Жук и бабочка

Однажды в комнату залетел майский жук. Он был толстый, неуклюжий, жужжащий как электромоторчик, но совсем не страшный. Мальчик с интересом наблюдал за ним, пока жук не ткнулся в стену, и не упал на пол. А упав, неловко перевернулся на спинку, и засучил ножками, пытаясь нащупать почву под ногами. Но почвы не было. Лапки беспомощно теребили воздух, и жук никак не мог опрокинуться, чтобы снова взлететь. Сначала мальчику было смешно наблюдать за беспомощностью жука. Но когда к жуку стала вкрадчиво подбираться кошка, мальчику стала жалко насекомое, и он решил жука спрятать. И спрятал в спичечный коробок,  убрав подальше от кошки, в шкаф, решив выпустить жука позже, когда тот отдохнёт. Но тут мальчика окликнула мама, мальчик убежал и… забыл про жука.

Вспомнил он о жуке только три дня спустя. Вспомнил, и расплакался от того, что жук, наверное, умер от голода и жажды. По его, мальчика, вине. Мальчик бегом кинулся к шкафу, куда засунул коробок и торопливо открыл его. Но нет, жук был жив и вполне здоров, что-то недовольно бурчал и гудел в коробке. Счастливый мальчик бегом бросился к маме, спросить, стоит ли жука сейчас отпустить, или сначала покормить его, чтобы он от бессилия не умер. Мама, покачав головой, сказала:
- Давай сначала всё же покормим. Он обессилел,  не сможет лететь. А потом ты выпустишь его в сад.

Так и сделали. Но пока мальчик кормил жука по совету мамы яблоневыми листьями, он решил подержать жука ещё какое-то время у себя. Лето только начиналось, полетать ещё успеет, а он такой милый и так интересно гудит…

Прошло время. Мальчик к жуку очень привязался. И жук тоже привык к своему существованию в коробке. Еды было вдоволь. Мальчик регулярно кормил его, капал ему свежей воды. И даже иногда выпускал погулять по столу, под стеклянным колпаком. Летать так было нельзя, но жук уже привык, что он не летает, и его это устраивало.  Добывать пищу не надо, не надо прятаться от дождя. Никто не угрожает и не желает тебя съесть. Такая жизнь жука вполне устраивала.

Так было до того дня, пока в комнату не впорхнула бабочка, которую занесло в открытое окно порывом ветра. Она была очень красивая, воздушная, с бархатистыми тёмно синими крыльями, украшенными великолепными узорами невиданной красоты. И… свободная! Долго она порхала по комнате, наблюдая за всем сверху, готовая в любой момент вылететь наружу, в распахнутое окно. И только жуку туда, в большой мир, уже не хотелось. Но всё же бабочке он завидовал. И, не удержавшись, сказал первое, что пришло в голову:
- Ну, и что ты тут летаешь? Чего высматриваешь? Наверное, хочешь полакомиться моими яблоневыми листочками, которые мне даёт мальчик?

Присев рядом, на стеклянную крышку, под которой ползал жук, бабочка грациозно хлопнула крыльями, и удивилась:
- Почему ты так решил?
- А что тебе здесь тогда надо?
- Просто… Занесло ветром, решила осмотреться. Новое место, новые лица. Вот, увидела тебя, рада этому. Давай познакомимся? Я – бабочка.
- А я жук, - пробурчал жук, и невежливо отвернулся.
Бабочка огорченно хлопнула крыльями, и грустно извинилась:
- Прости. Наверное, я не вовремя, и помешала тебе. Я полетела.
И она взмахнула крыльями, желая подняться в воздух. Но жук вдруг, осознав, что он просто позавидовал, крикнул:
- Постой!.. А как там… вообще?
- Где?
- В большом мире. Я ведь давно уже там не был. Что там сейчас?
- Там?- бабочка снова шевельнула крыльями, и тихонько рассмеялась. – Там лето. Солнце. Воздух. Там – СВОБОДА.

- Свобода…  -жук печально вздохнул, и сложил расправленные при слове «свобода» крылья. – А зачем она мне? Здесь тепло, спокойно и сыто. Я привык.
- К неволе?
- Да.
- Странно. Как можно к этому привыкнуть?
- А вот так! – жук сердито загудел.- Кто ты, и кто я? Ты красивая, воздушная, яркая. А я? Толстый и неуклюжий. Здесь меня никто не видит, и мне спокойнее. А тебе… Тебе я просто позавидовал, вот и упрекнул. Прости.

Бабочка грустно похлопала крыльями, и ответила:
- Ты правда считаешь меня красивой?
- Правда.
-  Странно. А ведь ещё совсем недавно я была толстой и неуклюжей гусеницей. У меня было много лапок и противные жесткие волосики по всему телу. Меня все не любили, от меня отворачивались, на меня смотрели с презрением и страхом. Называли меня вредителем и прогоняли. Никто не хотел дружить со мной. Ни муравьи, ни жуки, ни стрекозы. А птицы только и хотели меня съесть. И тогда я на всех обиделась, замкнулась, перестала со всеми здороваться и просто разговаривать. Завернулась в свой кокон, и долго спала. Я лелеяла свою обиду, завидовала всему миру, как ты. Пока не поняла, что в коконе всю жизнь прожить не удастся. Рано или поздно надо будет выйти на свободу. Но другой. Совсем другой. Никому не завидовать. Ни на кого не обижаться по пустякам. Мне очень не хотелось быть толстой и противной гусеницей. Я долго мечтала об этом. Я хотела стать воздушной, красивой, и парить над землёй… И знаешь? Однажды мечта сбылась. Я проснулась, и почувствовала себя легко и свободно. А за спиной у меня бились крылья, готовы сорваться в полёт… И вот я здесь. С тобой. Может быть, и тебе стоит перестать обижаться и завидовать? А вместо этого обрести свободу? Ты подумай. А я полетела…

И бабочка вспорхнула вверх, направляясь к окну.

В этот момент в комнату вошёл мальчик. Потому что время прогулки закончилось, и жука пора было пересаживать в коробку. Бабочка на минутку задержалась, присев на штору, чтобы посмотреть, и проводить жука сочувствующим взглядом.

Когда мальчик поднял прозрачный колпак и хотел привычно посадить жука на палец, жук вдруг попятился. Неуклюже, тяжело. Стал отползать к краю стола, и едва не сорвался вниз. Как ему показалось – в пропасть. Но бабочка, увидев его нерешительность, прошелестела от окна:
- Не бойся. Ты не упадёшь. У тебя же есть крылья.  Просто поверь. Вспомни:  свобода…

Ещё пару секунд жук топтался на месте, разрываясь между желанием улететь и остаться. А потом решительно шагнул с края стола, и рухнул вниз. Казалось, ещё немного и он разобьётся, с таким отчаянием и решимостью он летел к жёсткому полу, словно и правда хотел разбиться, чтобы не принимать решения и не пользоваться свободой выбора. Но уже в последний момент, когда до пола оставались считанные сантиметры, вдруг расправил крылья, загудел. Поднялся вверх… Сделав круг над столом, крикнул мальчику:
- Спасибо тебе за всё!

Но мальчик, конечно, не услышал. Зато услышала бабочка, и радостно захлопала крыльями:
- Молодец! Какой же ты молодец. И правильно! Надо уметь быть благодарным. Но свобода дороже.

И она порхнула в окно. И вслед за ней улетел жук.  Ему было немного жаль сытого комфорта. Но впереди его ждал большой мир. Именно в нём и начинается  СВОБОДА…


Рецензии