Мастер и ученик. О творчестве

25*05*18

Пришёл ученик к учителю и говорит: - Мастер, вот почти уже месяц я не могу рисовать, карандаш валится из рук; иногда желание возникает, чтобы подразнить и быстро испариться без остатка. Работа, которую должен  выполнить «стоит» и не собирается «двигаться». Внутри ощущаю пустоту и холодный ветерок,  который пронизывает насквозь. Иногда кажется будто я разучился рисовать и это уже навсегда….
- И насколько часто происходит кризис? Есть ли в его появлении какая-то периодичность, некий цикл, определённая система? – спросил учитель.
- Да, примерно накрывает раз в два, три месяца, но отчётливой цикличности не наблюдаю. Иногда это случается после того, как сделаешь презентацию незавершённого проекта, когда много разговариваю об искусстве и своих успехах. Но зачастую этому объяснения просто нет, как будто мощный поток, который несёт тебя, вдруг обрывается и уходит сквозь землю…
- Скорее он остаётся, но где то рядом, вне твоей досягаемости, словно река нашла себе другое русло – заметил Мастер.
- Да, очень похоже, и это вынужденное бессилие выводит меня из себя, я злюсь и нервничаю, все мои попытки продолжать свою творческую работу разбиваются подобно волнам об утёс. В результате мне остаётся одно – смиренно ожидать, когда наконец воды творчества начнут прибывать…
- Всё так, но не совсем: наши энергетические потоки зависят от многих факторов, и все они упираются во  взаимодействие самого человека с окружающим миром, сложным, многослойным и изменчивым, имеющим свои ритмы и пульсации. Паузы в творчестве имеют множество причин, из них можно выделить несколько основных. Одна из главных, на мой взгляд – это время покоя, которое даётся человеку как пауза для осмысления пройденного отрезка пути. В нём «силовые энергетические кабели», ответственные за творческие проблески отключатся. Возможно, это происходит потому что срабатывает внутренний предохранитель, или для того, чтобы индивидуум получил время и силы для других, более важных действий. Есть вероятность того, что эта пауза возникает для осмысления и анализа проведённой работы.
Другая причина, из-за чего ослабевает творческий потенциал – большой всплеск эмоциональных потенциалов, через чур кипучая деятельность, что влечёт «обратную» волну, которая стремиться уравновесить дисбаланс. В любом случае, пауза необходима сущности и её надо уметь принять, согласиться с ней, войти в её состояние с радостью и удовольствием.
- Мастер, как я правильно понял, необходимо принять это состояние и начать бездельничать, или переключиться на другие занятия?
- Да, но  на короткое время, это необходимо для корректировки точки важности. Необязательно всё бросать. Убрать завышенный эмоциональный потенциал («фанатизм») можно путём детальной проработки последних действий (анализа), из которого требуется сделать вывод. Далее можно составить расширенный план, с учётом выводов, и стараться придерживаться его.
- Но как выполнить этот план, если всё «валится из рук»? – не унимался ученик, когда тело не желает подчиняться разуму?
Руки – всего лишь продолжение наших мыслей, и их можно и нужно настраивать, в том числе и в творческом направлении. Ведь спортсмены постоянно тренируются, чтобы добиться высоких результатов. Тренировка – это настройка на определённые частоты, систематическая и целенаправленная.
- Значит всё-таки переламывать себя?
- Категоричность здесь неуместна. Надо уметь договариваться с своим телом и разумом, не приказывать, а убеждать. Когда нет настроения и кажется, что всё рассыпается на атомы, желательно «зацепиться» за понравившуюся даже самую малую деталь, найти «якорь», который поможет увлечься и забыть про «ужасное самочувствие», «плохое настроение» и прочие игры ума. Как правило это может быть визуальный элемент, любимая мелодия, поговорка, памятная безделушка – то семечко, из которого может вырасти большое и цельное дерево произведения.
Нельзя забывать и о прогулках и маленьких путешествиях во время перерыва между работой, позволяющим взглянуть на свои труды свежим взглядом.
- А самое главное – помнить о том, что истинное творчество – это всегда автопортрет, наполненный разнообразными деталями. Чем глубже мы отражаем свой внутренний мир, тем богаче и насыщеннее становится произведение, тем интереснее оно для других. Творчество – поиск самого себя и умение показать свои лучшие стороны другим…


Рецензии