были и во времена Макаренко, и в годы, когда Сухомлинский «делал людей для страны», и на сегодняшних они похожи. Очень…
Не на всех, конечно, но – на лучших. На тех, кто, спустя всего лишь несколько лет, будет мир удивлять в Сколково своим нестандартным взглядом на жизнь.
А для «стандартных» был говорухинский рецепт: старик Ульянова, который берёт в руки ружьё и…
Знаете, дорогие мои соотечественники,  не провожу никаких параллелей, но  в день смерти изумительно трогательного в своей брутальности режиссёра Станислава Говорухина думаю о Чехове.
Чего, в сущности, хотели все его лучшие герои?  Высоты? Славы? Материальной стабильности? Ведь нет же. Просто изнывали от того, что жизнь как-то текла без их участия, а они быть хотели. И в этой жизни, и в этой стране, и в своём времени.
Вот и говорухинские так же.  Хотят не подличать. Хотят быть… в жизни, стране и времени…
Думаю, что через много-много лет, когда многие имена наших современников уже сотрутся в памяти поколений, кто-то из далёких наших потомков придёт к друзьям своим близким и закричит прямо с порога:
- Нашёл! Гениальное кино нашёл!!.
Потом помолчит – помолчит и добавит:
- Они, там, далеко, оказывается, такими трогательными были, честными такими… А мы…
Как же замечательно, когда чьё-то искусство заставляет нас думать о собственном несовершенстве. И «становиться  на цыпочки», чтобы… нет, не встать вровень, а хотя бы рукой дотянуться до тех, о которых …
… ТАК МАСТЕРСКИ РАССКАЗАЛ НАМ СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ ГОВОРУХИН…


14.06.2018


Рецензии